Решение по делу №2-463 (об установлении обязанности по выдаче справки о среднемесячном заработке)



Дело №2-463/2010

Решение

Именем Российской Федерации

город Няндома 13 декабря 2010 года

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Епишина В.А.,

при секретаре Росковой О.В.,

с участием истца /ФИО1/,

представителя ответчика – администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» /ФИО3/,

представителя третьего лица - Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Няндомском районе Архангельской области /ФИО4/,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску /ФИО1/ к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» об установлении обязанности по выдаче справки о среднемесячном заработке,

У С Т А Н О В И Л:

/ФИО1/ обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» (далее - администрация МО «Няндомский муниципальный район») об установлении обязанности по выдаче справки о среднемесячном заработке.

В обоснование исковых требований указала, что она является получателем пенсии по старости. При исчислении размера трудовой пенсии принимается за основу среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Поскольку наиболее выгодным для неё являлся расчет размера трудовой пенсии за 60 месяцев подряд, она обратилась в архивный отдел администрации МО «Няндомский муниципальный район» с заявлением о выдаче справки о среднемесячном заработке за период с января 1983 года по декабрь 1987 года. В дальнейшем, при обращении в Пенсионный фонд с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, она предоставила вместе с другими необходимыми документами и указанную справку. Размер её трудовой пенсии был определен с учетом среднемесячного заработка за 60 месяцев подряд за период с января 1983 года по декабрь 1987 года за время её работы на /Фабрика1/ на основании справок, выданных архивным отделом администрации МО «Няндомский муниципальный район». При этом она не согласна с суммами заработка, указанными в данных справках, поскольку в них изначально не были включены некоторые суммы выплат. Общая сумма, не включенная в сумму заработка, составляет <данные изъяты>. Все не включенные в состав заработка суммы начислялись из фонда заработной платы и из материального фонда за выполнение плана по реализации продукции, за рентабельность, а также по итогам работы за год и за стаж работы. Она неоднократно обращалась к ответчику с требованиями о включении всех сумм выплат в общую сумму заработка и о выдаче соответствующей справки, при этом всегда получала отказ. Свой отказ работники архивного отдела мотивируют тем, что суммы, которые они не включают в общую сумму заработка не вошли в графу – «итого». Считает, что её вины нет в том, что лицевые счета заполнялись на предприятии, где она работала, неправильно. Все указанные суммы, в том числе заработную плату и премии, она получала за свой добросовестный труд на /Фабрика1/ Со всех выплат производились отчисления в фонд социального страхования. Полагает, что все суммы выплат, указанные в лицевых счетах, должны включаться в общую сумму заработка. Просит обязать ответчика выдать справку о среднемесячном заработке за период её работы на /Фабрика1/» с 01 июля 1983 года по 30 июня 1988 года с учетом всех сумм выплат, указанных в лицевых счетах. Взыскать с ответчика в её пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В судебном заседании истец /ФИО1/ исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование иска привела доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что справка о среднемесячном заработке за период её работы на /Фабрика1/ с 01 июля 1983 года по 30 июня 1988 года с учетом всех сумм выплат, указанных в лицевых счетах, ей необходима для получения повышенного размера пенсии. Без указанной справки Управление ПФР в Няндомском районе не увеличивает размер ее пенсии. До замужества ее фамилия была /ФИО2/. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации МО «Няндомский муниципальный район» /ФИО3/ иск не признала, в обоснование привела доводы, аналогичные доводам, указанным в отзыве на исковое заявление. Из отзыва на исковое заявление следует, что фактически /ФИО1/ оспаривает действия архивного отдела администрации МО «Няндомский муниципальный район», в связи с чем, истцом неверно выбрана форма обращения в суд за защитой своих прав. Кроме того, исковое заявление не содержит правового обоснования. Доводы, изложенные в иске, фактически основаны на предположениях /ФИО1/ При подготовке справок и ответов на запросы социально-правового характера архивный отдел руководствуется основными Правилами работы ведомственных архивов, а также Методическими рекомендациями Государственной архивной службы России по организации работы районных (городских) архивов документов по личному составу. В соответствии с п.10.4.7 основных Правил работы ведомственных архивов для наведения справок о размере заработной платы используются лицевые счета рабочих и служащих. В справку о сумме заработной платы не должны включаться данные о выплатах за сверхурочную работу, за работы по совместительству, выплатах единовременного характера, не относящихся к заработной плате. Исходя из заявления /ФИО1/ от 15 сентября 2010 года, направленного в адрес архивного отдела, выплаты, не включенные в справку, носили единовременный характер. Согласно рекомендациям Государственной архивной службы России размер заработной платы указывается в справке в соответствии с масштабами цен, действовавших в тот период, за который выдается справка. Сведения о заработной плате включаются в справку так, как они изложены в документах архива. Данные приводятся отдельно за каждый год, без суммирования в пределах года. Расчет среднемесячного и среднегодового заработка архивом не производится.

Представитель третьего лица - Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Няндомском районе Архангельской области /ФИО4/, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Согласно отзыву на исковое заявление истец /ФИО1/ с 14 мая 2005 года является получателем трудовой пенсии по старости. При обращении за назначением досрочной трудовой пенсии истцом были представлены архивные справки, выданные архивным отделом администрации МО «Няндомский район» от 03 марта 2005 года о суммах заработка за 1983-1987 годы. Расчетный размер трудовой пенсии истца определен с учетом среднемесячного заработка за 60 месяцев (1983-1897 годы) по представленным справкам. Согласно пунктов 2, 3 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон от 12 декабря 2001 года №173-ФЗ) при исчислении расчета размера трудовой пенсии во внимание принимается средний заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. В соответствии со ст.100 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года №340-1, действовавшего до вступления в силу Закона от 12 декабря 2001 года №173-ФЗ, в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, определяются Правительством Российской Федерации. Постановление Госкомтруда СССР №358 и Секретариата ВЦСПС №16-28 от 03.09.1990 года содержит полный Перечень видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию. Аналогичные требования содержали и нормы действующего законодательства. Так, пунктом 124 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года, установлены виды заработной платы, включаемые в заработок для исчисления пенсий, на которые начисляются страховые взносы, кроме заработной платы за сверхурочную работу, за совместительство и всякого рода выплат единовременного характера. Следовательно, к суммам, выплачиваемым работникам предприятия, относятся также выплаты, на которые не начисляются страховые взносы и которые, соответственно, не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию. В случае удовлетворения исковых требований и при обращении истца с заявлением о перерасчете размера трудовой пенсии по старости с представлением справки о среднемесячном заработке за период с 1983 года по 1988 год с учетом всех сумм выплат, указанных в лицевом счете, выданной архивным отделом администрации МО «Няндомский муниципальный район», Управлением будет произведен перерасчет размера трудовой пенсии по старости истца с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете размера трудовой пенсии по старости.

Выслушав пояснения истца, представителей ответчика, третьего лица, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

Как установлено в судебном заседании, истец /ФИО1/ в соответствии с п.6 ч.1 ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» является получателем трудовой пенсии по старости с 14 мая 2005 года. При сборе документов, необходимых для назначения пенсии, истцу из архива администрации МО «Няндомский муниципальный район» была выдана справка о среднемесячном заработке за период с января 1983 года по декабрь 1987 года. В целях перерасчета размера пенсии /ФИО1/ 15 сентября 2010 года обратилась в архивный отдел администрации МО «Няндомский муниципальный район» с заявлением о предоставлении справки о её доходах за период работы на /Фабрика1/ с июля 1983 года по июнь 1988 года с включением сумм, которые не были указаны в справке, выданной первоначально для назначения пенсии. В выдаче указанной справки истцу ответчиком было отказано.

Указанные обстоятельства подтверждаются как пояснениями сторон, так и письменными материалами дела, исследованными в судебном заседании, в том числе: пенсионным удостоверением на имя /ФИО1/ от 25 мая 2005 года, заявлением /ФИО1/ в адрес архивного отдела администрации МО «Няндомский муниципальный район» от 15 сентября 2010 год о выдаче справки (л.д.5); письменным отказом ответчика от 21 сентября 2010 года в выдаче указанной справки (л.д.6).

В соответствии с Положением об архивном отделе администрации МО «Няндомский муниципальный район», утвержденным постановлением главы администрации МО «Няндомский муниципальный район» 26 февраля 2006 года архивный отдел является структурным подразделением администрации МО «Няндомский муниципальный район». Согласно части 3 указанного Положения архив в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет хранение и государственный учет документов, в том числе: документы юридических и физических лиц; документы по личному составу ликвидируемых учреждений, организаций, предприятий и фирм, не имеющих правопреемника (л.д.79-82).

В соответствии с п.10.4.7 Основных правил работы ведомственных архивов, утвержденных Приказом Главархива СССР от 05.09.1985 №263, для наведения справок о размере заработной платы используются лицевые счета рабочих и служащих, а при их отсутствии – ведомости на выдачу заработной платы, машинограммы на выдачу зарплаты, расчетные книжки. В справку о сумме заработной платы не должны включаться данные о выплатах за сверхурочную, за работы по совместительству, выплатах единовременного характера, не относящихся к заработной плате. При составлении справки о заработной плате при наличии месяцев, в течение которых работник фактически не работал или работал неполное количество рабочих дней (независимо от причины болезни, отпуска, увольнения и т.п.) в справку включаются данные за другие непосредственно предшествующие месяцы. Данные приводятся раздельно за каждый год, без суммирования в пределах года. Размер заработной платы указывается в справке в соответствии с масштабами цен, действовавших в тот период, за который наводится справка. Архивные справки о заработной плате рабочих и служащих и заработке членов колхозов для назначения государственной пенсии составляются по установленной органами социального обеспечения форме.

В судебном заседании были исследованы лицевые счета /Фабрика1/ за период с 01 июля 1983 года по 30 июня 1988 года, из которых следует, что не все суммы, начисленные истцу, были включены в графу «итого». Итоговые суммы начисленной заработной платы /ФИО1/. за указанный период работы совпадают с суммами заработной платы /ФИО1/., указанной в справках о заработной плате, выданных архивным отделом администрации МО «Няндомский муниципальный район».

Свидетель /ФИО7/ суду показала, что с 09 апреля 1981 года по 23 мая 1996 года она работала на /Фабрика1/ в должности главного бухгалтера. Ранее в лицевых счетах часть начисленных и выплаченных денежных средств работнику в итоговую сумму заработной платы не включалась, поскольку были разные источники финансирования. Данные суммы вписывались пастой зеленого цвета.

Свидетель /ФИО6/ суду показала, что в период с 1984 года по 1996 год она работала на /Фабрика1/ в должности бухгалтера. В остальном дала суду показания аналогичные показаниям свидетеля /ФИО7/

Согласно п.5.3.12 «Методических рекомендаций по организации работы районных (городских) архивов документов по личному составу» Государственной архивной службы России от 01.06.1995 года сведения о заработной плате включаются в справку так, как они изложены в документах архива без соблюдения установленной органами социальной защиты формы и без расчета среднемесячного заработка заявителя.

Свидетель /ФИО5/ суду показала, что она работает заведующей архивным отделом администрации МО «Няндомский муниципальный район». В соответствии с «Методическими рекомендациями по организации работы районных (городских) архивов документов по личному составу» Государственной архивной службы России от 01.06.1995 года, архивным отделом администрации МО «Няндомский муниципальный район» были выданы истцу справки о ее среднемесячной заработной плате за период с 01 июля 1983 года по 30 июня 1988 года без учета всех сумм выплат, указанных в лицевых счетах, поскольку работники архива не вправе вести подсчет размера средней заработной платы и выдают справки на основании лицевых счетов предприятия, при этом учитываются только итоговые суммы заработной платы за каждый месяц.

Таким образом, судом установлено, что архивный отдел администрации МО «Няндомский муниципальный район» в силу действующего законодательства не уполномочен выдавать справки о среднемесячном заработке истца за период работы на /Фабрика1/ с 01 июля 1983 года по 30 июня 1988 года с включением дополнительных сумм, поскольку в компетенцию архивного отдела не входит произведение бухгалтерских расчетов. Ответчиком в рамках его полномочий истцу были выданы справки о среднемесячной заработной плате за спорный период без учета всех сумм выплат, указанных в лицевых счетах, с указанием итоговых сумм, в связи с чем, нарушений закона со стороны ответчика суд не усматривает. Вопрос об уточнении суммы среднего заработка, влияющего на размер пенсии истца, не может быть разрешен в рамках настоящего гражданского дела.

Доводы представителя ответчика относительно того, что истцом неверно выбрана форма обращения в суд за защитой своих прав, суд считает несостоятельными, не основанными на законе, поскольку истец вправе самостоятельно определять способ защиты нарушенного права.

На основании выше изложенного исковое заявление /ФИО1/ удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска /ФИО1/ к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» об установлении обязанности по выдаче справки о среднемесячном заработке отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 16 декабря 2010 года.

Решение суда не вступило в законную силу.

Судья В.А. Епишин