Решение по делу №2-478 (о признании нормативно-правового акта недействующим (№ 41 от 19.02.2010г.))



Дело № 2-478/2010

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Няндома 30 ноября 2010 года

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Томашевской Г.Е.,

при секретаре Яковлевой С.М.,

с участием помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Филимоновой О.А.,

представителя заинтересованного лица Федоренко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействующим постановления главы администрации муниципального образования «Няндомское» от 19 февраля 2010 года №41 «Об установлении тарифов для населения МО «Няндомское» на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании постановления главы администрации муниципального образования «Няндомское» от 19 февраля 2010 года №41 «Об установлении тарифов для населения МО «Няндомское» на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования» (далее Постановление от 19 февраля 2010 года №41).

В обоснование заявления указал, что принятое главой администрации МО «Няндомское» постановление противоречит действующему законодательству, в частности ст. 156 ЖК РФ, определяющей порядок установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В судебном заседании помощник прокурора Филимонова О.А. доводы и требования заявления поддержала в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что глава администрации нарушил требования ст. ст. 154 и 157 ЖК РФ, тарифы в соответствии с данными статьями могут быть установлены только на коммунальные услуги, которые включают в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, а не на обслуживание данного газового оборудования. Считает, что оспариваемым постановлением была установлена плата, поименованная как тариф, на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования. Однако данная плата является составляющей частью платы за общее содержание имущества и не может быть установлена отдельно. Тарифы могут быть установлены только для организаций, а не для населения. Помимо этого на территории Няндомского городского поселения жилые дома переданы в управление управляющих организаций, кроме этого имеются товарищества собственников жилья. Собственники некоторых жилых домов выбрали сами управляющую организацию, то есть приняли решение, каким образом будет осуществляться управление многоквартирными домами. Часть жилых домов передано по конкурсу в управление организаций, поэтому в Няндомском городском поселении существуют различные способы управления домами. Однако данным постановлением не конкретизировано для каких домов установлен тариф. В постановлении имеет место неопределенность: на какие дома и при каком управлении жилыми помещениями будет устанавливаться данный тариф. Полагает, что оспариваемое постановление противоречит действующему законодательству, а также принято с нарушением соответствующей процедуры. Представленное постановление от 16 ноября 2010 года №194 о внесении изменений в оспариваемый нормативный правовой акт указанных недостатков не устраняет и по состоянию на 30 ноября 2010 года к моменту рассмотрения дела не опубликовано, то есть в законную силу не вступило. Просила удовлетворить заявление прокурора в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Няндомское» Федоренко А.В. с заявлением прокурора не согласилась, поддержала доводы отзыва. Суду пояснила, что оспариваемое постановление принято в пределах компетенции, так как глава имеет право устанавливать только тариф, где не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, либо выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом. В оспариваемом постановлении это было не указано, но в настоящее время в него внесены изменения, которые будут опубликованы 01 декабря 2010 года. Плата за техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования входит в состав платы за общее имущество, однако она была вынесена отдельной строкой. На территории МО «Няндомское» имеются ТСЖ, а также дома, не принадлежащие муниципалитету. Постановление о внесении изменений вынесено главой в пределах его компетенции единолично, не вынося на обсуждение депутатов. Полагает, что обжалуемое постановление полностью соответствует действующему законодательству. Считает, что прокурором пропущен трехмесячный срок для обращения с данным заявлением. Просила в удовлетворении заявления отказать.

Изучив требования и доводы заявления, выслушав мнение помощника прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

На основании статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на орган, принявший его.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись данные требования закона, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

Постановлением от 19 февраля 2010 года №41 установлен тариф для населения «Няндомское» на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования (л.д. 5).

Указанное постановление опубликовано в Няндомской районной газете «Авангард» №15 от 27 февраля 2010 года (л.д. 6).

В силу ст. 7 Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно пункту 6 ст. 43 Закона глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

В соответствии со ст. 5, 21, 22 Устава муниципального образования «Няндомское» глава Няндомского городского поселения наделен правом принимать муниципальные нормативные правовые акты по вопросам местного значения, а также в иных случаях, предусмотренных Уставом (л.д. 24-59).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Постановление от 19 февраля 2010 года №41 является нормативным правовым актом, содержит обязательные правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, официально опубликован для всеобщего сведения и подлежит применению на территории муниципального образования «Няндомское».

Согласно п. 93 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307, потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования.

В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В структуру платы за жилое помещение (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации) для нанимателя жилого помещения и для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя, в том числе, плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. ст. 44, 155, 156, 158, 162, 164 ЖК РФ и п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491, размер платы собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом размер платы собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества определяется органами управления товарищества собственников жилья жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (в частности, решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива, жилищного кооператива).

Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ и п. 29 Правил плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Требования к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в зависимости от способа управления многоквартирным домом указаны в п.п. 30, 31, 32 Правил.

На основании п. 34 Правил в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

В соответствии с п. 36 Правил, в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В силу п. 32 Правил при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений.

Из п. 38 Правил следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации несут расходы на содержание и ремонт общего имущества с учетом внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Если размер вносимой нанимателями таких жилых помещений платы меньше, чем размер платы, установленной в договоре управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем указанных жилых помещений в согласованном с управляющей организацией порядке.

Как установлено в судебном заседании, на территории муниципального образования «Няндомское» имеются многоквартирные дома, в которых собственники не определились со способом управления многоквартирными домами, часть домов исключена из реестра муниципальной собственности, на территории поселения созданы ТСЖ, в ряде многоквартирных домов собственники жилых помещений избрали способ управления домами – управление управляющей организацией.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться органами местного самоуправления в случаях и в порядке, указанных в пунктах 34 и 36 Правил. Установление органами местного самоуправления указанной платы в иных случаях не соответствует законодательству Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Исходя из изложенного, установление органами местного самоуправления тарифа за техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах для населения МО «Няндомское» без учета способа управления многоквартирным домом и иных оговоренных Правилами случаях является незаконным.

Представленное заинтересованным лицом постановление главы администрации муниципального образования «Няндомское» от 16 ноября 2010 года №194 «О внесении изменений в Постановление от 19 февраля 2010 года №41» не является предметом рассмотрения настоящего гражданского дела, на момент рассмотрения дела в установленном порядке не опубликован, таким образом нормативным правовым актом не является.

Кроме того, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Из вышеприведенных положений Правил следует, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей газоснабжения.

Таким образом, исходя из действующего жилищного законодательства плата за обслуживание внутридомового газового оборудования, в том числе за техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования, входит в состав платы за содержание и текущий ремонт.

В силу изложенного, устанавливая оспариваемым постановлением тариф за техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования, главой администрации не было принято во внимание, что данная услуга является составляющей услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, размер платы за который устанавливается в установленном законом порядке и взыскивается с населения МО «Няндомское».

Таким образом, суд находит Постановление от 19 февраля 2010 года №41 противоречащим вышеприведенным нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.

Довод представителя заинтересованного лица о пропуске прокурором срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта не состоятелен, поскольку положения ч. 1 ст. 256 ГПК РФ применимы в случае обжалования ненормативных правовых актов, к коим Постановление от 19 февраля 2010 года №41 не относится. Настоящее дело рассматривается по правилам главы 24 ГПК РФ, предметом оспаривания является нормативный правовой акт, который сроком действия во времени не ограничен и рассчитан на неоднократное применение, что в каждом случае затрагивает права и свободы неопределенного круга субъектов общественных отношений, регулируемых этим актом. Действующее законодательство не содержит норм, устанавливающих сроки для обращения граждан в суд за защитой прав и законных интересов, нарушенных положениями нормативного правового акта.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в п. 25 постановления Пленума от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

На основании изложенного суд считает, что доводы представителя заинтересованного лица, изложенные в отзывах, и поддержанные в судебном заседании, правового значения для разрешения спора не имеют, поскольку они не опровергают установленных в судебном заседании обстоятельств, свидетельствующих о незаконности оспариваемого нормативного правового акта.

При изложенных обстоятельствах заявление прокурора Няндомского района Архангельской области о признании недействующим полностью постановления главы администрации муниципального образования «Няндомское» от 19 февраля 2010 года №41 «Об установлении тарифов для населения МО «Няндомское» на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования» со дня его принятия подлежит удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Заявление прокурора Няндомского района Архангельской области удовлетворить.

Признать постановление главы администрации муниципального образования «Няндомское» от 19 февраля 2010 года №41 «Об установлении тарифов для населения МО «Няндомское» на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования» недействующим полностью со дня его принятия.

Решение суда влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.

По вступлению решения суда в законную силу сообщение о принятом решении подлежит публикации в Няндомской районной газете «Авангард».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 06 декабря 2010 года.

Председатель

Няндомского районного суда Г.Е. Томашевская