Решение по делу №2-23 (о возложении обязанности осуществить запас топливно-энергетических ресурсов)



Дело №2-23/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Няндома 04 февраля 2011 года

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Ермилова В.А.,

при секретаре Раковой И.А.,

с участием старшего помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Филимоновой О.А.,

представителя ответчика – администрации муниципального образования «Няндомское» /ФИО1/,

представителя ответчика – открытого акционерного общества «...» /ФИО2/,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанности организовать надлежащим образом теплоснабжение населения; открытому акционерному обществу «...» о возложении обязанности осуществить запас топливно-энергетических ресурсов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомское» (далее МО «Няндомское») о возложении обязанности организовать надлежащим образом теплоснабжение населения; открытому акционерному обществу «...» (далее ОАО «...») о возложении обязанности осуществить запас топливно-энергетических ресурсов на 45 суток по твердому топливу, на 30 суток по жидкому топливу.

В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства, регулирующего защиту прав граждан в жилищно-коммунальной сфере при проведении отопительного сезона 2010-2011 годов установлено, что на территории МО «Няндомское» сложилась неблагополучная обстановка с запасами топливно-энергетических ресурсов на котельных. По состоянию на 10 декабря 2010 года на территории Няндомского городского поселения нормативный запас топливно-энергетических ресурсов не создан. На 16 декабря 2010 года запас топливно-энергетических ресурсов на котельных составляет: уголь – 5884 тонны (20 суток), мазут – 141 тонна (10 суток), дизельное топливо – 49 тонн (11 суток), дрова 609 тонн (4 суток). Котельные находятся в собственности МО «Няндомское» и переданы в аренду «...». Общий нормативный запас основного и резервного видов топлива на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств, при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива. Для расчета размера нормативного эксплуатационного запаса топлива принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу – 45 суток, по жидкому топливу – 30 суток. Необходимый запас топлива для бесперебойного отопления жилых домов, расположенных на территории Няндомского городского поселения, не создан. Непринятие мер по своевременной закупке и запасу топливно-энергетических ресурсов на территории Няндомского городского поселения может повлечь срыв отопительного сезона, ущемление конституционных прав граждан на охрану здоровья, а также привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

Просил обязать ОАО «...» осуществить запас топливно-энергетических ресурсов на 45 суток по твердому топливу, на 30 суток по жидкому топливу, а также обязать МО «Няндомское» организовать надлежащим образом теплоснабжение населения в границах Няндомского городского поселения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Филимонова О.А. иск поддержала частично, отказавшись от требований в части возложения на ОАО «...» обязанности осуществить запас топливно-энергетических ресурсов на 30 суток по жидкому топливу. В остальном требования и доводы искового заявления поддержала, дополнительно пояснив, что создание запасов топлива регламентируется Инструкцией «Об организации в Министерстве энергетики РФ работы по утверждению нормативов создания топлива на тепловых электростанциях и котельных», утвержденной Приказом Министерства энергетики РФ от 04 сентября 2008 года № 66. На 03 февраля 2011 года на котельных имеется запас угля на 15 суток. Необходимый запас топлива для бесперебойного отопления жилых домов, расположенных на территории Няндомского городского поселения, не создан. Непринятие мер по своевременной закупке и запасу топливно-энергетических ресурсов на территории Няндомского городского поселения может повлечь срыв отопительного сезона, ущемление конституционных прав граждан на охрану здоровья, а также привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что к вопросам местного значения населения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения. Администрация МО «Няндомское» обязана надлежащим образом организовать теплоснабжение населения на территории Няндомского городского поселения. Отсутствие запаса топлива на котельных свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами администрации МО «Няндомское» своих обязанностей по организации теплоснабжения на подведомственной территории. Котельные находятся в собственности МО «Няндомское», на основании договора от 01 августа 2009 года переданы в аренду ОАО «...».

На основании определения Няндомского районного суда Архангельской области от 04 февраля 2011 года, в связи с частичным отказом старшего помощника прокурора от иска, производство по делу по иску прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Няндомское» о возложении обязанности организовать надлежащим образом теплоснабжение населения; ОАО «...» о возложении обязанности осуществить запас топливно-энергетических ресурсов, в части требований, заявленных к ОАО «...» о возложении обязанности осуществить запас топливно-энергетических ресурсов на 30 суток по жидкому топливу, прекращено.

Представитель ответчика - администрации МО «Няндомское» /ФИО1/ иск не признал, суду пояснил, что иск к ОАО «...» считает обоснованным. Котельные действительно переданы по договору от 01 августа 2009 года в аренду ОАО «...». В настоящее время этот договор действующий, следовательно, ОАО «...» взяло на себя обязательства по обеспечению населения теплоснабжением. Администрация МО «Няндомское» осуществляет постоянный контроль над созданием запаса топлива на котельных с целью недопущения чрезвычайных ситуаций, и не может быть ответчиком по делу, так как по договору полномочия переданы ОАО «...». Для проведения отопительного сезона администрацией МО «Няндомское» были перечислены денежные средства ОАО «...». Требования по созданию запасов топлива должен исполнять ответчик ОАО «...», так как это возложено на него договором аренды.

Представитель ответчика - ОАО «...» /ФИО2/ иск не признала, суду пояснила, что иск считает необоснованным. Определенный запас по твердому топливу имеется, срыва отопительного сезона произойти не может, так как поставки топлива продолжаются. На 03 февраля 2011 года имеется запас угля на 15 суток. Договор аренды имущества от 01 августа 2009 года в настоящее время действует.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (далее – Закон 131-ФЗ) организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения этих поселений.

Согласно ч. 4 ст. 15 Закона 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действий, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Как следует из материалов гражданского дела, 01 июня 2009 года между муниципальным образованиями «Няндомское» и муниципальным образованием «Няндомский муниципальный район» заключено соглашение, согласно которому МО «Няндомское» передает, а МО «Няндомский муниципальный район» принимает осуществление полномочий органов местного самоуправления по организации в границах поселения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения. Срок действия данного соглашения с 01 июня 2009 года по 31 декабря 2009 года (л.д. 68-70).

Принимая во внимание, что оговоренный в соглашении срок его действия истек, в соответствии с Законом 131-ФЗ с 01 января 2010 года полномочия по организации в границах поселения теплоснабжения населения возложены на МО «Няндомское».

Согласно договору аренды имущества №№ от 01 августа 2009 года и приложения №1 к нему, МО «Няндомский муниципальный район» передает, а ОАО «...» принимает недвижимое имущество – здания строения сооружения (котельные), с земельными участками необходимыми для их эксплуатации, расположенные на территории МО «Няндомское». Срок аренды установлен с момента подписания договора на 11 месяцев. Пунктом 6.3 указанного договора предусмотрено, что если Арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора аренды при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (л.д. 71-75).

При таких обстоятельствах, договор аренды имущества №№ от 01 августа 2009 года в настоящее время является действующим, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

Из акта приема-передачи имущества от 01 августа 2009 года следует, что ОАО «...» приняло от МО «Няндомский муниципальный район» имущество согласно Приложению № 1 к договору аренды №№ от 01 августа 2009 года (л.д. 16).

На основании п. 1.1 вышеуказанного договора аренды его целью является повышение эффективности использования муниципального имущества в интересах потребителей коммунальных услуг, устойчивое теплоснабжение населения, а также достижение максимального экономического и социального эффекта в сфере предоставления коммунальных услуг на территории МО «Няндомское».

Пунктом 3.4 Устава ОАО «...» предусмотрено, что для получения прибыли общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации, в том числе производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (л.д. 32-44).

Приказом Министерства энергетики РФ от 04 сентября 2008 года № 66 утверждена Инструкция «Об организации в Министерстве энергетики РФ работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных» (далее - Инструкция), которая разработана в целях организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных и устанавливает основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо при производстве организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, электрической и (или) тепловой энергии.

Согласно п.п. 2,4 Инструкции, норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива.

Согласно п. 39 Инструкции для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев от отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток, по жидкому топливу 30 суток.

Из справок о запасах топлива на котельных Няндомского филиала ОАО «...» следует, что на 10 декабря 2010 года запас топлива на котельных составлял: уголь на 14 суток, дрова на 2 суток, мазут на 14 суток, дизельное топливо на 14 суток; на 16 декабря 2010 года: уголь на 20 суток, дрова на 4 суток, мазут на 10 суток, дизельное топливо на 11 суток; на 03 февраля 2011 года: уголь на 15 суток, мазут на 35 суток, дизельное топливо на 9 суток (л.д. 10, 11, 88).

В связи с тем, что по состоянию на 10 декабря 2010 года на территории Няндомского района нормативный запас топливно-энергетических ресурсов на котельных, переданных в аренду ОАО «...», не создан, 14 декабря 2010 года и.о. прокурора Няндомского района Архангельской области было вынесено предостережение в адрес заместителя директора Няндомского филиала ОАО «...» о недопустимости нарушений закона (л.д. 5).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ОАО «...», в нарушение Инструкции «Об организации в Министерстве энергетики РФ работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных», не осуществляет необходимый запас твердого топлива на 45 суток.

В свою очередь администрация МО «Няндомское» в силу возложенных на нее Законом 131-ФЗ полномочий надлежащим образом не организует теплоснабжение населения в границах Няндомского городского поселения.

Доводы представителя ответчика администрации МО «Няндомское» о том, что администрация осуществляет постоянный контроль над созданием запаса топлива на котельных с целью недопущения чрезвычайных ситуаций, и не может быть ответчиком по делу, так как по договору полномочия переданы ОАО «...», суд считает необоснованными.

Как установлено в судебном заседании, ОАО «...» в силу договора аренды приняло на себя обязательства по теплоснабжению населения, в свою очередь, в силу Закона 131-ФЗ полномочия по организации в границах поселения теплоснабжения населения возложены на МО «Няндомское».

Стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ст.56 ГПК РФ), и принимают на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Между тем, в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ представителем ответчика администрации МО «Няндомское» не представлено суду доказательств, свидетельствующих о том, что администрация МО «Няндомское» надлежащим образом организовывает теплоснабжение населения в границах Няндомского городского поселения.

Суд считает, что издание главой администрации МО «Няндомское» распоряжения от 01 сентября 2010 года о создании межведомственной комиссии в целях обеспечения своевременной и качественной подготовки жилищно-коммунального комплекса и объектов энергетики МО «Няндомское» к работе в осеннее-зимних условиях и обеспечения устойчивого прохождения отопительного периода, не может свидетельствовать о надлежащей организации снабжения населения теплом.

В силу Закона 131-ФЗ администрация МО «Няндомское» самостоятельно выбирает способ надлежащей организации теплоснабжения населения проживающего на территории Няндомского городского поселения.

Доводы представителя ответчика ОАО «...» о том, что имеется определенный запас по твердому топливу, срыва отопительного сезона произойти не может, так как поставки топлива продолжаются, суд считает несостоятельными, в виду того, что согласно Инструкции на ответчика возложена обязанность обеспечения определенного запаса топлива для бесперебойного отопления жилых домов.

Как установлено в судебном заседании ответчиком ОАО «...» необходимый запас твердого топлива не создан.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно граждан проживающих на территории Няндомского городского поселения и пользующихся услугой теплоснабжение. Установить точное число граждан пользующихся указанной услугой не представляется возможным, тем самым круг лиц является неопределенным.

Принимая во внимание вышеизложенное, дав оценку и анализ исследованным в ходе судебного заседания доказательствам, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Няндомского района Архангельской области, с учетом частичного отказа от иска в судебном заседании.

В соответствии с пунктом 19 части первой статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. С учетом изложенного, государственная пошлина с администрации муниципального образования «Няндомское» взысканию не подлежит.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании вышеуказанной нормы закона с ответчика ОАО «...» в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, с учетом требований п. 3 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, в размере 100 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанности организовать надлежащим образом теплоснабжение населения; открытому акционерному обществу «...» о возложении обязанности осуществить запас топливно-энергетических ресурсов, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» надлежащим образом организовать в границах Няндомского городского поселения теплоснабжение населения.

Обязать открытое акционерное общество «...» осуществить запас топливно-энергетических ресурсов на 45 суток по твердому топливу.

Взыскать с открытого акционерного общества «...» в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» государственную пошлину в размере 100 (сто) рублей 00 копеек.

На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Архангельский областной суд через Няндомский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 09 февраля 2011 года.

Судья В.А. Ермилов