г. Каргополь 15 марта 2011 года Дело № 2к-33/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации Няндомский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Захарова Е.С. с участием помощника прокурора Каргопольского района Константинова А.С. представителя ответчика – Ухотской средней общеобразовательной школы /А./ представителя ответчика – Управления образования администрации МО «Каргопольский муниципальный район» /Р./, при секретаре Гулиевой М.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Каргополе 15 марта 2011 года гражданское дело по иску прокурора Каргопольского района в интересах неопределенного круша лиц к Управлению образования администрации МО «Каргопольский муниципальный район» и муниципальному образовательному учреждению Ухотская средняя общеобразовательная школа (МОУ «Ухотская СОШ») о признании бездействия в организации обучения основам военной службы в МОУ «Ухотская СОШ» незаконным и о возложении обязанности по обеспечению учебно-материальной базой, у с т а н о в и л: Прокурор Каргопольского района обратился в суд с заявлением о признании бездействия Управления образования МО «Каргопольский муниципальный район» и в организации обучения основам военной службы в МОУ «Ухотская СОШ» незаконным и о возложении обязанности по обеспечению учебно-материальной базой. В обоснование требований прокурор указал на следующие обстоятельства: Прокуратурой района согласно указания прокуратуры Архангельской области № от 18.10.2010 проведена проверка исполнения законодательства о воинской обязанности и военно-патриотическом воспитании учащихся в муниципальном общеобразовательном учреждении «Ухотская средняя общеобразовательная школа», по результатам которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, учебно-материальная база в МОУ «Ухотская СОШ» не соответствует требованиям п. 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра Обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134, а именно, в МОУ «Ухотская СОШ» отсутствуют: спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер); предметный кабинет в МОУ «Ухотская СОШ» не оснащен в полной мере учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения: В результате, работа по техническим и военно-прикладным видам спорта, которая входит в основы военной службы, в МОУ «Ухотская средняя общеобразовательная школа» не проводится должным образом. В судебном заседании прокурор Константинов А.С. требования поддержал. Представитель ответчика /Р./ с иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве Управления образования, в котором оно ссылается на то, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и подготовка по основам военной службы осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках предмета ОБЖ, который в школе изучается на базовом уровне. Нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан основам военной службы носят рекомендательный характер. Учащиеся школы не выбирают ОБЖ и физкультуру в качестве профильных предметов. Для изучения предмета на базовом уровне учебные и наглядные пособия в школе имеются. Учащиеся ежегодно принимают участие в районном финале военно-спортивной игры «Зарничка», смотре почетных караулов среди образовательных учреждений. К подготовке и проведению полевых сборов привлекаются военный комиссариат, Управление ГО и ЧС администрации Каргопольского района, Каргопольский РОВД и другие организации. В соответствии с программой реструктуризации сети образовательных учреждений района на 2011-2012 годы предусмотрена реорганизация Ухотской средней школы в основную и необходимость организации обучения основам военной службы отпадает. Представитель ответчика /А./ пояснила, что школа согласна оборудовать спортивный городок, тир и укомплектовать кабинет необходимыми пособиями в случае финансирования на эти цели. Школой для утверждения направлена смета на указанные мероприятия. Хотя школа включена в Программу реструктуризации образовательных учреждений района и планируется её перевод в основную школу из средней, однако, для этого необходимо проведение большого количества мероприятий и не известно, в каком учебном году будет последний выпуск 11 класса. Третье лицо администрация МО «Каргопольский муниципальный район» представителя в судебное заседание не направила, в письменном отзыве на иск указывает на не согласие с заявленными требованиями, на то, что перечисленные в иске мероприятия школа должна финансировать самостоятельно, в остальном возражения аналогичны Управлению образования. Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 14 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. В целях обеспечения гарантированного комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов физически и морально-психологически подготовленными гражданами, обладающими положительной мотивацией к прохождению военной службы, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» введено обучение учащихся начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы. Указанные цели новой системы подготовки граждан к военной службе в образовательных учреждениях изложены в Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.02.2010 №134-р, созданной в рамках национального проекта «Образование». Обязательная подготовка граждан к военной службе в форме обучения (подготовки) по основам военной службы ведется на базе образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в учебных пунктах организаций. Образовательный процесс регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно, на основе базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин, утвержденных Министерством образования по согласованию с Министерством обороны РФ. По усмотрению законодателя подготовка граждан по основам военной службы должна охватывать два последних года обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы ведется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с государственными образовательными стандартами в обязательном порядке, а граждан женского пола в добровольном порядке. В соответствии со ст. ст. 11, 12, 13, 17 Федерального Закона Российской Федерации от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст. 14 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», ч.ч. 6, 7 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства от 31.12.1999 г. № 1441, подготовка граждан по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Как установлено в ходе проверки, и подтверждается актом проверки от 08 декабря 2010 года (л.д.15-16) в нарушение требований действующего законодательства, учебно-материальная база в МОУ «Ухотская СОШ» не соответствует требованиям п. 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра Обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134. В нарушение требований Инструкции в МОУ «Ухотская СОШ» отсутствуют: 1. спортивный городок с элементами полосы препятствий, 2. стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Предметный кабинет в МОУ «Ухотская СОШ» не оснащен следующими учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения: Конституцией РФ, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», массогабаритным макетом автомата Калашникова калибра 7,62 (или 5,45) мм, общевойсковым защитным комплектом, 5 респираторами, приборами радиационной и химической разведки, бытовым дозиметром, макетом простейшего укрытия в разрезе или формате электронного образовательного издания (далее ЭОИ), макетом убежища в разрезе или формате ЭОИ, визирными линейками по количеству обучающихся, электронными образовательными изданиями на магнитных и оптических носителях по тематике программы, комплектом аппаратуры для демонстрации ЭОИ, пакетом противохимическим индивидуальным ИПП-11, медицинскими предметами расходными (3 булавками безопасными, шиной проволочной (лестничной) для ног, шиной проволочной (лестничной) для рук, шиной фанерной длинной 1 м, аппаратами, приборами и принадлежностями для травматологии и механотерапии (макетом-тренажером для реанимационных мероприятий, шиной транспортной Дитерихса для нижних конечностей модернизированной), санитарно-хозяйственным имуществом инвентарным (знаком нарукавного Красного Креста, лямкой медицинской носилочной, флагом Красного Креста). В результате, работа по техническим и военно-прикладным видам спорта, которая входит в основы военной службы, в МОУ «Ухотская средняя общеобразовательная школа» не проводится должным образом. Военно-патриотическое воспитание, являющееся составной частью начальных знаний в области обороны и подготовки граждан к основам военной службы, должно проводиться в образовательных учреждениях, и играет важную роль при формировании кадрового состава Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, воинских формирований и органов. Недостаточная оснащенность материально-технической базы для занятий по основам военной службы, влечет снижение заинтересованности молодежи в достойном служении Отечеству, в том числе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, а так же не позволяет должным образом обеспечить гарантированное комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов физически и морально-психологически подготовленными гражданами, обладающими положительной мотивацией к прохождению военной службы (как по призыву, так и по контракту) и имеющими достаточные знания по основам военной службы. Тем самым, наносится значительный ущерб обороноспособности государства, а, следовательно, интересам Российской Федерации. В соответствии с п.п. 1, 12, 14, 23, 30 ст. 14, ст. 79 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 11, 31 ФЗ «Об образовании», ст.ст. 11-14 Федерального закона Р.Ф. от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в компетенцию органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, входит организация обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в муниципальных общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; организация военно-патриотического воспитания граждан, направленного на развитие патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженных сил. Согласно п.5 ст.2 Распоряжения губернатора Архангельской области от 13.08.2010 №810-р «Об организации обучения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа, начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах в 2010-2011 учебном году главы муниципальных образований Архангельской области обязаны обеспечить учебно-материальной базой образовательные учреждения. В силу ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации – законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.1 ст. 15 указанного закона в компетенцию органов муниципального района входит формирование, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета. Согласно п. 3 ст. 20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В соответствии с п.п. 1, 11 ч. 1 ст.9 Устава муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», принятого решением Собрания депутатов муниципального образования «Каргопольский район» от 29.09.2005 №43 к вопросам местного значения муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» относятся: формирование, утверждение, исполнение местного бюджета муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», контроль за исполнением данного бюджета; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. В соответствии с ч.2 ст.9 Устава органы и должностные лица местного самоуправления муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» обязаны осуществлять все полномочия для реализации вопросов местного значения муниципального образования «Каргопольский муниципальный район». Согласно ч.2 ст. 36 Устава администрация муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» федеральными законами и законами Архангельской области. Согласно Положению «Об Управлении образования администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», утвержденному Решением Собрания депутатов муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» от 22.10.2009 №32, Управление образования администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» является самостоятельным структурным подразделением администрации МО «Каргопольский муниципальный район», созданным с целью реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования и осуществлению задач по развитию системы образования Каргопольского района. В соответствии с п.п. 2.1, 2.3 Положения основными задачами Управления образования является организация на территории Каргопольского района общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, создание условий для организации обучения детей и подростков. Согласно п.3.1 Положения Управление образования осуществляет руководство отраслью образования, осуществляет функции главного администратора поступлений в бюджет в соответствии с кодами бюджетной классификации. Недостаточная оснащенность материально-технической базы МОУ «Ухотская СОШ» для занятий по основам военной службы является следствием недостаточного финансирования указанного образовательного учреждения на данные цели со стороны Управления образования. Пункт 7.1. Положения определяет, что Управление образования планирует расходы, осуществляет финансирование и учет финансовых средств по Управлению образования в соответствии с утвержденными программами и мероприятиями в области образования, составляет расчеты потребности средств районного бюджета в разрезе разделов, подразделов и статей экономической классификации расходов и по каждому бюджетополучателю. В соответствии с п. 6.4. Устава МОУ «Ухотская СОШ» деятельность МОУ «Ухотская СОШ» финансируется учредителем – Управлением образования в соответствии с договором между ними. В соответствии с п.п. 3.2.1 и 3.2.3 Договора между Управлением образования (учредителем) и МОУ «Ухотская СОШ» (учреждением) от 01.09.2008 Управление образования обязуется передавать МОУ «Ухотская СОШ» на праве оперативного управления необходимое для нормальной деятельности школы имущество, оказывать содействие в проведении текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и оборудования школы. В соответствии с п. 4.2 указанного договора Управление образования обязуется осуществлять финансирование образовательной деятельности МОУ «Ухотская СОШ». В связи с невыполнением администрацией муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» в лице Управления образования установленных законом обязанностей по обеспечению в полном объеме, в соответствии государственными стандартами и Инструкцией учебно-материальной базы МОУ «Ухотская СОШ», значительное количество детей на территории муниципального образования «Ухотское» Каргопольского района Архангельской области не получают надлежащего образования по основам подготовке к военной службе и военно-патриотическому воспитанию. Таким образом, права неопределенного круга несовершеннолетних, проживающих на территории Каргопольского района Архангельской области, посещающих или желающих посещать МОУ «Ухотская СОШ», нарушены. Ссылка на Программу реструктуризации сети образовательных учреждений Каргопольского района на 2011-2013 годы не может быть принята во внимание, поскольку сама возможность реорганизации Ухотской средней общеобразовательной школы в основную общеобразовательную школу, где не предусмотрено обучения основам подготовки к военной службе, не является основанием для освобождения ответчиков об обязанности по обеспечению материальной базой для изучения данной программы в настоящее время. По указанным основаниям иск подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Каргопольского района удовлетворить. Признать бездействие Управления образования администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» в части организации обучения основам военной службы в муниципальном образовательном учреждении «Ухотская средняя общеобразовательная школа» незаконным. Обязать Управление образования администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» произвести финансирование муниципального образовательного учреждения «Ухотская средняя общеобразовательная школа» для оборудования учебно-материальной базой, необходимой для обучения учеников данной школы начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы в соответствии с государственными стандартами и Инструкцией об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра Обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134 в течение 2011 года. Обязать муниципальное образовательное учреждение «Ухотская средняя общеобразовательная школа» по факту получения финансирования произвести оборудование учебного кабинета учебно-материальной базой, необходимой для обучения учеников школы начальными знаниями в области обороны и их подготовки по основам военной службы, в соответствии с государственными стандартами и Инструкцией об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра Обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134, оборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Няндомский районный суд в течение 10 суток со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 20 марта 2011 года. Председательствующий Е.С.Захаров