Решение по делу №2к-34 (о возложении обязанности по обеспечению учебно-материальной базой)



Дело № 2К-34/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Каргополь 22 марта 2011 года

Няндомский районный суд Архангельской области

в составе: председательствующего судьи Парфенова В.А.,

с участием помощника прокурора Каргопольского района Аристова И.В.,

представителя ответчика – МОУ «Усачевская средняя общеобразовательная школа» /М./

представителя ответчика – Управления образования администрации МО «Каргопольский муниципальный район» /Р./,

при секретаре Русановой С.Л.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Каргополе 22 марта 2011 года гражданское дело по иску прокурора Каргопольского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации МО «Каргопольский муниципальный район» и муниципальному образовательному учреждению «Усачевская средняя общеобразовательная школа» о признании бездействия в организации обучения основам военной службы в МОУ «Усачевская СОШ» незаконным и о возложении обязанности по обеспечению учебно-материальной базой,

у с т а н о в и л:

Прокурор Каргопольского района обратился в суд с заявлением о признании бездействия Управления образования МО «Каргопольский муниципальный район» и в организации обучения основам военной службы в МОУ «Усачевская СОШ» незаконным и о возложении обязанности по обеспечению учебно-материальной базой.

В обоснование требований прокурор указал на следующие обстоятельства:

Прокуратурой района согласно указания прокуратуры Архангельской области от 18.10.2010 проведена проверка исполнения законодательства о воинской обязанности и военно-патриотическом воспитании учащихся в муниципальном общеобразовательном учреждении «Усачевская средняя общеобразовательная школа», по результатам которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, учебно-материальная база в МОУ «Усачевская СОШ» не соответствует требованиям п. 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра Обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134, а именно, в МОУ «Усачевская СОШ» отсутствуют элементами полосы препятствий в спортивном городке; предметный кабинет в МОУ «Усачевская СОШ» не оснащен в полной мере учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения:

В результате, работа по техническим и военно-прикладным видам спорта, которая входит в основы военной службы, в МОУ «Усачевская средняя общеобразовательная школа» не проводится должным образом.

В судебном заседании прокурор Аристов И.В. требования поддержал.

Представитель ответчика – управление образования /Р./ с иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве Управления образования, в котором оно ссылается на то, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и подготовка по основам военной службы осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках предмета ОБЖ, который в школе изучается на базовом уровне. Нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан основам военной службы носят рекомендательный характер. Учащиеся школы не выбирают ОБЖ и физкультуру в качестве профильных предметов. Для изучения предмета на базовом уровне учебные и наглядные пособия в школе имеются. Практический курс обучения учащиеся школы проходят во время ежегодных сборов.

Представитель ответчика МОУ «Усачевская СОШ» /М./ пояснил, что спортивный городок в школе имеется, в нем отсутствуют некоторые элементы полосы препятствий, в частности лабиринт, но ни в каких нормативных документах не указано какие именно элементы должны быть в полосе препятствий. Стрелковый тир в школе имеется, до 1991 года в школе имелись и малокалиберные винтовки, но после ликвидации предмета НВП оружие из школы было изъято. В настоящее время в школе есть только пневматические винтовки. Кабинет ОБЖ частично укомплектован исходя из финансовых возможностей школы. Школа направляла в управление образования смету для укомплектования кабинета всеми необходимыми пособиями, но средства для этого управление образования не выделило.

Третье лицо администрация МО «Каргопольский муниципальный район» представителя в судебное заседание не направила, в письменном отзыве на иск указывает на не согласие с заявленными требованиями, на то, что перечисленные в иске мероприятия школа должна финансировать самостоятельно, в остальном возражения аналогичны Управлению образования.

Суд определил рассмотреть дело без участия представителя третьего лица.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 14 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.

В целях обеспечения гарантированного комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов физически и морально-психологически подготовленными гражданами, обладающими положительной мотивацией к прохождению военной службы, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» введено обучение учащихся начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы.

Указанные цели новой системы подготовки граждан к военной службе в образовательных учреждениях изложены в Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.02.2010 №134-р, созданной в рамках национального проекта «Образование».

Обязательная подготовка граждан к военной службе в форме обучения (подготовки) по основам военной службы ведется на базе образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в учебных пунктах организаций. Образовательный процесс регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно, на основе базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин, утвержденных Министерством образования по согласованию с Министерством обороны РФ.

По усмотрению законодателя подготовка граждан по основам военной службы должна охватывать два последних года обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы ведется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с государственными образовательными стандартами в обязательном порядке, а граждан женского пола в добровольном порядке.

В соответствии со ст. ст. 11, 12, 13, 17 Федерального Закона Российской Федерации от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст. 14 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», ч.ч. 6, 7 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства от 31.12.1999 г. № 1441, подготовка граждан по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Как установлено в ходе проверки, и подтверждается актом проверки от 09 декабря 2010 года (л.д.14-15) в нарушение требований действующего законодательства, учебно-материальная база в МОУ «Усачевская СОШ» не соответствует требованиям п. 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра Обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134.

В нарушение требований Инструкции в МОУ «Усачевская СОШ» отсутствуют:

1. элементы полосы препятствий в спортивном городке,

2.предметный кабинет в МОУ «Усачевская СОШ» не оснащен следующими учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения:

- Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по количеству обучающихся в классе;

- общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ по количеству обучающихся в классе;

- набором плакатов или электронных изданий по организационной структуре Вооруженных Сил РФ;

- набором плакатов или электронных изданий «Ордена России»;

- набором плакатов или электронных изданий «Воинские звания и знаки различия»;

- набором плакатов или электронных изданий «Мероприятия по обязательной подготовке к военной службе»;

- набором плакатов или электронных изданий «ТТХ вооружения и военной техники»;

- набором плакатов или электронных изданий «Несение караульной службы»;

- набором плакатов или электронных изданий «Мероприятия проводимые при первоначальной постановке граждан на воинский учет»;

- набором плакатов или электронных изданий «Приборы радиационной и химической разведки»;

- приборами радиационной и химической разведки;

- бытовым дозиметром;

- компасами по числу обучающихся;

- визирными линейками по количеству обучающихся;

- медицинскими предметами расходными – шиной фанерной;

- аппаратами, приборами и принадлежностями для травматологии и механотерапии ( макетом-тренажером для реанимационных мероприятий, шиной транспортной Дитерихса для нижних конечностей модернизированной);

- санитарно-хозяйственным имуществом инвентарным ( 2 носилками санитарными, знаком нарукавного Красного Креста, лямкой медицинской носилочной, флагом Красного Креста).

В результате, работа по техническим и военно-прикладным видам спорта, которая входит в основы военной службы, в МОУ «Усачевская средняя общеобразовательная школа» не проводится должным образом.

Военно-патриотическое воспитание, являющееся составной частью начальных знаний в области обороны и подготовки граждан к основам военной службы, должно проводиться в образовательных учреждениях, и играет важную роль при формировании кадрового состава Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, воинских формирований и органов.

Недостаточная оснащенность материально-технической базы для занятий по основам военной службы, влечет снижение заинтересованности молодежи в достойном служении Отечеству, в том числе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, а так же не позволяет должным образом обеспечить гарантированное комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов физически и морально-психологически подготовленными гражданами, обладающими положительной мотивацией к прохождению военной службы (как по призыву, так и по контракту) и имеющими достаточные знания по основам военной службы. Тем самым, наносится значительный ущерб обороноспособности государства, а, следовательно, интересам Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1, 12, 14, 23, 30 ст. 14, ст. 79 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 11, 31 ФЗ «Об образовании», ст.ст. 11-14 Федерального закона Р.Ф. от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в компетенцию органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, входит организация обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в муниципальных общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; организация военно-патриотического воспитания граждан, направленного на развитие патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженных сил.

Согласно п.5 ст.2 Распоряжения губернатора Архангельской области от 13.08.2010 №810-р «Об организации обучения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа, начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах в 2010-2011 учебном году главы муниципальных образований Архангельской области обязаны обеспечить учебно-материальной базой образовательные учреждения.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации – законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 15 указанного закона в компетенцию органов муниципального района входит формирование, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.

Согласно п. 3 ст. 20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии с п.п. 1, 11 ч. 1 ст.9 Устава муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», принятого решением Собрания депутатов муниципального образования «Каргопольский район» от 29.09.2005 №43 к вопросам местного значения муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» относятся: формирование, утверждение, исполнение местного бюджета муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», кон­троль за исполнением данного бюджета; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.

В соответствии с ч.2 ст.9 Устава органы и должностные лица местного самоуправления муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» обязаны осуществлять все полномочия для реализации вопросов местного значения муниципального образования «Каргопольский муниципальный район».

Согласно ч.2 ст. 36 Устава администрация муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» федеральными законами и законами Архангельской области.

Согласно Положению «Об Управлении образования администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», утвержденному Решением Собрания депутатов муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» от 22.10.2009 №32, Управление образования администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» является самостоятельным структурным подразделением администрации МО «Каргопольский муниципальный район», созданным с целью реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования и осуществлению задач по развитию системы образования Каргопольского района.

В соответствии с п.п. 2.1, 2.3 Положения основными задачами Управления образования является организация на территории Каргопольского района общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, создание условий для организации обучения детей и подростков.

Согласно п.3.1 Положения Управление образования осуществляет руководство отраслью образования, осуществляет функции главного администратора поступлений в бюджет в соответствии с кодами бюджетной классификации.

Недостаточная оснащенность материально-технической базы МОУ «Усачевская СОШ» для занятий по основам военной службы является следствием недостаточного финансирования указанного образовательного учреждения на данные цели со стороны Управления образования.

Пункт 7.1. Положения определяет, что Управление образования планирует расходы, осуществляет финансирование и учет финансовых средств по Управлению образования в соответствии с утвержденными программами и мероприятиями в области образования, составляет расчеты потребности средств районного бюджета в разрезе разделов, подразделов и статей экономической классификации расходов и по каждому бюджетополучателю.

В связи с невыполнением администрацией муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» в лице Управления образования установленных законом обязанностей по обеспечению в полном объеме, в соответствии государственными стандартами и Инструкцией учебно-материальной базы МОУ «Усачевская СОШ», значительное количество детей на территории муниципального образования «Приозерное» Каргопольского района Архангельской области не получают надлежащего образования по основам подготовке к военной службе и военно-патриотическому воспитанию.

Таким образом, права неопределенного круга несовершеннолетних, проживающих на территории Каргопольского района Архангельской области, посещающих или желающих посещать МОУ «Усачевская СОШ», нарушены.

Ссылка ответчиков на рекомендательный характер Инструкции, а также на информационные письма Министерства образования РФ от 1999 и 2000 года является несостоятельной, поскольку Законами и нормативными актами Правительства РФ, имеющими большую юридическую силу и изданными в более позднее время установлен обязательный порядок обучения граждан по основам подготовке к военной службе и военно-патриотическому воспитанию, в том числе для управления образования администрации МО «Каргопольский муниципальный район» и МОУ «Усачевская СОШ»

По указанным основаниям иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Каргопольского района удовлетворить.

Признать бездействие Управления образования администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» в части организации обучения основам военной службы в муниципальном образовательном учреждении «Усачевская средняя общеобразовательная школа» незаконным.

Обязать Управление образования администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» произвести финансирование муниципального образовательного учреждения «Усачевская средняя общеобразовательная школа» для оборудования учебно-материальной базой, необходимой для обучения учеников данной школы начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы в соответствии с государственными стандартами и Инструкцией об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра Обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 № 96/134 в течение 2011 года.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «Усачевская средняя общеобразовательная школа» по факту получения финансирования произвести оборудование учебного кабинета учебно-материальной базой, необходимой для обучения учеников школы начальными знаниями в области обороны и их подготовки по основам военной службы, в соответствии с государственными стандартами и Инструкцией об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра Обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 № 96/134, оборудовать спортивный городок элементами полосы препятствий.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Няндомский районный суд в течение 10 суток со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2011 года.

Председательствующий Парфенов В.А.