Решение по делу №2к-135 (о признании права на получение государственной социальной помощи)



Дело № 2к-135/2011 24 мая 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего: Захарова Е.С.

при секретаре: Гулиевой М.Ю.

с участием истца /Г./

представителя ответчика /Ш./

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Каргополе 24 мая 2010 года гражданское дело по иску /Г./ к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Каргопольскому району» о признании права на получение государственной социальной помощи в размере разницы между величиной прожиточного минимума в Архангельской области и среднемесячным доходом одиноко проживающего гражданина,

у с т а н о в и л:

/Г./ обратился в суд с иском к ГКУ Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Каргопольскому району» и сослался на следующие обстоятельства.

/Г./, как одиноко проживающий малоимущий гражданин имеет право на получение государственной социальной помощи. В связи с чем он обратился в ГКУ АО «Отделение социальной защиты населения по Каргопольскому району 07 февраля 2011 года и 16 марта 2011 года. Решением руководителя ГКУ АО «Отделением социальной защиты населения по Каргопольскому району» ему оказана единовременная денежная помощь в размере 6000 рублей в феврале и в размере 600 рублей в марте 2011 года. Из ответа руководителя государственного учреждения следует, что в течение 2011 года больше социальная помощь /Г./ предоставляться не будет.

/Г./ в исковом заявлении указал, что установление ограничения размера социальной помощи суммой 6600 рублей в год противоречит Федеральному законодательству. Его доход менее прожиточного минимума и поэтому он считает, что имеет право на получение социальной помощи ежемесячно в размере разницы между его доходом и прожиточным минимумом вне зависимости от того, что ему выплачено 6600 рублей в феврале-марте 2011 года.

/Г./ просит признать за ним право на получение социальной помощи в указанном размере, признать решение об отказе в выплате социальной помощи незаконным, обязать ответчика произвести перерасчет размера социальной помощи за март 2011 года исходя из разницы между его доходом и величиной прожиточного минимума в Архангельской области.

В судебном заседании /Г./ исковые требования поддержал, просил признать за ним право на получение социальной помощи ежемесячно в течение 2011 года в размере разницы между его доходом и величиной прожиточного минимума в Архангельской области, дополнил, что в апреле и мае он также обратился с заявлением о выплате социальной помощи, предоставив все необходимые документы, но социальная помощь ему оказана не была. Из акта от 12 апреля 2011 года вообще не следует, является ли он малоимущим.

Представитель ответчика /Ш./ с иском не согласилась, ссылаясь на то, что размер социальной помощи ограничен законом Архангельской области и составляет не более 6600 рублей в год. Указанная сумма /Г./ в 2011 году получена, поэтому он не имеет права на получение в течение 2011 года социальной помощи.

Выслушав стороны, рассмотрев письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно статье 2 Областного закона «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ» от 05 июня 2001 года № 38-6-ОЗ с последующими изменениями (далее Областной закон) государственная социальная помощь, за исключением региональной социальной доплаты к пенсии, может быть предоставлена малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Архангельской области.

Статья 3 Областного закона предусматривает, что государственная социальная помощь оказывается в том числе, в виде денежных выплат.

Государственная социальная помощь предоставляется единовременно или регулярно.

Размер государственной социальной помощи, оказываемой в денежной форме малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину, не может быть менее 400 рублей и не должен превышать:

в течение месяца - разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина;

в течение года - 6600 рублей.

Решение о предоставлении государственной социальной помощи принимается исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным в области социальной защиты населения, либо подведомственным ему государственным учреждением социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина или семьи, имеющего (имеющей) право на получение государственной социальной помощи.

Согласно Постановлению администрации Архангельской области от 02 апреля 2007 года № 55-па «Об утверждении порядка назначения, финансирования и выплаты государственной социальной помощи на территории Архангельской области» государственная социальная помощь в виде денежной выплаты назначается на основании следующих документов:

заявления гражданина в письменной форме (в заявлении указываются паспортные данные и лицевой счет, открытый в кредитной организации, или отделение федеральной почтовой связи для перечисления денежных средств);

справки о составе семьи;

сведений о доходах семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления.

Руководитель государственного учреждения рассматривает поступившие документы и принимает решение о назначении заявителю государственной социальной помощи. Государственная социальная помощь предоставляется в пределах объема финансирования и лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерством здравоохранения и социального развития Архангельской области до государственного учреждения.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю руководителем государственного учреждения по месту жительства заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) представленных заявителем сведений о доходах малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, а также граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, руководителем государственного учреждения дается в установленный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении проверки. Окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 07 февраля 2011 года /Г./ обратился в ГУ «Отдел социальной защиты населения по Каргопольскому району» с заявлением об оказании государственной социальной помощи как малоимущему одиноко проживающему гражданину (л.д.20).

При этом им были предоставлены справка о доходах за три месяца, справка о составе семьи (л.д.21-22).

Решением от 21 февраля 2011 года /Г./ предоставлена государственная социальная помощь в виде единовременной выплаты в размере 6000 рублей (л.д.23).

16 марта 2011 года /Г./ обратился повторно за оказанием ему государственной социальной помощи, представив необходимые документы (л.д.24-26).

Решением от 07 апреля 2011 года /Г./ предоставлена государственная социальная помощь в размере 600 рублей (л.д.27).

Таким образом, в 2011 году /Г./ предоставлена государственная социальная помощь в сумме 6600 рублей, что в соответствии со статьей 3 Областного закона «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ» от 05 июня 2001 года № 38-6-ОЗ является предельным размером государственной социальной помощи в течение года, а потому истец не имеет права в 2011 году на получение ежемесячной государственной социальной помощи в размере разницы между его доходом и величиной прожиточного минимума в Архангельской области и его требования удовлетворению не подлежат.

Ссылка истца на то, что установление предельного размера государственной социальной помощи законом субъекта Российской Федерации противоречит федеральному законодательству и Конституции Российской Федерации является несостоятельной.

Статья 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17 июля 1999 года с последующим изменениями предусматривает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Согласно статье 11 этого же федерального закона размер государственной социальной помощи, оказываемой в соответствии с настоящей главой, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 6 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 72 ч.1 п. «ж» Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

/Г./ в иске к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Каргопольскому району» о признании права на получение государственной социальной помощи в размере разницы между величиной прожиточного минимума в Архангельской области и среднемесячным доходом одиноко проживающего гражданина отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Няндомский районный суд в течение 10 суток со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 29 мая 2011 года.

Председательствующий Е.С.Захаров