Дело № 2К-104/2011 30 мая 2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Каргополь Няндомский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Парфенова В.А., с участием прокурора Константинова А.С., представителя органа опеки и попечительства /Х.Е./, при секретаре Русановой С.Л., рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Каргополе 30 мая 2011 года гражданское дело по иску прокурора Каргопольского района в интересах /Т.М./ к муниципальному образованию «Павловское» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке и к администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» о возложении обязанности профинансировать приобретение жилого помещения, у с т а н о в и л: Прокурор Каргопольского района в интересах /Т.М./ обратился в Няндомский районный суд с иском к муниципальному образованию «Павловское», просил обязать ответчика предоставить /Т.М./ во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта в черте МО «Павловское» за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В обоснование иска указал, что /Т.М./ (добрачная фамилия /А.М./) относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. До 2007 года /Т.М./ обучалась в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» и проживала в ГОУ «<данные изъяты>». По окончании обучения в школе /Т.М./ зарегистрировали по месту жительства по адресу: <адрес>, в квартире принадлежащей её дальнему родственнику /К.И./. /Т.М./ в феврале 2010 года выехала из указанной квартиры, в связи с невозможностью проживания в ней из-за систематического употребления спиртными напитками /К.И./ и переехала проживать по адресу: <адрес> Распоряжением главы МО «Павловское» от 9 декабря 2010 года /Т.М./ поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, для внеочередного предоставления жилой площади, но жилое помещение ей не предоставлено. В ходе подготовки к судебному разбирательству прокурор дополнил исковые требования, просил привлечь в качестве соответчика администрацию МО «Каргопольский муниципальный район» и обязать её профинансировать приобретение жилого помещения для /Т.М./. В судебном заседании прокурор Константинов А.С. исковые требования поддержал в полном объеме, просил обязать МО «Павловское» предоставить /Т.М./ жилое помещение на территории муниципального образования, а администрацию МО «Каргопольский муниципальный район» обязать профинансировать приобретение квартиры для /Т.М./, поскольку после окончания учебы жилое помещение /Т.М./ не было предоставлено в установленном законом порядке. Обязанность предоставления жилого помещения возложена на муниципальное образование «Павловское» законом. Поскольку свободных жилых помещений, пригодных для проживания /Т.М./ на территории МО «Павловское» нет, МО «Каргополский муниципальный район» обязано профинансировать приобретение такого жилого помещения, т.к. деньги из областного бюджета на указанные цели получает именно МО «Каргопольский муниципальный район». Истец /Т.М./ в судебном заседании не участвовала, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без её участия. Ответчик МО «Павловское» представителя в судебное заседании не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия их представителя. Ответчик администрация МО «Каргопольский муниципальный район» представителя в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали. Третьи лица Правительство Архангельской области и министерство образования, науки и культуры Архангельской области представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия их представителей. Суд определил рассмотреть дело без участия сторон и третьих лиц. Выслушав прокурора Константинова А.С., изучив письменные материалы дела и заслушав заключение представителя органа опеки и попечительства /Х.Е./, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.2 ч.2 и ч.5 ст.57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно ст.8 Федерального закона « О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст.1 указанного Закона, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; В соответствии со ст.7 Закона Архангельской области № 49-7-ОЗ от 5 июля 2001 года «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным Правительством Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений. Согласно ст.45 и 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями", государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа. В соответствии с Законом Архангельской области от 21 декабря 2010 года № 243-18-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год», МО «Каргопольский муниципальный район» на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа в 2011 году выделены денежные средства в размере 3150000 рублей. Из заявлении /Т.М./ в генеральную прокуратуру РФ от 14 октября 2010 года следует, что родителей у неё нет, в 1996 году она была помещена в детский дом в <адрес>, из которого выпустилась в 2007 году. Перед выпуском из детского дома её прописали у дальнего родственника, брата её дедушки, хотя она возражала против этого, т.к. в указанном помещении ужасные условия для проживания, родственник постоянно употреблял спиртные напитки. В 2010 году она была снята с регистрационного учета и переехала проживать в <адрес>, где вынуждена снимать жилье, т.к. в собственности жилья не имеет (л.д.8-10). Согласно сообщению начальника управления образования МО «Каргопольский муниципальный район» от 23 декабря 2010 года, распоряжением главы МО «Павловское» /Т.М./ поставлена в данном муниципальном образовании на учет для внеочередного получения жилого помещения, номер очереди – 7. Ранее за /Т.М./ было закреплено жилое помещение принадлежащее её родственнику /К.И./ по адресу: <адрес> (л.д.11). Из копии свидетельства о браке № следует, что ДД.ММ.ГГГГ заключен брак между /Т.А./ и /А.М./, после брака жене присвоена фамилия /Т.М./ (л.д.12). Согласно копии свидетельства о рождении № /А.М./ родилась ДД.ММ.ГГГГ у родителей /А.О./ и /А.Н./ (л.д.12). Из сообщения Каргопольского территориального отдела агентства ЗАГС Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения об отце ребенка /А.О./ исключены из актовой записи о рождении /А.М./ родившейся ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения Каргопольского районного суда от 15 января 1991 года (л.д.13). Мать ребенка, /А.Н./ умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией повторного свидетельства о смерти № (л.д.13). Постановлением главы администрации Каргопольского района от 19 сентября 1995 года № /А.М./ была помещена в круглосуточную группу детского сада «...». Постановлением главы МО «Каргопольский район» № от 17 марта 2005 года за /А.М./ была сохранена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д.14). Согласно копии аттестата №, /А.М./ в 2007 году закончила курс обучения в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> (л.д.15). Из копии поквартирной карточки следует, что нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> является /К.И./. 6 июня 2007 года в указанном жилом помещении зарегистрирована /А.М./ – дочь племянницы нанимателя (л.д.16). Согласно копии распоряжения главы МО «Павловское» № от 9 декабря 2010 года и сообщения главы МО «Павловское» от 9 декабря 2010 года /Т.М./ принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для внеочередного предоставления жилой площади. Номер очереди – 7 (л.д.17, 37). Из отзыва главы МО «Павловское» от 16 марта 2011 года следует, что /Т.М./ поставлена на учет для внеочередного предоставления жилого помещения. Субвенции, выделяемые муниципальному образованию «Каргопольский муниципальный район» для приобретения жилых помещений детям оставшимся без попечения родителей, в бюджет МО «Павловское» не поступали ни разу (л.д.21). Из отзыва Правительства Архангельской области от 25 марта 2011 года следует, что в 2011 году МО «Каргопольский муниципальный район» выделена субвенция в размере 3150000 рублей на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа (л.д.23-28, 40-45). Из отзыва администрации МО «Каргопольский муниципальный район» от 16 мая 2011 года следует, что в 2011 году для МО «Каргопольский муниципальный район» предусмотрена субвенция в размере 3150000 рублей на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений. Вместе с тем администрация МО «Каргопольский муниципальный район» полагает, что исковые требования должны быть предъявлены к государственным органам субъекта РФ (л.д.63-64). Министерство образования, науки и культуры в своем отзыве от 20 мая 2011 года сообщило, что /Т.М./ должна быть обеспечена жилой площадью. Денежные средства в МО «Каргопольский муниципальный район» в размере 3150000 рублей на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа перечислены 3 февраля 2011 года. Оценив в совокупности все представленные доказательства, суд считает исковые требования прокурора подлежащим удовлетворению в полном объеме, поскольку /Т.М./ относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, она должна быть обеспечена жилым помещением, а так как она проживала и была зарегистрирована по месту жительства на территории МО «Павловское», то именно указанное муниципальное образование должно предоставить /Т.М./ по договору социального найма жилое помещение отвечающей санитарным и техническим нормам для жилых помещений на своей территории во внеочередном порядке. Поскольку свободных жилых помещений в МО «Павловское» нет, денежные средства для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа перечислены в МО «Каргопольский муниципальный район», то указанное муниципальное образования обязано профинансировать приобретение жилого помещения для /Т.М./ Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск удовлетворить. Обязать муниципальное образование «Павловское» предоставить /Т.М./ по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным законом требованиям для жилых помещений, во внеочередном порядке. Обязать администрацию муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» произвести финансирование муниципального образования «Павловское» для приобретения жилого помещения и предоставления его /Т.М./ по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Няндомский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 4 июня 2011 года. Судья Парфенов В.А.