Решение по делу №2-157 (о признании незаконной деятельности ООО по организации и проведению аз.игр, осуществляемую в игровом клубе, о возложении обязанности прекратить деятельностиь по организации и проведению аз. игр в клубе )



Дело № 2- 157/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Няндома 25 мая 2011 года

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Макарова М.В.,

при секретаре Сметаниной В.М.,

с участием помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Школяренко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Няндомского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «/.../» о признании незаконной деятельности общества с ограниченной ответственностью «/.../» по организации и проведению азартных игр, осуществляемую в игровом клубе «/.../», и прекращении данной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Няндомского района Архангельской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «/.../» (далее - ООО «/.../») о признании незаконной деятельности общества с ограниченной ответственностью «/.../» по организации и проведению азартных игр, осуществляемую в игровом клубе «/.../», и прекращении данной деятельности.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района 24 февраля 2011 года проведена проверка соблюдения законодательства в сфере организации и проведения азартных игр в игровом клубе ООО «/.../», расположенном по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что в игровом клубе, принадлежащем ООО «/.../» осуществляется предпринимательская деятельность в сфере организации и проведения азартных игр. На момент проверки в игровом клубе обнаружены 16 единиц электронного игрового оборудования, в рабочем состоянии, подключенных к электрической сети. Оборудование по внешним признакам идентично игровым автоматам – имеет клавиатуру, с помощью которой проводятся игровые манипуляции, мониторы. Принцип работы данного оборудования аналогичен принципу работы игрового автомата, в нем используется компьютерная видеоигра. Оборудование отличается от игрового автомата тем, что в нем заклеены купюроприемники. Деятельность, осуществляемая ответчиком, фактически является незаконной деятельностью по проведению азартных игр, поскольку сводится к извлечению денежных средств граждан посредством игры, основанной на риске, осуществляется на модифицированном игровом оборудовании посредством случайности определения выигрыша. Просит признать незаконной деятельность ООО «/.../» по организации и проведению азартных игр, осуществляемую в игровом клубе «/.../», расположенном по адресу: <адрес> обязать ответчика прекратить данную деятельность.

В судебном заседании помощник прокурора Няндомского района Школяренко А.В. доводы и требования искового заявления поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что по материалам проверки ООО «/.../» было привлечено к административной ответственности, что подтверждается решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 мая 2011 года. Решение в законную силу не вступило.

Представитель ответчика ООО «/.../» по соглашению /М./, представил заявление, в котором просит перенести судебное заседание на другую дату, в связи с его участием 25 мая 2011 года в судебном заседании в Ломоносовском районном суде г. Архангельска.

Суд данное заявление находит не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Представителем ответчика /М./, доказательств того, что он действительно участвует 25 мая 2011 года в судебном заседании в Ломоносовском районном суде г. Архангельска суду не представлено.

О дне, времени и месте судебного разбирательства представитель ответчика – генеральный директор ООО «/.../» /С./ извещена надлежащим образом, согласно уведомления о вручении заказной корреспонденции. Из ордера от 23 мая 2011 года, следует, что соглашение между представителем ответчика /С./ и адвокатом /М./ было заключено 23 мая 2011 года, то есть на момент заключения соглашения адвокат знал, что в судебное заседание, назначенное на 25 мая 2011 года в Няндомском районном суде Архангельской области, он явиться не может, поскольку в этот день будет участвовать в судебном заседании, назначенном в Ломоносовском районном суде г. Архангельска, что подтверждается представленным заявлением, датированным от 23 мая 2011 года.

ООО «/.../» является юридическим лицом, его интересы в суде может представлять руководитель, кто-либо из работников данного предприятия по доверенности, кроме того, у ответчика имелась возможность заключить соглашение с другим адвокатом, имеющим возможность участвовать в судебном заседании 25 мая 2011 года, доказательств обратного суду не представлено. Таким образом суд не находит уважительности причин неявки представителя ответчика в судебное заседание.

В соответствии с разъяснениями отраженными в Постановлении №5 Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» в пункте 12: «При осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки».

Отложение судебного заседания на другую дату приведет к затягиванию судебного разбирательства по данному гражданскому делу.

Ответчиком представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что представитель ответчика с иском не согласен, так как в деятельности ООО «/.../» отсутствует нарушение законодательства РФ. ООО «/.../» зарегистрировано в качестве юридического лица. Согласно устава общество осуществляет любые виды деятельности, не запрещенные законом. У ООО «/.../» нет лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр.

Согласно договора купли-продажи оборудования от 11 февраля 2011 года ООО «/.../» были приобретены 50 единиц развлекательного оборудования, которые предназначены для организации досуга в виде игры без денежного выигрыша. В соответствии с Приказом Госстандарта России от 24 января 2010 года № 22, в случае переоборудования игровых автоматов в развлекательные автоматы, не предусматривающие денежного выигрыша, такие развлекательные автоматы могут использоваться в развлекательных залах.

Согласно ст. 364 Налогового кодекса РФ игровым автоматом признается специальное оборудование, установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, а азартная игра – это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное между двумя или несколькими участниками между собой или организатором игорного заведения. Таким образом, развлекательный аппарат не является игровым, а игра в нем азартной. Считает, что исполняющим обязанности прокурора Няндомского района Громцевым М.Л. доказательств того, что деятельность ООО «/.../» по предоставлению доступа клиентам к развлекательным электронным аппаратам одновременно является деятельностью по организации и проведению азартных игр в смысле, передаваемом названому понятию нормами Закона №244-ФЗ, суду представлено не было. В удовлетворении исковых требований просит отказать.

В связи с тем, что представителем ответчика суду не предоставлено доказательств уважительности причин не явки в судебное заседание, в представленном отзыве на исковое заявление выражено его отношение к иску, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав мнение помощника прокурора Школяренко А.В., исследовав письменные материалы дела, суд находит доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, не состоятельными, а исковые требования исполняющего обязанности прокурора Няндомского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ (далее – Закон №244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В ст. 4 Закона № 244-ФЗ даются определения основных понятий, используемых для целей данного Закона:

- азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;

- ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры;

- выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;

- деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры;

- участник азартной игры - физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры;

- зал игровых автоматов - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов или игровых автоматов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов;

- игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Частью 2 ст. 9 Закона № 244-ФЗ предусмотрено, что Игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край.

Судом установлено, что ООО «/.../» в игровом зале, расположенном по адресу: <адрес>, осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр.

Из акта проверки лотерейного клуба ООО «/.../», проведенной прокуратурой Няндомского района Архангельской области, ОВД по Няндомскому району и МИФНС № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 24 февраля 2011 года, усматривается, что ответчиком осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием 16 единиц электронного оборудования в указанном игровом зале под видом игры на электронном оборудовании. В автоматах заклеены купюроприемники, при этом выигрыш в игровых автоматах определяется случайным образом – устройством, находящимся в корпусе игрового автомата.

Как следует из материалов дела, для участия в игре допускаются лица, сделавшие определенную ставку посредством передачи оператору определенной денежной суммы, после чего оператор при помощи специального ключа осуществляет ввод на игровой автомат, в зависимости от внесенной суммы, баллов на мониторе, 1 балл = 1 рублю. Игра осуществляется при помощи манипуляций на клавиатуре для определения выигрыша или проигрыша. Игрок по своему желанию может в любой момент остановить игру, и получить выигранную денежную сумму, обратившись к оператору игрового клуба. Результат не зависит от действий игрока. Данный факт в частности подтверждается: актом проведенной проверочной игры в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере организации и проведения азартных игр в игровом клубе ООО «/.../» (л.д. 73), объяснениями оператора ООО «/.../» /Б./ от 24 февраля 2011 года, из которых также следует, что оборудование ООО «/.../» предназначено для проведения стимулирующей лотереи (л.д. 13-15).

Изложенное позволяет сделать вывод о наличии в указанной лотерее признаков азартной игры

В качестве соглашения о выигрыше выступает приобретение игроком призовых баллов, составляющих максимальную сумму первоначальной ставки.

Риск состоит в том, что участвуя в игре, делая новые ставки, игрок может лишиться значительной суммы денежных средств либо увеличить вложение. Кроме того, игрок в процессе игры может делать неограниченное количество ставок. Таким образом, максимальная сумма выигрыша не ограничена.

Проводимая ООО «/.../» в лотерейном клубе игра не отвечает установленным законом признакам стимулирующей лотереи.

Пунктом 1 ст. 2 Федерального Закона РФ «О лотереях» № 138-ФЗ от 11 ноября 2003 года (далее Закон №138-ФЗ) лотерея определяется, как игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Согласно п. 8 ст. 2 Закона № 138-ФЗ проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Как следует из акта проведенной проверочной игры от 24 февраля 2011 года, по окончанию игры товарный чек либо иной документ строгой отчетности, подтверждающий факт покупки услуги по прокату игры, выдан не был, какие-либо товары или услуги предложены не были.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона № 138-ФЗ лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи определена, как стимулирующая лотерея.

В силу ст. 8 Закона №138-ФЗ условия лотереи, в том числе и порядок формирования призового фонда лотереи, его размер и планируемую структуру распределения призового фонда лотереи в соответствии с размером выигрышей (в процентах от выручки от проведения лотереи) утверждаются организатором лотереи.

В нарушение указанной норме закона информация о призовом фонде организатора проводимой лотереи в условиях лотереи отсутствует. Посетитель клуба «/.../» допускается к игре после внесения платы.

Каждый раз, внося денежную сумму, игрок получает возможность делать новые ставки. Таким образом, максимальная сумма выигрыша практически не ограничена. Предугадать количество лиц, которые примут участие в лотерее, а так же сумму их выигрыша невозможно, следовательно, невозможно заранее определить размер призового фонда.

Из представленных материалов также следует, что размер ставок определяется игроком самостоятельно и не зависит от воли организатора. Электронное оборудование, с помощью которого проводится игра, в свою очередь, само определяет размер выигрыша призового фонда случайным образом, в связи, с чем организатор не может гарантировать получение хотя бы одним из игроков максимального или минимального приза в каждом из ежедневных тираже, как прописано в условиях.

Оборудование, установленное в игровом клубе ООО «/.../», согласно договору купли-продажи от 11 февраля 2011, приобретено ООО «/.../», как развлекательное оборудование.

В Письме Минфина РФ от 07 апреля 2008 года N 05-03-08/19 «Об определении требований, предъявляемых к лотерейному оборудованию» указано, что игровой автомат без устройств приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, является игровым автоматом. Попытки представить игровое оборудование в качестве лотерейного, неправомерны.

В ходе судебного заседания установлено, что 16 единиц электронного игрового оборудования игрового клуба «/.../» по внешним признакам идентично игровым автоматам. Оборудование отличается от игрового тем, что в нем заклеены купюроприемники, наличие которых подтверждается также представленными в суд фотографиями данного оборудования (л.д. 39-57).

Кроме того, согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 года №214-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях», в Федеральный закон «О лотереях» внесены следующие изменения:

статья 3 дополнена частью 8 следующего содержания: Проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено.

статья 9 дополнена частью 3 следующего содержания: Условия стимулирующей лотереи не должны включать в себя положения, позволяющие совершать участником стимулирующей лотереи действия с использованием механических, электрических, электронных или иных технических устройств для определения и (или) получения выигрышей, призов и (или) подарков.

Согласно ч. 5 ст. 12.1 Закона № 138-ФЗ, не допускается использование лотерейного оборудования при проведении стимулирующих лотерей.

Частью 6 статьи 12.1 Закона № 138-ФЗ предусмотрено, что лотерейное оборудование должно обеспечивать розыгрыш призового фонда тиражной лотереи не чаще чем один раз в двенадцать часов.

Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что любое использование электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, при проведении стимулирующих лотерей, является незаконным.

С учетом, установленных по делу обстоятельств, оценки представленных суду доказательств, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и обязывает ответчика прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр в указанном помещении.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать незаконной деятельность общества с ограниченной ответственностью «/.../» по организации и проведению азартных игр, осуществляемую в игровом клубе «/.../», расположенном по адресу: <адрес>.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «/.../» прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр в игровом клубе «/.../», расположенном по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд Архангельской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья М.В. Макаров