Решение по делу №2-164 (об обязании произвести увеличение базовой части трудовой пенсии по старости)



Де­ло № 2-164/2011

Ре­ше­ниеиме­нем Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

г. Нян­до­ма 09 июня 2011 г.

Нян­дом­ский рай­он­ный суд Ар­хан­гель­ской об­лас­ти в со­ста­ве:

пред­се­да­тель­ст­вую­ще­го су­дьи Воропаева Е.Н.,

с участием истца /Г./

представителя ответчика Беляевой С.И.,

при сек­ре­та­ре Холматовой С.С.,

рас­смот­рев в от­кры­том су­деб­ном за­се­да­нии в помещении Няндомского районного суда Ар­хан­гель­ской об­лас­ти гра­ж­дан­ское де­ло по ис­ку /Г./ к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе об обязании произвести увеличение базовой части трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

/Г./ обратился в Няндомский районный суд Архангельской области с исковым заявлением к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе об обязании произвести увеличение базовой части трудовой пенсии по старости.

В обоснование иска указал, что с 15 января 1999 года по 18 мая 2010 года работал в Путевой машинной станции С 09 июня 2001 года по 10 сентября 2001 года работал в должности начальника путевой машины и выезжал на Воркутинское отделение Северной железной дороги на летне-путевые работы. Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе ему отказано в увеличении базовой части трудовой пенсии по старости в связи с непредоставлением документов о нахождении в командировке в районе Крайнего Севера. Просит обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе произвести увеличение базовой части трудовой пенсии по старости с 21 апреля 2011 года.

В судебном заседании истец /Г./ исковые требования уточнил. Просил включить период его нахождения в командировке в районе Крайнего Севера с 26 июня 2001 года по 10 июля 2001 года в стаж работы в районах Крайнего Севера, признать за ним право на перерасчет базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с 01 мая 2011 года, обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе произвести перерасчет базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с 01 мая 2011 года. В остальном доводы и требования искового заявления поддержал в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что в период с 26 июня 2001 года по 10 июля 2001 года в течение 15 дней он с бригадой находился на путевых работах по окювечиванию железнодорожных путей, занимался нарезкой кюветов, вывозом грунта. Работы велись на перегонах Сейда-Чум, Хановей-Песец, Чум-Никита, Песец-Чум, Песец-Хановей, данные населенные пункты относятся к районам Крайнего Севера. Всего в 2001 году было около 4 выездов на путевые работы, каждый из которых был продолжительностью около 15-16 дней. Работы велись в сменном режиме, оформлялись сменные рапорты, в которых указывалась продолжительность выполнения работ. На перегоне Сейда-Чум работы проводились с 26 июня 2001 года по 28 июня 2011 года, 06 июля 2001 года, на перегоне Хановей-Песец – с 30 июня 2001 года по 01 июля 2001 года, на перегоне Чум-Никита – 03 июля 2001 года, на перегоне Чум-Сейда – 03 июля 2001 года, 04 июля 2001 года, на перегоне Песец-Чум – 07 июля 2001 года, на перегоне Песец-Хановей – 10 июля 2001 года. Также пояснил, что выезжал на путевые работы по устному распоряжению работодателя.

Представитель ответчика, по доверенности Беляева С.И., в судебном заседании иск не признала, поддержав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Дополнительно суду пояснила, что в период с 26 июня 2001 года по 10 июля 2001 года характер работы истца был подвижной. При этом служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, не считаются командировками. Кроме того, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно, в течение полного рабочего дня. Просила отказать в удовлетворении иска /Г./ к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе об обязании произвести увеличение базовой части трудовой пенсии по старости.

Представитель третьего лица Управления Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц участвующих в деле, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Как установлено судом, 21 апреля 2011 года истец /Г./ обратился к ответчику с заявлением о перерасчете базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (л.д. 7).

Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе от 25 апреля 2011 года /Г./ отказано в установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера (л.д. 6).

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 25 апреля 2011 года, истцу отказано в установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера на основании того, что в период с 26 июня 2001 года по 10 июля 2001 года характер работы истца являлся подвижным, в выписке из лицевого счета сведения о работе в районах Крайнего Севера отсутствуют (л.д. 5).

Как следует из трудовой книжки истца, /Г./ с 10 января 2001 года переведен начальником путевой машины МКТ-2, 21 мая 2004 года переведен начальником путевой машины МКТ-1П (л.д. 11, 12).

В период с 26 июня 2011 года по 10 июля 2001 года /Г./ работал с бригадой путевого комплекса по станции Воркута Северной железной дороги, что подтверждается справкой Путевой машинной станции от 18 апреля 2011 года (л.д. 14).

Согласно выписке из КОМ-300 СЗП-600 МКТ с 26 июня 2001 года по 10 июля 2001 года /Г./ работал на перегонах Сейда-Чум, Хановей-Песец, Чум-Никита, Песец-Чум, Песец-Хановей (л.д. 23).

Суд не согласен с решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 25 апреля 2011 года по следующим основаниям.

Согласно п.7 ст.14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

На дату обращения истца с заявлением о перерасчете размера базовой части трудовой пенсии (21 апреля 2011 года) его стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил более 20 календарных лет, страховой стаж более 25 лет.

В соответствии со ст.166 Трудового кодекса РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. В соответствии со ст.116 Кодекса Законов о труде РФ, действующего в спорный период, за командированными работниками сохранялись в течение всего времени командировки место работы и средний заработок.

Как следует из пояснений истца, он работал в районе Крайнего Севера с 26 июня 2001 года по 10 июля 2001 года. Факт нахождения /Г./ в районе Крайнего Севера в указанный период также не опровергается ответчиком.

Суд не принимает во внимание довод ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе о том, что работа истца в период с 26 июня 2001 года по 10 июля 2001 года в районе Крайнего Севера не может быть признана работой, выполняемой в командировке по следующим основаниям.

Так, свидетель /Ш./ суду пояснила, что работала в ПМС с 1992 года по 2010 год. Истец работал в ПМС начальником путевой машины, с 26 июня 2001 года по 10 июля 2001 года /Г./ совместно с бригадой выезжал на путевые работы на станции, расположенные около города Воркуты – Песец, Хановей, Чум, Сейда, Никита. Работники направлялись по устному распоряжению работодателя, командировочные удостоверения не оформлялись, в настоящее время они также не оформляются. Всего в 2001 году было около четырех выездов на путевые работы. Длительность каждой командировки составляла около 15-16 дней.

Свидетель /А./ суду пояснил, что работает в должности начальника путевой машины ПМС . В 2001 году работал в должности машиниста, летом в период с 26 июня 2001 года по 10 июля 2001 года он совместно с истцом и остальными членами бригады работал на близлежащих станциях города Воркуты – Хановей, Чум, Песец, Сейда, Никита. Бригадой велись работы по окювечиванию железнодорожных путей. В 2001 году приходилось выезжать на путевые работы около 3-4 раз, каждая командировка длилась около 15 дней. На работы выезжали по распоряжению работодателя, при этом командировочные удостоверения не выдавались.

Как следует из приказа от 10 января 2001 года, истец был переведен начальником путевой машины МКТ-2 с продолжительностью рабочей недели 36 часов. Сведения о характере работы в данном приказе отсутствуют (л.д. 16).

Согласно представленному истцом /Г./ сменному рапорту о работе МКТ-2 с 09 июля 2001 года по 10 июля 2001 года, общее время работы в сутки составило 08 часов 25 минут, то есть бригада работала полный рабочий день.

Подвижной характер работы заключается в том, что работник часто меняет рабочее место. Как следует из пояснений истца, показаний свидетелей, в 2001 году бригада выезжала в другую местность для проведения путевых работ не более четырех раз, что нельзя признать частой сменой рабочего места. В спорный период /Г./ выполнял порученную ему работу, а именно, занимался нарезкой кюветов, выгрузкой грунта. Выезд на путевые работы осуществлялся на основании устного распоряжения работодателя. Работы выполнялись в течение полного рабочего дня, на определенном рабочем месте, а именно, на перегоне Сейда-Чум – с 26 июня 2001 года по 28 июня 2011 года, 06 июля 2001 года, на перегоне Хановей-Песец – с 30 июня 2001 года по 01 июля 2001 года, на перегоне Чум-Никита – 03 июля 2001 года, на перегоне Чум-Сейда – 03 июля 2001 года, 04 июля 2001 года, на перегоне Песец-Чум – 07 июля 2001 года, на перегоне Песец-Хановей – 10 июля 2001 года. В период нахождения /Г./ на путевых работах с 26 июня 2001 года по 10 июля 2001 года в течение 15 дней за ним сохранялось его место работы, средний заработок. Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, свидетельскими показаниями, являются признаками нахождения работника в командировке.

В соответствии с постановлением Совмина СССР №12 от 03 января 1983 года «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. №1029 (вместе с «Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 №1029) к районам Крайнего Севера отнесены города Воркута и Инта с территориями, находящимися в административном подчинении их городских Советов народных депутатов.

Согласно «ОК 33-2005. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований», утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 14 декабря 2005 года №310-СТ, п. Сейда, п. Хановей, д. Никита, в которых, в том числе, работал истец, отнесены к муниципальному образованию «город Воркута».

При таких обстоятельствах суд считает, что факт нахождения истца в командировке в районе Крайнего Севера с 26 июня 2001 года по 10 июля 2001 года установлен.

Согласно абзацу 3 п.1 ст.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.

С заявлением о перерасчете базовой части трудовой пенсии в ГУ-УПФР истец обратился 21 апреля 2011 года, в связи с чем, право на перерасчет у него возникло с 01 мая 2011 года.

На основании изложенного, суд считает требования истца /Г./ законными и обоснованными.

Ру­ко­во­дству­ясь стать­я­ми 194-199 Гра­ж­дан­ско­го про­цес­су­аль­но­го ко­дек­са РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление /Г./ к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе об обязании включить период нахождения в командировке в районе Крайнего Севера в стаж работы в районах Крайнего Севера, признании права на перерасчет базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, обязании произвести перерасчет базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, удовлетворить.

Включить период нахождения /Г./ в командировке в районе Крайнего Севера с 26 июня 2001 года по 10 июля 2001 года в стаж работы в районах Крайнего Севера.

Признать за /Г./ право на перерасчет базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с 01 мая 2011 года.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе Архангельской области произвести перерасчет базового размера страховой части трудовой пенсии по старости /Г./ с 01 мая 2011 года.

Взыскать с ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе Архангельской области в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» государственную пошлину в размере 200 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Няндомский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 14 июня 2011 года.

Председательствующий Е.Н. Воропаев