Решение по делу №2к-146 (об отмене приказа «О наложении дисциплинарного взыскания» № от 28 марта 2011 года)



Дело № 2К-146/2011 7 июня 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Каргополь

Няндомский районный суд Архангельской области

в составе: председательствующего судьи Парфенова В.А.

при секретаре Русановой С.Л.,

с участием истца /А.Г./,

представителя ответчика /К.Л./,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Каргополе 7 июня 2011 года гражданское дело по иску /А.Г./ к управлению образования администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» об отмене приказа «О наложении дисциплинарного взыскания» от 28 марта 2011 года,

у с т а н о в и л:

/А.Г./ обратилась в суд с иском к управлению образования администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», просила отменить дисциплинарное взыскание в виде замечания, как незаконное.

В обоснование исковых требований указала, что приказом от 28 марта 2011 года ей было объявлено дисциплинарное взыскание в виде замечания, с которым она не согласна, поскольку никакого должностного проступка она не совершала, к исполнению должностных обязанностей относится с большой ответственностью, исполняет их должным образом. Кроме того, с момента обнаружения проступка, который ей вменяется, с 27 декабря 2010 года, до издания приказа о наказании 28 марта 2011 года прошло более одного месяца, в течение которого может применено дисциплинарное взыскание.

В судебном заседании истец /А.Г./ исковые требования поддержала, пояснила, что она работает на 0,5 ставки, кроме неё вопросами выявления детей оставшихся без попечения родителей занимаются и другие работники управления образования. В должностной инструкции не указано, какие именно действия она должна выполнять по выявлению указанной категории детей. Не прописано это и в других нормативных актах. Она регулярно посещает учебные заведения, интересуется детьми, нуждающимися в защите их прав, но о том, что несовершеннолетний /Е.Д./ длительное время, 6 лет проживает с бабушкой, родители его уклоняются от воспитания и содержания сына ей стало известно 22 декабря 2010 года. После этого в трехдневный срок ею было проведено обследование условий жизни ребенка и составлена опись принадлежащего ему имущества, установлены родители ребенка, которым были разъяснены положения закона и их ответственность, направлена информация в ТКДН и ЗП, определена форма устройства ребенка – предварительная опека его бабушкой /У.Н./.

27 декабря 2010 года истец обратилась с докладной на имя начальника управления образования, в которой сообщила о выявленном ребенке и проведенных ею мероприятиях по его устройству. 28 марта 2011 года на основании представления прокурора района был издан приказ о её наказании. Поскольку никаких виновных действий она не совершала, должностную инструкцию не нарушал, приказ о наказании считает незаконным и просит его отменить.

Представитель ответчика начальник управления образования администрации МО «Каргопольский муниципальный район» /К.Л./ с иском не согласилась и пояснила, что /А.Г./, как главный специалист отдела опеки и попечительства обязана исполнять должностную инструкцию утвержденную приказом начальника управления образования 20 января 2009 года. С данной инструкцией /А.Г./ ознакомлена 9 февраля 2010 года. В соответствии с п.п. 2.1 и 2.2 инструкции /А.Г./ обязана обеспечивать систематическое выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной защите (через администрацию учебных, медицинских учреждений, органы внутренних дел, иных организации и отдельных граждан. Она обязана организовывать работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми. В методических рекомендациях министерства образования науки и культуры Архангельской области указано, что в целях выявления детей оставшихся без попечения родителей. Специалисты органа опеки и попечительства должны систематически направлять письменные запросы в учебные и другие учреждения. Знакома или нет /А.Г./ с данными методическим рекомендациями она сказать не может, сама она /А.Г./ с данными рекомендациями не знакомила. /А.Г./ ни разу не сделано ни одного запроса в учебные и иные учреждения по выявлению указанной категории детей. В этой связи она считает, что /А.Г./ бездействие по выявлению несовершеннолетнего /Е.Д./, оставшегося без попечения родителей и защите его прав, приказ о наказании является законным и обоснованным. О том, что выявлен несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей ей стало известно в декабре 2010 года, вопрос о наказании /А.Г./ не обсуждался, он возник после получения представления прокурора Каргопольского района от 28 февраля 2011 года. С момента получения представления прокурора до издания приказа о наказании /А.Г./ месячный срок не прошел, в представлении не содержалось каких-либо новых фактов об обстоятельства не своевременного выявления несовершеннолетнего /Е.Д./. В период с 27 декабря 2010 года по 28 марта 2011 года /А.Г./ выполняла свои трудовые обязанности, в отпуске, на больничном, в командировке в это время она не была.

Выслушав мнение сторон и рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч.1 ст.192 Трудового кодекса РФ, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Согласно ст.193 ТК РФ, дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Из копии должностной инструкции главного специалиста управления образования утвержденной приказом от 20 января 2009 года (п.2.1, 2.2) следует, что он обязан обеспечивать систематическое выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной защите (через администрацию учебных, медицинских учреждений, органы внутренних дел, иных организации и отдельных граждан;

организовывать работу по профилактике социального сиротства, жесткого обращения с детьми.

/А.Г./ ознакомлена с инструкцией 9 февраля 2010 года (л.д.11-12).

Приказом начальника управления образования администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» от 28 марта 2011 года «О наложении дисциплинарного взыскания на /А.Г./, главного специалиста отдела опеки и попечительства Управления образования» /А.Г./ главному специалисту отдела опеки и попечительства Управления образования администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», за бездействие по выявлению несовершеннолетнего /Е.Д./, оставшегося без попечения родителей, непринятие своевременных мер, предусмотренных действующим законодательством, по защите прав и интересов несовершеннолетнего /Е.Д./ в период с 20.01.2009г. по 27.12.2010 года, объявлено замечание (л.д.6).

27 декабря 2010 года /А.Г./ обратилась с докладной на имя начальника управления образования, в которой сообщила о том, что 22 декабря 2010 года выявлен несовершеннолетний /Е.Д./, оставшийся без попечения родителей, а также о проведенных мероприятиях по устройству ребенка. На докладной имеется виза руководителя (л.д.10).

28 февраля 2011 года прокурор Каргопольского района направил начальнику управления образования МО «Каргопольский муниципальный район» представление, в котором требовал принять меры по устранению недостатков в части несвоевременного выявления несовершеннолетнего /Е.Д./ оставшегося без попечения родителей, а также решить вопрос о привлечении педагогов МОУ «<данные изъяты>», МОУ «СОШ » и специалиста органа опеки и попечительства к дисциплинарной ответственности (л.д.13-14).

24 декабря 2010 года специалистами орган опеки и попечительства /А.Г./ и /К.М./ проведено обследование жилищно-бытовых условий семьи /У.Н./ в которой проживает несовершеннолетний /Е.Д./ (л.д.15).

21 января 2011 года /А.Г./ направлена информация в ТКДН и ЗП о привлечении к административной ответственности отца ребенка (л.д.16).

13 января 2011 года у директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа » запрошена информация о причинах непредставления в орган опеки и попечительства сведений о несовершеннолетнем, оставшемся без попечения родителей (л.д.17).

В своем объяснении от 9 марта 2011 года /А.Г./ высказывает свое мнение о причинах несвоевременного выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей и своих действиях произведенных после его выявления (л.д.8-9).

Оценив в совокупности все представленные доказательства, суд считает, что ответчиком не предоставлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнение /А.Г./ по её вине возложенных на неё трудовых обязанностей, более того в судебном заседании не нашел своего подтверждения факт нарушения /А.Г./ должностной инструкции, поскольку к дисциплинарной ответственности привлечен главный специалист отдела опеки и попечительства, а суду представлена должностная инструкция главного специалиста управления образования. После выявления ребенка оставшегося без попечения родителей, /А.Г./ выполнила все необходимые действия по его дальнейшему устройству, что не отрицал в судебном заседании и представитель ответчика.

Поскольку в судебном заседании не установлено фактов виновного поведения истца, приказ о наказании /А.Г./ от 28 марта 2011 года является незаконным и подлежит отмене.

Кроме того, при издании оспариваемого приказа, работодателем был нарушен порядок применения дисциплинарного взыскания, к дисциплинарной ответственности /А.Г./ привлечена по истечении трех месяцев со дня обнаружения проступка, что является самостоятельным основанием для отмены приказа. Каких-либо уважительных причин препятствующих своевременному разрешению вопроса о привлечении /А.Г./ к ответственности работодателем суду не сообщено и доказательств наличия таких причин не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 192, 193 ТК РФ, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Отменить приказ начальника управления образования администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» от 28 марта 2011 года «О наложении дисциплинарного взыскания на /А.Г./ главного специалиста отдела опеки и попечительства управления образования».

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Няндомский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решении изготовлено 11 июня 2011 года.

Судья Парфенов В.А.