г. Каргополь 6 июня 2011 года Дело № 2к-141/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации Няндомский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Парфенова В.А. с участием помощника прокурора Каргопольского района Аристова И.В., представителей ответчика администрации МО «Каргопольский муниципальный район» /П.Е./, /С.Д./, представителя ответчика МУЗ «<данные изъяты>.» /П.И./, представителя третьего лицо ТО управления Роспотребнадзора в Каргопольском и Няндомском районах /М.В./, при секретаре Русановой С.Л., рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Каргополе 6 июня 2011 года гражданское дело по иску прокурора Каргопольского района в интересах неопределенного круша лиц к администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» о признании незаконным бездействия по содержанию зданий и помещений МУЗ «<данные изъяты>», возложении обязанности профинансировать устранение нарушений, к МУЗ «<данные изъяты>» об устранение нарушений, у с т а н о в и л: Прокурор Каргопольского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования (далее МО) «Каргопольский муниципальный район» и муниципальному учреждению здравоохранения «<данные изъяты>» (далее МУЗ «<данные изъяты>»), просил признать незаконным бездействие администрации МО «Каргопольский муниципальный район» в части неисполнения обязанностей по содержанию зданий и помещений МУЗ «<данные изъяты>» в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и требованиями пожарной безопасности, обязать МУЗ «<данные изъяты>» произвести работы по приведению зданий и помещений в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и требованиями пожарной безопасности, а администрацию МО «Каргопольский муниципальный район» профинансировать проведение указанных работ в течение 2011 года. В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района с привлечением специалистов территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Каргопольском и Няндомском районах и отделения надзорной деятельности Каргопольского УНД ГУ МЧС России проведена проверка исполнения муниципальным учреждением здравоохранения «<данные изъяты>» требований санитарно-эпидемиологического законодательства, технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения <данные изъяты>, и исполнения требований пожарной безопасности в данных зданиях, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и пожарной безопасности создающие угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе граждан обращающихся на прием, проходящих амбулаторное и стационарное лечение в <данные изъяты>, её структурных подразделений, фельдшерско-акушерских пунктах, а также персонала указанных учреждений, в частности: В здании поликлиники по адресу: <адрес> не оборудованы гардеробные для персонала, с душем и туалетом; вентиляционные системы не паспортизированы; в кабинете офтальмолога (в состав которого входит приемный кабинет и манипуляционная) стены и пол требуют косметического ремонта, на стенах отслаивается краска, покрытие пола требует замены. в кабинете хирурга (состоящего из кабинета приема и 2-х перевязочных) между окнами отслоилась плитка, требуется проведение косметического ремонта. в терапевтических кабинетах № имеются перегоревшие люминесцентные лампы, которые требуют замены. в кабинете врача общей практики (терапевта и ЛОР) требуется проведение косметического ремонта, на стенах отслаивается краска; в манипуляционной и в кабинете дерматовенеролога с потолка осыпается штукатурка; В здании туберкулезного кабинета по адресу: <адрес> в 2-х дополнительных кабинетах косметический ремонт в полном объёме не проведён, помещения к работе не готовы, прием больных и здоровых, все процедуры и оформление документов проводится в одном кабинете, пол покрыт линолеумом, линолеум порван, края не подведены под плинтус. Хранение уборочного инвентаря противотуберкулёзного кабинета не упорядочено (хранится в общем коридоре). Должность врача фтизиатра не укомплектована. Заключительная дезинфекция в очагах туберкулеза не проводилась. В централизованном стерилизационном отделения по адресу: <адрес>, отсутствует защитная арматура на светильниках общего освещения, в автоклавной пол провалился со стороны парового стерилизатора; во всех помещениях отмечаются дефекты потолочных покрытий, пола и стен, косметический ремонт не проводился в течение длительного времени, около 10 лет. В инфекционном отделении по адресу: <адрес>, последний косметический ремонт проводился в 2003 году, в помещениях требуется проведение косметического ремонта, отмечаются дефекты потолочного и напольного покрытия и стен (в некоторых помещениях краска отслоилась, в ванной отмечаются следы протечек от воды). В хирургическом отделении по адресу: <адрес>, санитарно-гигиеническое состояние сан. узлов неудовлетворительное (требуется проведение косметического ремонта и замены труб, а так же отделка стен влагостойкими материалами), на потолке в буфетной имеются следы протечек от воды. В родильном отделении по адресу: <адрес> молочной и моечной комнате, кабинете оформления документов, обсервационной и манипуляционной отсутствует защитная арматура светильников. В молочной комнате необходима реконструкция освещения. В полном объеме косметический ремонт проводился около 10 лет назад, в 2008 году проведен ремонт в родовой №, палатах № «мать и дитя». В остальных помещениях (родовая №, процедурная, предродовая, палаты №, палата БЦЖ, палата интенсивной терапии, обсервационная) требуется проведение косметического ремонта. В терапевтическом отделении по адресу: <адрес>, отсутствует приемное отделение. В палате № в стене имеется дыра, в палате № краска отслаивается, в буфетной около раковин дыры. В туалетах от стен отслаивается краска, санитарно – техническое оборудование в туалете для больных не исправно, а именно у раковины для мытья рук течёт кран. В общем коридоре дневного стационара линолеум порван. В комнате хранения трансфузии внутренняя отделка выполнена с нарушением требований раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10: стены покрыты на высоту 1,6м. масляной краской, далее стена покрыта водоэмульсионной краской. Отсутствует бактерицидная лампа Проверка гинекологического отделения в составе терапевтического отделения показала, что в полном объеме косметический ремонт проводился около 6 лет назад, в настоящее время в смотровой и в общем коридоре требуется проведение косметического ремонта. В детском отделении по адресу: <адрес> во всех помещениях требуется проведение косметического ремонта, отмечаются дефекты полочного покрытия, полового покрытия, стен, что является нарушением п.4.2., п.4.3 раздела 1. СанПиН 2.1.3.2630-10. В клинико-диагностической лаборатории по адресу: <адрес>, показала следующее. В кабинете исследований микобактерий туберкулёза, кабинетах ИФА стены покрашены на высоту 1,7 м. масляной краской, далее водоэмульсионной краской, что является нарушением п. 4.4. раздела 1. СанПиН 2.1.3.2630-10 (что не позволяет проводить в полном объёме влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств стены д.б. покрашены на всю высоту). В туалете для персонала санитарно- техническое оборудование не исправно, смывной бачок не функционирует, происходит постоянный подтёк воды из крана. В кабинете для хранения крови и препаратов крови, стены покрашены не на всю высоту материалами позволяющими проводить влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств. Проверкой структурных подразделений Каргопольской ЦРБ установлено, что в нарушении п. 4.2, п.4.3., п.4.4. раздела 1. СанПиН 2.1.3.2630-10 требуется проведение косметического ремонта в помещениях Ухотского структурного подразделения, расположенного по адресу: <адрес>, (в лаборатории, прививочном кабинете - покраска стен на всю высоту материалами позволяющими проводить влажную уборку в полном объёме; линолеум края подвести под плинтус, прошить края; в кабинете амбулаторного приёма детей, кабинете амб. приёма взрослого населения, в палате № провести косметический ремонт стен; в процедурном кабинете стационара на стенах и потолке отслаивается краска). В нарушении п.2.9., п.2.11. раздела 1. СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных» требуется проведение капитального и косметического ремонта в помещениях прачечной (протечки на потолке, дефекты напольных покрытий, трещины, выбоины на стенах) в Ухотском структурном подразделении. В ходе проверок фельдшерско-акушерский пунктов МУЗ «<данные изъяты>» установлено, что в нарушении раздела 6 п.4.2., п.4.5., п. 9.5. СанПиН 2.1.3.2630-10 требуется проведение косметического ремонта в помещениях следующих фельдшерско-акушерских пунктов: Речной ФАП, расположенного по адресу: <адрес>, Лёкшмоборский ФАП, расположенного по адресу: <адрес>, Поздышевский ФАП, расположенного по адресу: <адрес>. В нарушение раздела 6 п.4.2., п.4.5., п. 9.5. СанПиН 2.1.3.2630-10 в Тихманьгском ФАП, расположенном по адресу: <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, и Медведевском ФАП расположенном по адресу: <адрес>, в процедурной, кабинете амбулаторного. приёма, фойе нет возможности проводить влажную и генеральную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств потолков и стен, требуется проведение косметического ремонта В Ошевенском ФАП, расположенном по адресу: <адрес>, поверхность стен, потолка помещений не позволяет в полном объёме проводить текущую и генеральную уборку, т.к. материалы которыми покрыты поверхности не позволяют, использовать моющие и дезинфицирующие средства, так же помещения с влажным режимом прививочный и процедурный, смотровой кабинеты, санитарный узел их стены должны отделываться влагостойкими материалами на всю высоту, на потолке отмечаются протечки в процедурном кабинете, в фойе, смотровом кабинете, прививочном, помещении для хранения уборочного инвентаря, требуется проведение косметического ремонта в физиотерапевтических кабинетах и фойе, отмечаются подтёки от воды, щели на потолке, обои в некоторых местах порвались или отклеились. В Полуборском ФАП, расположенном по адресу: <адрес>, Троицком ФАП, расположенном по адресу: <адрес>, д. Семеновская <адрес>, требуется проведение косметического ремонта в кабинете амбулаторного приёма. В Хотеновском ФАП, расположенном по адресу: <адрес>, Кречетовском ФАП, расположенном по адресу: <адрес>, поверхность стен, потолка помещений не позволяет в полном объёме проводить текущую и генеральную уборку, т.к. материалы, которыми покрыты поверхности, не позволяют, использовать моющие и дезинфицирующие средства, необходима отделка стен на всю высоту влагостойкими материалами, требуется проведение косметического ремонта. При проверке исполнения требований пожарной безопасности, в зданиях и помещениях МУЗ «Каргопольская ЦРБ» выявлены многочисленные нарушения действующих норм и правил пожарной безопасности: в административном здании <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, установлено, что в нарушении п.п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России №313 от 18.06.2003, зарегистрированных в Минюсте России 27.06.2003, регистрационный № 4838 (далее ППБ 01-03), таблицы №1 п.9 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений. Помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (далее НПБ 110-03), здание не оборудовано установкой автоматической пожарной сигнализацией. Лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности, не прошло обучение по программе пожарно-технического минимума, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, п. 31, п. 32 Приказа МЧС РФ от 12 декабря 2007 №645. В нарушении п.п.3,61 ППБ 01-03, НПБ 104-03 отсутствуют объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (в том числе световые указатели “Эвакуационный (запасный) выход”, “Дверь эвакуационного выхода”), которые должны постоянно находиться в исправном и включенном состоянии. В нарушении п.60 ППБ 01-03, п. 6.5.1 правил устройства электрооборудования (далее ПУЭ) в здании эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. Допускается монтаж соединения электропроводки на скрутках, без соединительных коробок, что является нарушением п.3, 57 ППБ 01-03, п.2.1.21 ПУЭ. В нарушении п.44 ППБ 01-03 окна чердака не остеклены и не закрыты. Здание не оборудовано автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением таб. 2 п.11 НПБ 104-03. В нарушении п.108 ППБ 01-03 здание не обеспечено первичными средствами тушения в соответствии с приложением №3. В нарушении п.3, 13, 27, 33, 51, 61 ППБ 01-03, НПБ 160-97, п. 4.3 ГОСТ Р 12.4.026-2001 здание не обеспечено знаками пожарной безопасности. В нарушении п. 57, п. 3 ППБ 01-03; п. 1.2.2, п. 1.2.6, табл. 37 Правил технической эксплуатации электроустановок и потребителей (далее ПТЭЭП) истекли сроки замеров сопротивления изоляции силового и осветительного оборудования по зданию акты не предоставлены. По направлению к источникам противопожарного водоснабжения и у пожарного водоема не установлены соответствующие указатели (на здании и водоеме), что является п.90 ППБ 01-03. Планы эвакуации людей в случае возникновения пожара выполнены не в соответствии с требованиями ГОСТа Р.12.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные». Не оборудованы пути эвакуации знаками пожарной безопасности, что является нарушением п. 51 ППБ РФ 01-03, ГОСТ-Р 12.2.143-2002 «ССБТ. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля». В нарушении п.3 ППБ 01-03; СНиП 21-01-97** п. 7.1, п.7.2. огнезащитным составом не обработаны сгораемые конструкции, перекрытия (кровли) здания с оформлением соответствующего акта. На огнетушители не заведены паспорта, огнетушители не пронумерованы согласно ППБ 01-03, что является нарушением приложения №3 п.108 ППБ 01-03. В нарушении п.57 ППБ 01-03 и п.7.1.13 ПУЭ проводка выполнена в не соответствии с ПУЭ. Аналогичные нарушения выявлены и в других зданиях и помещениях ЦРБ: в здании рентгенкабинета, расположенном по адресу: <адрес>; в здании поликлиники <данные изъяты> по адресу: <адрес>; в здании хирургического и терапевтического отделений <данные изъяты> по адресу: <адрес>; в здании пристройки к хирургическому и терапевтическому отделению <данные изъяты> по адресу: <адрес>; в здании родильного отделения <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>; в здании инфекционного отделения <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>; в здании стерилизационного отделения <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>; в здании пищеблока <данные изъяты> по адресу: <адрес>; в здании морга <данные изъяты> по адресу: <адрес>; в здании поликлиники <данные изъяты> по адресу: <адрес>; В судебном заседании прокурор /А.И./ исковые требования поддержал в полном объеме, уточнил исковые требования в части сроков их исполнения, просил обязать администрацию МО «Каргопольский муниципальный район» профинансировать производство работ в зданиях и помещениях МУЗ «<данные изъяты>» до 31 декабря 2011 года, а МУЗ «<данные изъяты>» обязать провести работы по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и пожарной безопасности в срок до 31 декабря 2012 года. Представители ответчика МО «Каргопольский муниципальный район» /П.Е./ и /С.Д./ с исковыми требованиями прокурора согласились частично, полагают, что администрация МО «Каргопольский муниципальный район», как собственник зданий и помещений <данные изъяты> не бездействовала в решении вопросов соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и пожарной безопасности на объектах <данные изъяты>, выделяла денежные средства на эти цели, однако выделяемых денежных средств оказалось недостаточно. Администрация не оспаривает нарушения законодательства выявленные в ходе проверок и свою обязанность финансировать работы по устранению выявленных нарушений, но считает, что срок до 31 декабря 2011 года явно недостаточен, просили предоставить более длительный срок. Представитель ответчика МУЗ «<данные изъяты>» /П.И./ с иском прокурора согласилась в части выявленных в ходе проверок нарушений законодательства, просила предоставить срок для устранения нарушений до октября 2013 года. Представитель третьего лица ТО управления Роспотребнадзора в Каргопольском и Няндомском районах /М.В./ иск поддержал в полном объеме, пояснил, что выявленные в ходе проверок нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и работников МУЗ «<данные изъяты>». Администрация МО «Каргопольский муниципальный район», как собственник имущества больницы бездействует в решении вопросов по устранению выявленных нарушений, что послужило причиной неоднократной смены главных врачей больницы. Третье лицо отделение надзорной деятельности Каргопольского района УНД ГУ МЧС России по Архангельской области представителя в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали. Суд определил рассмотреть дело без участия представителя третьего лица отделение надзорной деятельности Каргопольского района УНД ГУ МЧС России по Архангельской области. Выслушав прокурора, представителей ответчиков и третьего лица суд приходит к следующему: Статьей 41 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии со ст. 1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Согласно п.1 ст. 2 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» одним из основных принципов охраны здоровья граждан является соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Статья 17 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» закрепляет за гражданами Российской Федерации неотъемлемое право на охрану здоровья, которое обеспечивается, в том числе, охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. В соответствии со статьей 37.1. «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» в Российской Федерации оказываются 3 вида медицинской помощи. Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства. Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях). Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий (оказывается в специализированных диспансерах). Пунктом 12 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Во всех вышеперечисленных зданиях расположены медицинские учреждения, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь. Кроме того, в здании по адресу: <адрес>, расположено родильное отделение, в здании по адресу: <адрес>, расположено гинекологическое отделение, в которых оказывается медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов. Во всех вышеуказанных фельдшерско-акушерских пунктах оказывается первичная медико-санитарная помощь, а так же медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов. В соответствии со ст.8 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов (за исключением территорий, медико-санитарное обеспечение населения которых в соответствии с пунктом 28 статьи 5 настоящих Основ) осуществляется в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан относятся: формирование органов, уполномоченных на осуществление управления муниципальной системой здравоохранения; развитие организаций муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; организация оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях. Согласно статьи 11 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. На основании п. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Санитарные правила согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со статьей 13 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» ( в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ) к муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции. Согласно статьи 37.2. «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ) финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования. В соответствии с пунктом 3 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Статьей 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания принадлежащего собственнику имущества возлагается на последнего. В соответствии с ч.1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что «требования пожарной безопасности» - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313. В соответствии с п.3 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 наряду с данными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Согласно ст. 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В соответствии с ч.3 ст.20 Федерального закона «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В силу ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности являются обязательными к исполнению. Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. В силу п. 10 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. Согласно ч.1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Исходя из положений ч.3 ст.215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. В пунктах 11, 94 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 на органы местного самоуправления возложены обязанности в пределах своей компетенции реализовывать меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях. Из материалов дела следует, что в период с 1 по 28 декабря 2010 года территориальным отделом Роспотребнадзора проводилась проверка муниципального учреждения здравоохранения «Каргопольская ЦРБ им.Н.Д. Кировой», в ходе которой выявлены многочисленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации зданий и помещений Каргопольской ЦРБ (л.д. 36-41). В период с 5 по 11 марта 2011 года отделением надзорной деятельности Каргопольского района УНД ГУ МЧС России по Архангельской области совместно с прокуратурой Каргопольского района проводилась проверка МУЗ «<данные изъяты>» в ходе которой выявлены многочисленные нарушения норм и правил пожарной безопасности при эксплуатации зданий и помещений ЦРБ (л.д.42-46, 47-51). Договором от 10 ноября 2009 года, распоряжением комитета по управлению имуществом № от 23 июня 2005 года, распоряжениями главы МО «Каргопольский муниципальный район» № от 29 октября 2009 года, № от 2 декабря 2008 года, № от 12 марта 2009 года, № от 23 октября 2007 года за МУЗ «<данные изъяты>» на праве оперативного управления закреплены здания расположенные по адресам: <данные изъяты> Право оперативного управления МУЗ «<данные изъяты>» на указанное имущество зарегистрировано в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (л.д.60-80). 14 марта 2011 года главный врач МУЗ «<данные изъяты>» обращалась к главе МО «Каргопольский муниципальный район» с ходатайством об обеспечении финансирования больницы в достаточном объеме в соответствии с заявками на текущие расходы по устранению нарушений выявленных в ходе проверок прокуратуры и Роспотребнадзора (л.д.90). Согласно Устава муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>», данное учреждение имеет право в установленном порядке: заключать договоры с учреждениями, организациями, предприятиями и физическими лицами на представление работ и услуг, в соответствии с видами деятельности Учреждения. В соответствии с Уставом, МУЗ «<данные изъяты>» является муниципальным учреждением, находится в подчинении администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», ремонтные работы и закупка технического оборудования финансируются из районного бюджета (л.д.91-102). Согласно п. 3.10. Устава муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» при осуществлении права оперативного управления имуществом указанное учреждение обязано осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества. Согласно п. 3.12. Устава муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются движимое и недвижимое имущество, закрепляемое и находящееся в оперативном управлении учреждения, бюджетные и внебюджетные средства, капитальные вложения и дотации из бюджета. В соответствии с п.1, п.3, п. 12 ч. 1 ст.9 Устава муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» (далее Устав), принятого решением Собрания депутатов муниципального образования «Каргопольский район» от 29.09.2005 №43 к вопросам местного значения муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» относятся: формирование, утверждение, исполнение местного бюджета муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Каргопольский муниципальный район»; организация оказания на территории Каргопольского муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. В соответствии с ч.2 ст.9 Устава органы и должностные лица местного самоуправления муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» обязаны осуществлять все полномочия для реализации вопросов местного значения муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» (л.д.103-105). В соответствии с ч.1 ст. 36 Устава администрация муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» - орган местного самоуправления муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», осуществляющий исполнительно – распорядительные функции. Согласно ч.2 ст.36 Устава администрация муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» федеральными законами и законами Архангельской области (л.д.106-107). Из письменного отзыва главы МО «Каргопольский муниципальный район» от 1 июня 2011 года следует, что администрацией МО «Каргопольский муниципальный район» для МУЗ «<данные изъяты>» выделялись достаточные средства, которые при условии правильного и рационального их расходования, должны были покрывать потребности МУЗ «<данные изъяты>». С 1 января 2012 года полномочия в области здравоохранения передаются с местного уровня на уровень субъекта РФ, что улучшит положение в отрасли (л.д.122-123, 124-125). 11 ноября 2008 года ТО Роспотребнадзора в Каргопольском и Няндомском районах в адрес главного врача МУЗ <данные изъяты>» направлено предписание об устранении нарушений законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравления) людей. Установлен срок устранения нарушений до 1 декабря 2009 года (л.д.126-127). 7 марта 2009 года ТО Роспотребнадзора в Каргопольском и Няндомском районах в адрес главного врача МУЗ «<данные изъяты>» направлено предписание об устранении нарушений санитарного законодательства РФ. Установлен срок устранения нарушений до 1 июля 2009 года (л.д.128-129). 23 июля 2010 года ТО Роспотребнадзора в Каргопольском и Няндомском районах в адрес главного врача МУЗ «<данные изъяты>» направлено предписание об устранении нарушений санитарного законодательства РФ. Установлен срок устранения нарушений до 1 октября 2010 года (л.д.130). Постановлением начальника ТО управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Каргопольском и Няндомском районах от 28 июня 2010 года МУЗ «<данные изъяты>» привлечено к административной ответственности по ст.6.4 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований (л.д.131). 28 декабря 2010 года ТО Роспотребнадзора в Каргопольском и Няндомском районах в адрес МУЗ «<данные изъяты>» направлено предписание об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства РФ. Установлен срок устранения нарушений до 1 сентября 2011 года (л.д.132-136). Главой администрации МО «Каргопольский муниципальный район» утвержден план устранения нарушений санэпидрежима в МУЗ «<данные изъяты>», в котором запланированы мероприятия по устранению незначительной части имеющихся нарушений. Источником финансирования в плане указан бюджет больницы, средства от реализации лесного ресурса, областной бюджет и программа «Безопасное материнство и детство» (л.д.137). Оценив в совокупности все представленные доказательства, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворение в полном объеме, прокурором предоставлены достаточные доказательства подтверждающие, что здания и помещения МУЗ «<данные изъяты>» эксплуатируются с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства и пожарной безопасности, указанные нарушения создают непосредственную угрозу жизни, здоровью и безопасности людей. Администрация МО «Каргопольский муниципальный район», как собственник имущества и учредитель МУЗ «<данные изъяты>» в нарушение требований закона длительное время не осуществляет надлежащего финансирования по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и пожарной безопасности в зданиях и помещениях МУЗ «<данные изъяты>». МУЗ «<данные изъяты>» в чьем оперативном управлении находится муниципальное имущество, здания и помещения <данные изъяты> и фельдшерско-акушерских пунктов обязана провести необходимые ремонтные работы, по приведению зданий и помещений в соответствующее требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и пожарной безопасности состояние, разумным сроком для этого, с учетом количества нарушений, суд считает срок до 31 декабря 2012 года. Администрация МО «Каргопольский муниципальный район», как собственник имущества и учредитель МУЗ «<данные изъяты>» обязана профинансировать проведение ремонтных работ, разумным сроком для этого суд считает срок до 31 декабря 2011 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Каргопольского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» в части неисполнения обязанностей по содержанию зданий и помещений муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>.» в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и требованиями пожарной безопасности. Обязать муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» в срок до 31 декабря 2012 года произвести работы по приведению зданий и помещений муниципального учреждения здравоохранения «Каргопольская центральная районная больница им.Кировой Н.Д.» в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и требованиями пожарной безопасности. Обязать администрацию муниципального образования Каргопольский муниципальный район» в срок до 31 декабря 2011 года произвести финансирование муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» для приведения зданий и помещений муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>.» в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и требованиями пожарной безопасности. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Няндомский районный суд в течение 10 суток со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 11 июня 2011 года. Председательствующий Парфенов В.А.