Дело № 2К-11/2011 28 июня 2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Каргополь Няндомский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Парфенова В.А., с участием прокурора Константинова А.С., истца /Б.И./, третьего лица /Б.К./, представителя ответчика /Ш.В./, представителя органа опеки и попечительства /К.М./, при секретаре Русановой С.Л., рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Каргополе 28 июня 2011 года гражданское дело по иску прокурора Каргопольского района в интересах /Б.И./ к муниципальному образованию «Павловское» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке и по самостоятельным требованиям третьего лица /Б.К./ к муниципальному образованию «Павловское» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, у с т а н о в и л: Прокурор Каргопольского района в интересах /Б.И./ обратился в Няндомский районный суд с иском к муниципальному образованию «Павловское», просил обязать ответчика предоставить /Б.И./ во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории МО «Павловское». В обоснование иска указал, что /Б.И./ относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2006 году постановлением главы МО «Павловское» /Б.И./, вместе с /Б.К./, /Б.О./, /Б.В./, /Т.В./ и /Т.К./ по договору социального найма было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. Из акта санитарно-эпидемиологического обследования жилого помещения по указанному адресу от 29 октября 2010 года следует, что жилое помещение не соответствует п.п. 2.9, 4.7, 5.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», следовательно /Б.И./ была обеспечена жилым помещением не пригодным для проживания. Комиссией по учету и распределению жилья МО «Павловское» от 1 марта 2010 года /Б.И./ отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Поскольку МО «Павловское» не исполняет свои обязательства, возложенные на него законом по обеспечению /Б.И./ надлежащим жилым помещением, прокурор обратился с иском в суд. В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца были привлечены /Б.К./ и /Б.О./, которые заявили самостоятельные требования к МО «Павловское» о предоставлении им отдельных жилых помещений, обосновав свои требования тем, что они также являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, МО «Павловское» им было предоставлено то же самое жилое помещение, что и /Б.И./, т.е. жилое помещение непригодное для проживания. Поскольку каждому гражданину из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть предоставлено отдельное жилое помещение, а органы местного самоуправления данное обязательство не выполнили, третьи лица просили удовлетворить их требования. В судебном заседании прокурор /К.А./ исковые требования поддержал в полном объеме, просил обязать МО «Павловскоее» предоставить /Б.И./ жилое помещение на территории указанного муниципального образования, поскольку после окончания учебы надлежащее жилое помещение /Б.И./ не было предоставлено в установленном законом порядке. Обязанность предоставления жилого помещения возложена на муниципальное образование «Павловское» законом. Истец /Б.И./ в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, просила обязать МО «Павловское» предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма и пояснила, что в 2006 году ей, вместе с её сестрами, /Б.К./, /Б.О./ и их детьми был предоставлен дом под № по <адрес>, но в этом доме они прожили только два месяца, поскольку в доме было очень холодно, стены продуваются и промерзают насквозь, одна из печей не топилась. Поэтому до настоящего времени она и её сестры вынуждены жить на съемных квартирах. Она неоднократно обращалась в администрацию МО «Павловское» по вопросу обеспечения её жилой площадью, но ей в этом было отказано, после чего она была вынуждена обратиться с заявлением в прокуратуру района. Третье лицо /Б.К./ требования поддержала, пояснила, что отдельное жилое помещение ей никогда и никто не предоставлял, в доме в <адрес>, который был предоставлен им жить невозможно, до настоящего времени она живет на съемной квартире. Третье лицо /Б.О./ в судебном заседании не участвовала, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, предоставила заявление об отказе от самостоятельных требований, поскольку жилое помещение ей предоставляется в <адрес>. Определением суда производство по делу в части самостоятельных требований третьего лица /Б.О./ прекращено в связи с её отказом от заявленных требований. Представитель ответчика /Ш.В./ решение вопроса о возложении на ответчика обязанности по предоставлению /Б.И./ и /Б.К./ отдельных жилых помещений на территории МО «Павловское» оставил на усмотрение суда и пояснил, что дом под № по <адрес> был предоставлен /Б.И./, /Б.К./, /Б.О./. и их детям. В настоящее время /Б.В./, /Т.К./ и /Т.В./ обеспечены жилыми помещениями. В настоящее время жилой дом, после проведения ремонта может быть признан пригодным для проживания. Доказательств того, что в момент предоставления жилого дома, в 2006 году, он был пригоден для проживания у представителя ответчика не имеется. Суд определил рассмотреть дело без участия третьего лица /Б.О./ Выслушав прокурора /К.А./, истца /Б.И./, третье лицо /Б.К./, представителя ответчика /Ш.В./, изучив письменные материалы дела и заслушав заключение представителя органа опеки и попечительства /К.М./, суд считает иск прокурора в интересах /Б.И./ и самостоятельные требования третьего лица /Б.К./ подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.2 ч.2 и ч.5 ст.57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно ст.8 Федерального закона « О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст.1 указанного Закона, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; В соответствии со ст.7 Закона Архангельской области № 49-7-ОЗ от 5 июля 2001 года «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным Правительством Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений. Согласно ст.45 и 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями", государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа. В соответствии с Законом Архангельской области от 21 декабря 2010 года № 243-18-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год», МО «Каргопольский муниципальный район» на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа в 2011 году выделены денежные средства в размере 3150000 рублей. 29 октября 2010 года /Б.И./ обратилась с заявлением в прокуратуру Каргопольского района, просила прокурора обратиться в суд с иском в защиту её прав на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д.8). Из справок управления образования администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» от 1 ноября 2010 года следует, что /Б.И./ ДД.ММ.ГГГГ года рождения и /Б.К./ ДД.ММ.ГГГГ года рождения относятся к категории лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (л.д.11,12). Постановлением главы МО «Павловское» от 18 июля 2006 года № 79 жилой дом по адресу: <адрес> закреплен за /Б.К./, /Б.И./, /Б.О./, /Б.В./, /Т.В./, /Т.К./ (л.д.15). Из копии договора социального найма от 27 июня 2006 года следует, что /Б.И./, /Б.К./, /Б.О./, /Б.В./, /Т.В./, /Т.К./ предоставлен жилой дом по адресу: <адрес> (л.д.116-17). В паспорте указанного жилого указано, что его общая площадь составляет 108,8 кв.м., жилая площадь 51 кв.м., дом сдан в экспуатаци. В 1983 году (л.д.18). Согласно поквартирной карточке в <адрес> зарегистрировано 8 человек (л.д.20). Из акта санитарно-эпидемиологического обследования жилого помещения по указанному адресу от 29 октября 2010 года следует, что жилое помещение не соответствует п.п. 2.9, 4.7, 5.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (л.д.21). Решением муниципального Совета МО «Павловское» от 21 декабря 2005 года № 17 на территории МО «Павловское» установлена норма предоставления жилого помещения в размере 14 кв.метров общей площади на одного человека и учетная норма жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения в размере 12 кв.метров общей площади на одного человека (л.д.22). Из заключения управления образования администрации МО «Каргопольский муниципальный район» от 16 декабря 2010 года следует, что предоставлении жилого помещения /Б.И./ нецелесообразно, поскольку предоставленное ей жилое помещение пригодно для проживания, общая его площадь составляет 108,8 кв.м., жилая площадь 51 кв.м., что с учетом количества проживающих соответствует учетной норме на каждого человека приходится более 18 кв.метров общей площади (л.д.28-29). Согласно акту обследования жилого помещения <адрес> от 15 декабря 2010 года в указанном жилом помещении зарегистрировано 7 человек, жилое помещение пригодно для проживания (л.д.30). Из возражений главы МО «Павловское» от 14 декабря 2010 года следует, что в доме по адресу: <адрес> был проведен капитальный ремонт, после предоставления в 2009 году /Т.В./ квартиры в <адрес>, на каждого из проживающих приходится по 21,76 м.кв. общей площади (л.д.31-32). Распоряжением главы МО «Павловское» от 14 декабря 2010 года № /Т.К./ и /Б.В./ приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для внеочередного предоставления жилой площади (л.д.57). Постановлением главы МО «Каргопольский муниципальный район» № от 11 июня 2009 года за /Т.В./ сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> (л.д.60). Из технического паспорта дома № по <адрес> от 1 апреля 2011 года следует, что общая площадь дома составляет 62,9 м.кв., жилая площадь 36,9 м.кв.. Износ фундамента составляет 50%, износ стен и перегородок составляет 65%, износ перекрытий составляет 55% (л.д.90-101). Согласно заключению межведомственной комиссии от 6 июня 2011 года жилое помещение по адресу: <адрес> – жилое помещение пригодно для проживания после проведения утепления стен, пола, текущего ремонта веранды с целью приведения характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем положении требованиями и после их завершения продолжении процедуры оценки. Согласно акту санитарно-эпидемиологического обследования жилого помещения <адрес> от 31 мая 2011 года, что жилое помещение не соответствует п.п. 2.9, 4.7, 5.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (л.д.120). Оценив в совокупности все представленные доказательства, суд считает исковые требования прокурора в интересах /Б.И./ и самостоятельные требования третьего лица /Б.К./ подлежащим удовлетворению в полном объеме, поскольку /Б.И./ и /Б.К./ относятся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, они должны быть обеспечены отдельными жилыми помещениями на территории МО «Павловское», так как проживали и зарегистрированы по месту жительства на территории указанного муниципального образования. Поскольку ни /Б.И./, ни /Б.К./ после окончания ими учебных заведений не были предоставлены жилые помещения соответствующие требованиям закона для жилых помещений, не имеет значения, что на момент рассмотрения настоящего дела они достигли возраста более 23 лет, т.к. до достижения указанного возраста они не смогли реализовать свое право на получение жилого помещения по вине ответчика. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Каргопольского района в интересах /Б.И./ и самостоятельные требования третьего лица /Б.К./ удовлетворить. Обязать муниципальное образование «Павловское» предоставить /Б.И./ по договору социального найма жилое помещение, на территории муниципального образования «Павловское», отвечающее установленным законом требованиям для жилых помещений, во внеочередном порядке. Обязать муниципальное образование «Павловское» предоставить /Б.К./ по договору социального найма жилое помещение, на территории муниципального образования «Павловское», отвечающее установленным законом требованиям для жилых помещений, во внеочередном порядке. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Няндомский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения в окончательной форме. Мотивированное решении изготовлено 2 июля 2011 года. Судья Парфенов В.А.