Решение по делу №2-207 (о признании деятельности по организации и проведению азартных игр незаконной )



Дело №2-207/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Няндома 28 июля 2011 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,

с участием помощника прокурора Школяренко А.В.,

представителя ответчика /Р.В./,

при секретаре Холматовой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании деятельности по организации и проведению азартных игр незаконной,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Октябрьского района города Архангельска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее – ООО «<данные изъяты>») о признании деятельности по организации и проведению азартных игр незаконной.

В обоснование исковых требований указал, что в прокуратуру Октябрьского района города Архангельска из отдела милиции №4 УВД по г. Архангельску поступили материалы проверок соблюдения законодательства РФ в сфере игорного бизнеса, проведенных 20 марта 2011 года и 22 апреля 2011 года в принадлежащем ООО «<данные изъяты>» развлекательном клубе по адресу: <адрес>. По результатам проверок установлено, что в указанном клубе осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр на игровом электронном оборудовании – игровых автоматах, прямо запрещенная федеральным и областным законодательством. В клубе установлено 17 единиц электронного оборудования – игровых автоматов. Фактически в игровом зале клуба посетителям предоставляются услуги по игре на аппаратах. Посетитель оплачивает возможность провести игру на аппарате, количество баллов на аппарате устанавливает работник клуба исходя из суммы денежных средств, полученных от посетителя. 20 марта 2011 года и 22 апреля 2011 года при осмотре помещения игрового зала развлекательного клуба ООО «<данные изъяты>» установлено, что общество разместило игровые автоматы в количестве 17 единиц, которые подключены к электросети и готовы к работе. В результате осмотра внешнего вида игрового оборудования, при осмотре вида загруженного программного обеспечения установлено, что указанное оборудование по внешним признакам и содержимому идентично игровым автоматам, а именно: имеют мониторы, клавиатуру, с помощью которой производятся игровые манипуляции – являются обычными игровыми автоматами, а программное обеспечение представляет собой обычную программу развлекательных игр, аналогичную установленной на игровых автоматах, запрещенных в городе Архангельске федеральным законом. 20 марта 2011 года по результатам осмотра помещения игрового зала, указанное электронное оборудование изъято и арестовано. Разрешения на проведение на территории Октябрьского округа г. Архангельска азартных игр у ООО «<данные изъяты>» не имеется. Просит признать незаконной деятельность ООО <данные изъяты>», осуществляемую в развлекательном клубе по адресу: <адрес>, обязать ООО «<данные изъяты>» прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр в лотерейном клубе по адресу: <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Няндомского района Школяренко А.В. доводы и требования искового заявления поддержал в полном объеме. Просил признать незаконной деятельность ООО «<данные изъяты>», осуществляемую в развлекательном клубе по адресу: <адрес>, обязать ООО «<данные изъяты>» прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр в лотерейном клубе по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>», по доверенности /Р.В./, в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что автоматы, расположенные в ООО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, не являются игровыми. ООО «<данные изъяты>» деятельности по организации и проведению азартных игр не осуществляет, деньги с посетителей клуба за игру не взимаются, выигрыш по результатам лотереи не выдается. Просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Октябрьского района города Архангельска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из п.1 ч.1 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, права которых нарушены, когда персонифицировать их как до начала судебного разбирательства, так и после окончания, привлечь в процесс в качестве сторон, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела не представляется возможным.

Таким образом, суд полагает, что в данном случае круг лиц не определен, поскольку клуб ООО «<данные изъяты>» является свободным для посещения неограниченного количества лиц.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ (далее – Закон №244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В ст.4 Закона №244-ФЗ даются определения основных понятий, используемых для целей данного Закона:

- азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;

- ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры;

- выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;

- деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры;

- участник азартной игры - физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры;

- зал игровых автоматов - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов или игровых автоматов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов;

- игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Частью 2 ст.9 Закона № 244-ФЗ предусмотрено, что игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край.

Судом установлено, что ООО «<данные изъяты>» в игровом зале, расположенном по адресу: <адрес>, осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр.

Из протоколов осмотра лотерейного клуба ООО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> от 20 марта 2011 года, от 22 апреля 2011 года, составленных участковым уполномоченным отдела милиции №4 УВД по г. Архангельску усматривается, что ответчиком осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием 17 единиц электронного оборудования с надписями «Стимулирующая лотерея», которые подключены к электросети и готовы к работе. В результате осмотра внешнего вида игрового оборудования, вида загруженного программного обеспечения установлено, что указанное оборудование по внешним признакам и содержимому идентично игровым автоматам, а именно: имеют мониторы, клавиатуру, с помощью которой производятся игровые манипуляции. На момент осмотра на всех аппаратах купюроприемники отсутствуют (л.д. 9-11, 23-25).

Как следует из материалов дела, ООО «<данные изъяты>» разработаны правила игры на развлекательном оборудовании для покупателей, согласно которым покупатель должен произвести покупку канцелярских товаров на сумму не менее 200 рублей в филиале ООО «<данные изъяты>», после чего спросить у продавца товарный чек на эту сумму. После покупки товара покупатель имеет право поиграть на развлекательном оборудовании. На электронном аппарате количество баллов устанавливается в размере равной сумме денежных средств, полученных от посетителя клуба, исходя из расчета 1 балл = 1 рублю. (л.д. 20).

Как следует из объяснений директора ООО «<данные изъяты>» /С.Д./, от 20 марта 2011 года, для участия в игре допускаются лица, сделавшие определенную ставку посредством передачи оператору определенной денежной суммы, после чего оператор при помощи специального ключа осуществляет ввод на игровой автомат, в зависимости от внесенной суммы, баллов на мониторе. Игра осуществляется при помощи манипуляций на клавиатуре для определения выигрыша или проигрыша. Игрок по своему желанию может в любой момент остановить игру, и получить выигранную денежную сумму, обратившись к оператору игрового клуба. Результат не зависит от действий игрока (л.д. 14-15).

Из объяснений посетителей клуба /Т.Д./, /У.А./, /Л.П./ следует, что указанные лица посещали лотерейный клуб «<данные изъяты>» с целью азартных игр и получения денежного выигрыша. При этом перед игрой администратору передавались деньги в сумме 200 рублей, 300 рублей (л.д. 18-19, 28, 30).

Суд не принимает во внимание объяснения посетителей клуба /В.О./, /М.С./ в части указания, что администратору клуба перед игрой денег они не передавали, а также объяснения администратора клуба /Х.Н./ относительного того, что выигрыши после игры на развлекательном аппарате не выдаются, поскольку данные факты опровергается исследованными по делу обстоятельствами, в том числе, письменным объяснением директора ООО «<данные изъяты>» /С.Д./ (л.д. 16, 17).

Изложенное позволяет сделать вывод о наличии в указанной лотерее признаков азартной игры.

В качестве соглашения о выигрыше выступает приобретение игроком призовых баллов, составляющих максимальную сумму первоначальной ставки.

Риск состоит в том, что участвуя в игре, делая новые ставки, игрок может лишиться значительной суммы денежных средств либо увеличить вложение. Кроме того, игрок в процессе игры может делать неограниченное количество ставок. Таким образом, максимальная сумма выигрыша не ограничена.

Проводимая ООО «<данные изъяты>» в лотерейном клубе игра не отвечает установленным законом признакам стимулирующей лотереи.

Пунктом 1 ст. 2 Федерального Закона РФ «О лотереях» № 138-ФЗ от 11 ноября 2003 года (далее Закон №138-ФЗ) лотерея определяется, как игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Согласно п. 8 ст. 2 Закона № 138-ФЗ проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Как следует из материалов дела, по окончанию игры товарный чек либо иной документ строгой отчетности, подтверждающий факт покупки услуги по прокату игры, выдан не был, какие-либо товары или услуги предложены не были (л.д. 18-19).

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона № 138-ФЗ лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи определена, как стимулирующая лотерея.

В силу ст. 8 Закона №138-ФЗ условия лотереи, в том числе и порядок формирования призового фонда лотереи, его размер и планируемую структуру распределения призового фонда лотереи в соответствии с размером выигрышей (в процентах от выручки от проведения лотереи) утверждаются организатором лотереи.

В нарушение указанной нормы закона информация о призовом фонде организатора проводимой лотереи в условиях лотереи отсутствует. Посетитель клуба «<данные изъяты>» допускается к игре после внесения платы.

Каждый раз, внося денежную сумму, игрок получает возможность делать новые ставки. Таким образом, максимальная сумма выигрыша практически не ограничена. Предугадать количество лиц, которые примут участие в лотерее, а так же сумму их выигрыша невозможно, следовательно, невозможно заранее определить размер призового фонда.

Из представленных материалов также следует, что размер ставок определяется игроком самостоятельно и не зависит от воли организатора. Электронное оборудование, с помощью которого проводится игра, в свою очередь, само определяет размер выигрыша призового фонда случайным образом, в связи, с чем организатор не может гарантировать получение хотя бы одним из игроков максимального или минимального приза в каждом из ежедневных тираже, как прописано в условиях.

В Письме Минфина РФ от 07 апреля 2008 года №05-03-08/19 «Об определении требований, предъявляемых к лотерейному оборудованию» указано, что игровой автомат без устройств приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, является игровым автоматом. Попытки представить игровое оборудование в качестве лотерейного, неправомерны.

В ходе судебного заседания установлено, что 17 единиц электронного игрового оборудования развлекательного клуба «<данные изъяты>» по внешним признакам идентичны игровым автоматам. Оборудование отличается от игрового тем, что в нем отсутствуют купюроприемники.

Понятие «игровой автомат», данное в Законе №244-ФЗ не содержит требования о наличии в игровом автомате устройств для приема и выдачи денежных знаков или их заменителей.

Согласно Приказу Госстандарта РФ от 24 января 2000 года №22 «О принятии Правил проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу» игровой автомат (далее - игровой автомат) - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования без участия организатора азартных игр или его работников. Таким образом, основной частью игрового автомата, является центральный блок управления, содержащий игровую программу. Отсутствие в аппарате купюроприемника не является определяющим для отнесения оборудования к игровому.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 года №214-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях», в Федеральный закон «О лотереях» внесены следующие изменения:

статья 3 дополнена частью 8 следующего содержания: Проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено.

статья 9 дополнена частью 3 следующего содержания: Условия стимулирующей лотереи не должны включать в себя положения, позволяющие совершать участником стимулирующей лотереи действия с использованием механических, электрических, электронных или иных технических устройств для определения и (или) получения выигрышей, призов и (или) подарков.

Согласно ч. 5 ст. 12.1 Закона № 138-ФЗ, не допускается использование лотерейного оборудования при проведении стимулирующих лотерей.

Частью 6 статьи 12.1 Закона № 138-ФЗ предусмотрено, что лотерейное оборудование должно обеспечивать розыгрыш призового фонда тиражной лотереи не чаще чем один раз в двенадцать часов.

Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что любое использование электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, при проведении стимулирующих лотерей, является незаконным.

С учетом, установленных по делу обстоятельств, оценки представленных суду доказательств, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и обязывает ответчика прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр в указанном помещении.

На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ, п.8 ч.1 ст.333.20 Налогового кодекса РФ с ответчика ООО «<данные изъяты>» в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей 00 копеек, от уплаты которой истец освобожден в соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Октябрьского района города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании деятельности по организации и проведению азартных игр незаконной удовлетворить.

Признать незаконной деятельность общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» по организации и проведению азартных игр, осуществляемую в лотерейном клубе «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр в лотерейном клубе «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд Архангельской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.Н. Воропаев