Решение по делу №2-242 (о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке)



Дело №2 –242/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Няндома 26 августа 2011 года

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Епишина В.А.,

при секретаре Росковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов /К.Д./ к администрации муниципального образования «Няндомское» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Няндомского района Архангельской области в защиту интересов /К.Д./ обратился в суд с иском к администрации МО «Няндомское» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

Требования мотивировал тем, что /К.Д./ относится категории лиц из числа детей-сирот в связи с тем, что его отец /К.В./ умер 14 мая 1996 года. По заявлению его матери /Л.А./, ввиду тяжелого материального положения и состояния ее здоровья, не позволяющим полноценно осуществлять воспитание сына на основании постановления главы МО «Няндомский район» от 09 ноября 2001 года, он был направлен в ГОУ «<данные изъяты>». /Л.А./ умерла 20 февраля 2002 года. С июня 2002 года /К.Д./ проживает в семье своей сестры, в связи с постановлением и.о. главы администрации МО «Няндомский район» №750 от 10 октября 2002 года, которым над несовершеннолетним /К.Д./ установлена опека в лице его сестры /Ш./ С 2009 года по 2010 год /К.Д./ проходил срочную военную службу в Вооруженных Силах РФ. За /К.Д./ закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>, проживание в которой невозможно, ввиду нарушения нормы проживания. 16 февраля 2011 года /К.Д./ обратился с заявлением к ответчику об обеспечении его жильем во внеочередном порядке, которое ответчиком оставлено без удовлетворения. Просит обязать администрацию МО «Няндомское» предоставить /К.Д./ по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте города Няндома Архангельской области, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 12 кв.м., в срок до 1 сентября 2011 года.

В судебном заседание помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Шадрин Р.А. уточнил исковые требования, просит обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» в срок до 1 ноября 2011 года предоставить /К.Д./, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение применительно к условиям города Няндома по договору социального найма жилой площадью не ниже установленной социальной нормы – 12 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте города Няндома Архангельской области, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В обоснование иска привел доводы, аналогичные доводам, изложенным им в исковом заявлении.

Истец /К.Д./ уточненные исковые требования прокурора Няндомского района Архангельской области поддержал в полном объеме. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО «Няндомское» /Б./ исковые требования не признал. Считает иск прокурора не основанным на законе, а соответственно не подлежащим удовлетворению. Полагал, что в удовлетворении исковых требования должно быть отказано, поскольку истец имеет закрепленное за ним жилое помещение, кроме того у администрации нет свободного жилого фонда и отсутствуют денежные средства на его приобретение.

Представитель органа опеки и попечительства администрации МО «Няндомский муниципальный район» /Ф./ с иском прокурора согласилась, считает его законным и обоснованным.

Представитель третьего лица - Правительства Архангельской области /А./, извещенный о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду отзыв, согласно которому требования прокурора подлежат оценке с учетом конкретных обстоятельств дела и доказательств представленных сторонами. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Архангельской области.

Представитель третьего лица - министерства образования науки и культуры Архангельской области /И./, извещенный о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду отзыв, согласно которому /К.Д./ должен быть обеспечен жилой площадью в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей». Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных судом о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения сторон, оценив доказательства в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, представленными доказательствами, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом в соответствии со статьей 114 ГПК РФ предлагалось сторонам представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, указывалось на последствия непредставления доказательств, а также разъяснялись положения статьи 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статьи 1 Жилищного кодекса РФ к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обуславливаемых им жилищных прав по своему усмотрению в своих интересах. В условиях экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Статья 40 (части 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную платы из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как установлено судом, истец /К.Д./ родился ДД.ММ.ГГГГ в городе Няндома Архангельской области, о чем ДД.ММ.ГГГГ в книге регистрации актов о рождении произведена запись . Родителями истца являются: отец – /К.В./, мать – /Л.А./ (л.д.8).

14 мая 1996 года умер отец истца – /К.В./ (л.д.17).

Постановление главы МО «Няндомский район» №753 от 09 ноября 2001 года /К.Д./ направлен в <данные изъяты> ввиду того, что его отец умер, а мать /Л.А./ злоупотребляет спиртными напитками, воспитанием сына не занимается. Этим же постановлением за истцом закреплено право на жилплощадь по адресу: <адрес> (л.д.9).

21 февраля 2002 года умерла мать истца – /Л.А./ (л.д.10).

Постановлением главы МО «Няндомский район» №750 от 10 октября 2002 года /Ш./ назначена опекуном над /К.Д./ Этим же постановлением направление /К.Д./ в детский дом отменено (л.д.11).

С 2007 года по 2009 год истец обучался в Няндомском железнодорожном техникуме.

С 2009 по 2010 год истец проходил срочную военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, что подтверждается копией военного билета.

Постановлением администрации МО «Няндомский муниципальный район» №454 от 10 марта 2011 года за /К.Д./, относящимся к лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения. Этим же постановлением постановление главы МО «Няндомский район» №753 от 09 ноября 2001 года «О направлении несовершеннолетнего /К.Д./ в <данные изъяты> и закреплении за ним права на жилую площадь» признано утратившим силу (л.д.16).

Из распоряжения администрации МО «Няндомское» №95р от 06 апреля 2011 года следует, что /К.Д./ принят на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения, как относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.7).

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, материалами дела, сторонами не оспариваются и сомнения у суда не вызывают, в связи с чем суд считает их установленными.

Доводы представителя ответчика /Б./ о том, что у истца отсутствуют законные основания для обеспечения жильем во внеочередном порядке, суд отвергает как не соответствующие материалам дела и закону.

Так, пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 - ФЗ (в ред. от 17 декабря 2009 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон).

В соответствии со ст.1 Закона лицами из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Архангельской области принят Закон от 05 июля 2001 года №49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», а также Закон от 20 сентября 2005 года №79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» (далее - Закон №79-5-ОЗ).

В силу статьи 6.1 Закона №79-5-ОЗ на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа: не имевшие закрепленного жилого помещения на момент лишения родительского попечения; имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения, но впоследствии утратившие его (по причине сноса, переоборудования, признания в установленном порядке непригодным для проживания, передачи в собственность другим лицам и в других случаях); имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения при невозможности совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами в жилом помещении и при отсутствии возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывших родителей, иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Невозможность совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами устанавливается на основании заключения органа опеки и попечительства по результатам обследования жилого помещения.

Учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации.

Принятие на учет осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

Жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области.

Согласно ст.7 Закона №79-5-ОЗ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с решением десятой сессии Муниципального Совета МО «Няндомское» от 19 сентября 2006 года №59 об утверждении положения «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений по договорам социального найма» и установлении расчетных величин, используемых при признании граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений по договорам социального найма учетная норма площади жилого помещения для определения обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения установлена в размере 12 кв.метров. Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма установлена в размере 12 кв.метров.

При таких обстоятельствах, поскольку истец относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации не был обеспечен жильем, суд с учетом требований части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ возлагает на ответчика обязанность по обеспечению истца вне очереди благоустроенным жилым помещением применительно к условиям города Няндома по договору социального найма, жилой площадью не ниже установленной социальной нормы – 12 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте города Няндома за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в срок до 1 ноября 2011 года.

Материалами дела достоверно установлено, что в феврале 2011 года истец обращался в администрацию МО «Няндомское» с заявлением об обеспечении жильем во внеочередном порядке. По результатам рассмотрения заявления истцу отказано в его удовлетворении в виду отсутствия свободного маневренного жилого фонда (л.д.15).

Доводы представителя ответчика /Б./ о том, что в удовлетворении исковых требований истца должно быть отказано, поскольку за истцом закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>, несостоятельны по следующим основаниям.

Действительно, постановление главы МО «Няндомский район» №753 от 09 ноября 2001 года за /К.Д./ было закреплено право на жилплощадь по адресу: <адрес>, при этом представителем ответчика не учтено, что постановлением администрации МО «Няндомский муниципальный район» №454 от 10 марта 2011 года постановление главы МО «Няндомский район» №753 от 09 ноября 2001 года признано утратившим силу. Кроме того постановлением №454 от 10 марта 2011 года за /К.Д./ закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения и он принят на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения.

Также ссылаясь на постановление №753 от 09 ноября 2001 года, представитель ответчика /Б./ не учитывает положения статьи 6.1 Закона Архангельской области № 79-5-ОЗ, согласно которым на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения при невозможности совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами в жилом помещении и при отсутствии возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывших родителей, иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Невозможность совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами устанавливается на основании заключения органа опеки и попечительства по результатам обследования жилого помещения.

В материалах дела имеется заключение органа опеки и попечительства администрации МО «Няндомский муниципальный район», которым установлена невозможность проживания истца в жилом помещении, в котором он имеет регистрацию, ввиду нарушения нормы проживания.

С данным заключением представитель ответчика /Б./ был ознакомлен, с ним согласился и его не оспаривал.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов /К.Д./ к администрации муниципального образования «Няндомское» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» в срок до 1 ноября 2011 года предоставить /К.Д./, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение применительно к условиям города Няндома по договору социального найма жилой площадью не ниже установленной социальной нормы – 12 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте города Няндома Архангельской области, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней через Няндомский районный суд Архангельской области.

Мотивированное решение составлено 30 августа 2011 года.

Судья В.А. Епишин