Решение по делу №2-216 (о предоставлении жилого помещения )



Дело №2-216/2011

Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации

город Няндома 18 августа 2011 года

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Ермилова В.А.,

при секретаре Раковой И.А.,

с участием помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Шадрина Р.А.,

истца /П.О./,

представителя органа опеки и попечительства администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» Фурман Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов /П.О./ к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о возложении обязанности закрепить право на внеочередное предоставление жилья, администрации муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Няндомского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов /П.О./ обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о возложении обязанности закрепить право на внеочередное предоставление жилья, администрации муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанности предоставить жилое помещение.

В обоснование требований указал, что /П.О./ относится категории лиц из числе детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании решения Няндомского районного совета народных депутатов от 13.06.1991 /П.О./ была направлена в детский дом, и этим же решением за ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. На момент закрепления в жилом помещении было зарегистрировано 6 человек, фактически проживало 8 человек. В период пребывания истца в детском доме вышеуказанная жилая площадь была приватизирована бабушкой истца, затем передана по наследству тете, а далее передана по договору дарения двоюродной сестре, без какого – либо согласования с органами опеки и попечительства. В настоящее время у /П.О./ отсутствует возможность истребования имущества от добросовестного приобретателя. В постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения администрацией МО «Няндомское» истцу было отказано. Ненадлежащее выполнение органом опеки и попечительства администрации МО «Няндомский район» функции контроля за сохранностью имущества, закрепленного за лицами, отнесенными к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привело к нарушению прав истца на жилище.

Просил обязать администрацию МО «Няндомский муниципальный район» закрепить за /П.О./, относящейся к лицу из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на внеочередное предоставление жилого помещения до 30 июля 2011 года; обязать администрацию МО «Няндомское» предоставить /П.О./ по договору социального найма благоустроенное жилое помещение за счет средств федерального бюджета, находящееся в черте г. Няндома Архангельской области, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 12 квадратных метров, в срок до 10 августа 2011 года.

В заявлении от 03 августа 2011 года прокурор изменил основания иска и указал, что на момент проведения приватизации /П.О./ находилась в детском доме, ей было 11 лет, следовательно, она являлась несовершеннолетней и недееспособной, не могла защищать и заявлять свои права на приватизацию закрепленного за ней имущества.

Обязанность по контролю и защите закрепленного за истцом имущества на тот момент лежала на законном представителе и на органе опеки и попечительства МО «Няндомский район», со стороны которых меры по защите и контролю за сохранностью имущества в течение длительного времени не принимались. Фактически истец узнала о своих правах на получение жилого помещения в марте 2011 года. Ввиду тяжелого заболевания мужа, нуждающегося в постоянном уходе, а также ввиду заболевания сына, нуждающегося в периодическом обследовании, истец находилась в тяжелой жизненной ситуации и не имела возможности заявить о своих правах.

В настоящее время истец лишена возможности пользоваться закрепленным за ней жилым помещением, нарушено ее право на жилище.

Просил обязать администрацию МО «Няндомский муниципальный район» закрепить за /П.О./, относящейся к лицу из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на внеочередное предоставление жилого помещения до 20 августа 2011 года; обязать администрацию МО «Няндомское» предоставить /П.О./ по договору социального найма благоустроенное жилое помещение за счет средств федерального бюджета, находящееся в черте г. Няндома Архангельской области, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 12 квадратных метров, в срок до 30 августа 2011 года.

В судебном заседании помощник прокурора Шадрин Р.А. требования искового заявления, с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме, привел доводы, аналогичные изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что в настоящее время возраст истца /П.О./ не имеет значения, так как ее права были нарушены в прошлом, и в настоящее время данные нарушенные права подлежат восстановлению.

Истец /П.О./ в судебном заседании согласилась с доводами и поддержала уточненные исковые требования прокурора в полном объеме. Суду показала, что в 1991 году она была направлена в детский дом, где закончила обучение в 2000 году, а в 2003 году закончила обучение в профессиональном училище. Ей было известно, что в <адрес> за ней было закреплено жилье. О том, что данное жилье было кем-то приватизировано, она узнала в 2003 году. С 2002 года она имеет регистрацию в другом районе, в настоящее время жилье ей предоставлено по договору коммерческого краткосрочного найма. О нарушении своих прав, а именно о том, что приватизация квартиры в 1994 году была незаконной, она узнала в марте 2011 года. По поводу постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения она обратилась в администрацию МО «Няндомское» 12 мая 2011 года, но ей было отказано. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО «Няндомское» надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в представленном отзыве указал, что с доводами изложенными в исковом заявлении не согласен, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика администрации МО «Няндомский муниципальный район», и органа опеки и попечительства администрации МО «Няндомский муниципальный район», Фурман Е.В., в судебном заседании иск не признала, привела доводы отзыва на исковое заявление, из которого следует, что истец по достижению совершеннолетия в администрацию МО «Няндомский муниципальный район» по вопросу предоставления ей жилого помещения, как лицу из числа детей – сирот, не обращалась. На учете в качестве нуждающейся в предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения, истец не состоит, после выпуска из детского дома на постоянное место жительства не возвращалась. На момент обращения в отдел опеки и попечительства истец не является лицом из числа детей сирот, так как достигла возраста 29 лет, правовых оснований на закрепления за ней права на внеочередное предоставление жилого помещения и для принятия ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, нет.

В соответствие со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав стороны, пояснения представителя органа опеки и попечительства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п.п.1, 3, 4 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, с том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 – ФЗ (в редакции от 17 декабря 2009 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Они установлены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), имевших или имеющих закрепленные жилые помещения.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6.1 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года №79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» (далее Закон от 20.09.2005) на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения, но впоследствии утратившие его (по причине сноса, переоборудования, признания в установленном порядке непригодным для проживания, передачи в собственность другим лицам и в других случаях). Учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации. Принятие на учет осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

Судом установлено, что на основании решений суда от 28 мая 1991 года и от 02 декабря 1999 года родители истца были лишены в отношении нее родительских прав (л.д. 13,14). Решением Совета народных депутатов от 13.06.1991 №233 истец была направлена в детский дом и за ней была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д. 15). Истец воспитывалась и проживала в ГОУ «<данные изъяты>» с 23 июня 1991 года по 29 августа 2000 года.

В соответствии с договором передачи квартир в собственность граждан от 31 марта 1994 года, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, была передана в собственность /Б.А./ (л.д. 23).

Согласно свидетельству о праве на наследство по закону, выданному нотариусом Няндомского нотариального округа 12 декабря 2001 года, наследником имущества /Б.А./ (квартиры по адресу: <адрес>), умершей 25 мая 2001 года, является /З.Т./ (л.д. 24).

На основании свидетельства о государственной регистрации права от 16 января 2002 года, за /З.Т./ было зарегистрировано право собственности на квартиру по адресу: <адрес> (л.д. 25).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25 мая 2011 года, и справке от 16 июня 2011 года, собственником квартиры по адресу: <адрес> является /П.И./ на основании договора дарения (л.д. 26).

Таким образом, судом установлено, что за время нахождения истца в детском доме закрепленное за ней жилое помещение было приватизировано.

Как следует из заявления от 12 мая 2011 года, истец обратилась к главе администрации МО «Няндомское» по вопросу восстановления ее жилищных прав, просила принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.19).

В постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении истцу было отказано и предложено представить необходимые документы для определения возможности признания ее малоимущей (л.д. 20).

Согласно сообщению органа опеки и попечительства администрации МО «Няндомский муниципальный район», истец в период с 2000 по 2010 год с заявлениями о предоставлении ей жилого помещения или постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не обращалась.

Как следует из договора коммерческого краткосрочного найма жилого помещения без права приватизации от 11 октября 2010 года, истцу /П.О./ предоставлено в срочное возмездное пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

<данные изъяты>

Суд не может согласиться с доводами прокурора о наличии у истца /П.О./ права на внеочередное обеспечение жилой площадью как лица, относящегося к числу детей, оставшихся без попечения родителей, в силу следующего.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, истец была признана ребенком, оставшимся без попечения родителей, и находилась в ГОУ <данные изъяты> с 23 июня 1991 года по 29 августа 2000 года.

Из заявления истца следует, что она обратилась к главе администрации МО «Няндомское» с просьбой о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении 12 мая 2011 года.

Из преамбулы, а также из ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей» следует, что его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

На период подачи в администрацию МО «Няндомское» заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, истец достигла возраста 28 лет, имеет двоих несовершеннолетних детей, ранее с указанным заявлением не обращалась. Правом на обеспечение жилым помещением как лица, относящегося к числу детей, оставшихся без попечения родителей, истец до достижения возраста 23 лет не воспользовалась.

Суд также считает несостоятельными доводы прокурора о том, что ввиду тяжелого заболевания мужа, нуждающегося в постоянном уходе, а также ввиду заболевания сына, нуждающегося в периодическом обследовании, истец находилась в тяжелой жизненной ситуации и не имела возможности заявить о своих правах до настоящего времени.

Из пояснений истца следует, что о приватизации закрепленного за ней жилого помещения ей стало известно в 2003 году. С данного времени о своем праве на жилое помещение она не заявляла, договор приватизации не оспаривала.

Согласно справке главного врача МУЗ «Ильинская ЦРБ» от 27.07.2011, муж истца нуждался в постоянном уходе с мая 2009 года, ребенок истца, страдающий бронхиальной астмой, нуждается в уходе как всякий ребенок. В 2009 году 6 раз находился на амбулаторном лечении, 2 раза на стационарном, 1 раз – обострение бронхиальной астмы. До 2009 года сведений об обращениях к врачу не имеется.

С учетом изложенного, суд считает, что истец имела возможность заявить о своих нарушенных жилищных правах, но данным правом воспользоваться не желала.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Няндомского района в защиту прав и законных интересов /П.О./

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов /П.О./ к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о возложении обязанности закрепить право на внеочередное предоставление жилья, администрации муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанности предоставить жилое помещение, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 23 августа 2011 года.

Судья В.А. Ермилов