Дело №2 –255/2011 Именем Российской Федерации город Няндома 05 сентября 2011 года Няндомский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Епишина В.А., при секретаре Росковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов /С.А./ к администрации муниципального образования «Няндомское» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, УСТАНОВИЛ: Прокурор Няндомского района Архангельской области в защиту интересов /С.А./ обратился в суд с иском к администрации МО «Няндомское» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. Требования обосновал тем, что /С.А./ относится категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что решением Няндомского районного народного суда Архангельской области от 25 августа 1994 года ее родители отец – /С.Ю./ и мать /П.В./ лишены родительских прав. На основании постановления главы МО «Няндомский район» №514 от 29 августа 1994 года /С.А./ была направлена в группу с круглосуточным пребыванием детей <данные изъяты> детского сада на полное государственное обеспечение, где воспитывалась до поступления в колледж. С 20 сентября 2006 года по 30 июня 2011 года /С.А./ обучалась в ФГОУ СПО «<данные изъяты>». Вышеуказанным постановлением за /С.А./ закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>, которое согласно заключению межведомственной комиссии признано непригодным для постоянного проживания. Постановлением №1198 от 15 июня 2010 года за /С.А./ закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения. Заместитель главы администрации МО «Няндомский муниципальный район» по социальным вопросам 24 мая 2011 года обращался с заявлением о предоставлении жилого помещения /С.А./ в администрацию МО «Няндомское», однако в предоставлении жилья ей было отказано. Просит обязать администрацию МО «Няндомское» предоставить /С.А./ во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 12 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, в черте города Няндома Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, из их числа в срок до 1 сентября 2011 года. В судебном заседание помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Вантрусова О.М. уточнила исковые требования, просит обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» предоставить /С.А./, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение применительно к условиям города Няндома по договору социального найма жилой площадью не ниже установленной социальной нормы – 12 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте города Няндома Архангельской области, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В обоснование иска привела доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Истец /С.А./ уточненные исковые требования прокурора Няндомского района Архангельской области поддержала в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что в настоящее время она проживает в детском доме, у нее отсутствует жилое помещение, в котором она могла бы проживать. Просит иск удовлетворить. Представитель ответчика администрации МО «Няндомское» /Б.А./ исковые требования не признал. Полагал, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано, поскольку у администрации нет свободного жилого фонда, в связи с чем у истца отсутствуют законные основания для обеспечения жильем во внеочередном порядке. Представитель органа опеки и попечительства администрации МО «Няндомский муниципальный район» /Ф.Е./ с иском прокурора согласилась, считает его законным и обоснованным. Представитель третьего лица - Правительства Архангельской области /А.И./, извещенный о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду отзыв, согласно которому требования прокурора подлежат оценке с учетом конкретных обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Архангельской области. Представитель третьего лица - министерства образования науки и культуры Архангельской области /И.И./, извещенный о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду отзыв, согласно которому /С.А./ должна быть обеспечена жилой площадью в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей». Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства. В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных судом о времени и месте судебного заседания. Выслушав объяснения сторон, оценив доказательства в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, представленными доказательствами, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом в соответствии со статьей 114 ГПК РФ предлагалось сторонам представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, указывалось на последствия непредставления доказательств, а также разъяснялись положения статьи 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно статье 1 Жилищного кодекса РФ к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обуславливаемых им жилищных прав по своему усмотрению в своих интересах. В условиях экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы. Статья 40 (части 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную платы из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Как установлено судом, истец /С.А./ родилась ДД.ММ.ГГГГ в городе Няндома Архангельской области, о чем ДД.ММ.ГГГГ в книге регистрации актов о рождении произведена запись №. Родителями истца являются: отец – /С.Ю./, мать – /П.В./ (л.д.8). Согласно решению Няндомского районного народного суда Архангельской области от 25 августа 1994 года /С.Ю./, /П.В./ лишены родительских прав в отношении /С.А./, и с них взысканы алименты с /С.Ю./ в размере 1/4 части заработка или иного дохода, с /П.В./ в размере 1/6 части заработка или иного дохода на содержание /С.А./ (л.д.10). 27 января 2009 года умер отец истца – /С.Ю./ (л.д.11). 26 ноября 2010 года умерла мать истца – /П.В./ Постановлением главы администрации Няндомского района №514 от 29 августа 1994 года /С.А./ направлена в группу с круглосуточным пребыванием детей <данные изъяты> детского сада на полное гособеспечение. Этим же постановлением за истцом закреплено право на жилплощадь по адресу: <адрес> (л.д.15). Постановлением администрации МО «Няндомский муниципальный район» №1085 от 31 мая 2011 года внесены изменения в постановление главы администрации Няндомского района №514 от 29 августа 1994 года, в пункте 2 постановления добавлено слово «кв.№» (л.д.16). С 20 сентября 2006 года по 30 июня 2011 года истец обучалась в ФГОУ среднего профессионального образования «<данные изъяты>» Министерства здравоохранения и социального развития РФ (л.д.14) С июля 2011 года по настоящее время истец проживает в <данные изъяты> детском доме. 21 апреля 2011 года <адрес> признана непригодной для проживания (л.д.17). Постановлением администрации МО «Няндомский муниципальный район» №1198 от 15 июня 2011 года за /С.А./, относящейся к лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения. Этим же постановлением п.2 (о закреплении за /С.А./ жилого помещения) постановления главы администрации Няндомского района №514 от 29 августа 1994 года «О направлении /С.А./ в группу с круглосуточным пребыванием детей <данные изъяты> детского сада» признан утратившим силу (л.д.19). Из распоряжения администрации МО «Няндомское» №215р от 11 июля 2011 года следует, что /С.А./ принята на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения, как относящаяся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.45). Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, материалами дела, сторонами не оспариваются и сомнения у суда не вызывают, в связи с чем суд считает их установленными. Доводы представителя ответчика /Б.А./ о том, что у истца отсутствуют законные основания для обеспечения жильем во внеочередном порядке, суд отвергает как не соответствующие материалам дела и закону. Так, пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 - ФЗ (в ред. от 17 декабря 2009 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон). В соответствии со ст.1 Закона лицами из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Архангельской области принят Закон от 05 июля 2001 года №49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», а также Закон от 20 сентября 2005 года №79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» (далее - Закон №79-5-ОЗ). В силу статьи 6.1 Закона №79-5-ОЗ на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа: не имевшие закрепленного жилого помещения на момент лишения родительского попечения; имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения, но впоследствии утратившие его (по причине сноса, переоборудования, признания в установленном порядке непригодным для проживания, передачи в собственность другим лицам и в других случаях); имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения при невозможности совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами в жилом помещении и при отсутствии возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывших родителей, иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Невозможность совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами устанавливается на основании заключения органа опеки и попечительства по результатам обследования жилого помещения. Учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации. Принятие на учет осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области. Жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области. Согласно ст.7 Закона №79-5-ОЗ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с решением десятой сессии Муниципального Совета МО «Няндомское» от 19 сентября 2006 года №59 об утверждении положения «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений по договорам социального найма» и установлении расчетных величин, используемых при признании граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений по договорам социального найма учетная норма площади жилого помещения для определения обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения установлена в размере 12 кв.метров. Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма установлена в размере 12 кв.метров. При таких обстоятельствах, поскольку истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании обучения в образовательном учреждении - ФГОУ среднего профессионального образования «<данные изъяты>» Министерства здравоохранения и социального развития РФ не была обеспечена жильем, суд с учетом требований части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ возлагает на ответчика обязанность по обеспечению истца вне очереди благоустроенным жилым помещением применительно к условиям города Няндома по договору социального найма, жилой площадью не ниже установленной социальной нормы – 12 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте города Няндома за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Материалами дела достоверно установлено, что истец через образовательное учреждение, в котором она обучалась 21 июня 2011 года обращалась в администрацию МО «Няндомское» с заявлением об обеспечении жильем во внеочередном порядке, которое ответчиком оставлено без удовлетворения (л.д.14, 18, 21, 22). Доводы представителя ответчика /Б.А./ о том, что в удовлетворении исковых требований истца должно быть отказано, поскольку у администрации МО «Няндомское» отсутствует свободный жилищный фонд, суд считает несостоятельными, поскольку отсутствие свободного жилищного фонда, не освобождает ответчика от исполнения требований действующего законодательства. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов /С.А./ к администрации муниципального образования «Няндомское» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» предоставить /С.А./, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение применительно к условиям города Няндома по договору социального найма жилой площадью не ниже установленной социальной нормы – 12 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте города Няндома Архангельской области, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней через Няндомский районный суд Архангельской области. Мотивированное решение составлено 6 сентября 2011 года. Судья В.А. Епишин