Дело № 2К-227/2011 5 сентября 2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Каргополь Няндомский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Парфенова В.А., с участием прокурора Комаря Е.Н., представителя органа опеки и попечительства /П.Т./, при секретаре Русановой С.Л., рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Каргополе 5 сентября 2011 года гражданское дело по иску прокурора Каргопольского района в интересах /В.Л./ к муниципальному образованию «Каргопольское» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке и к администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» о возложении обязанности профинансировать приобретение жилого помещения, у с т а н о в и л: Прокурор Каргопольского района в интересах /В.Л./ обратился в Няндомский районный суд с иском к муниципальному образованию «Каргопольское», просил обязать ответчика предоставить /Н.А./ во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта в черте г.Каргополя за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В обоснование иска указал, что /В.Л./ относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Каргопольского района от 13 сентября 2001 года № за /В.Л./ закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом включен в реестр ветхого жилого фонда МО «Каргопольское». Распоряжением главы МО «Каргопольское» от 11 июля 2008 года № /В.Л./ поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, для внеочередного предоставления жилой площади, но жилое помещение ей не предоставлено. В ходе судебного разбирательства прокурор дополнил исковые требования, просил привлечь в качестве соответчика администрацию МО «Каргопольский муниципальный район» и обязать её профинансировать приобретение жилого помещения для /В.Л./. В судебном заседании прокурор Комарь Е.Н. исковые требования поддержал в полном объеме, просил обязать МО «Каргопольское» предоставить /В.Л./ жилое помещение на территории г.Каргополя, а администрацию МО «Каргопольский муниципальный район» обязать профинансировать приобретение квартиры для /В.Л./, поскольку после окончания учебы жилое помещение /В.Л./ не было предоставлено в установленном законом порядке. Обязанность предоставления жилого помещения возложена на муниципальное образование «Каргопольское» законом. Поскольку свободных жилых помещений, пригодных для проживания /В.Л./ на территории МО «Каргопольское» нет, МО «Каргополский муниципальный район» обязано профинансировать приобретение такого жилого помещения, т.к. деньги из областного бюджета на указанные цели получает именно МО «Каргопольский муниципальный район». Истец /В.Л./ в судебном заседании не участвовала, о месте и времени судебного разбирательства извещалась по указанному в исковом заявлении адресу, судебное извещение возвращено в суд с отметкой об истечении срока хранения. Поскольку по данному адресу /В.Л./ ранее получала судебные документы по данному гражданскому делу, о перемене места своего жительства суду не сообщила, суд определил считать истца /В.Л./ извещенной о месте и времени судебного разбирательства. Ответчик МО «Каргопольское» представителя в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали. Ответчик администрация МО «Каргопольский муниципальный район» представителя в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия их представителя. Третьи лица Правительство Архангельской области и министерство образования, науки и культуры Архангельской области представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия их представителей. Суд определил рассмотреть дело без участия сторон и третьих лиц. Выслушав прокурора Комаря Е.Н., изучив письменные материалы дела и заслушав заключение представителя органа опеки и попечительства /П.Т./, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.2 ч.2 и ч.5 ст.57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно ст.8 Федерального закона « О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст.1 указанного Закона, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; В соответствии со ст.7 Закона Архангельской области № 49-7-ОЗ от 5 июля 2001 года «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным Правительством Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений. Согласно ст.45 и 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями", государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа. В соответствии с Законом Архангельской области от 21 декабря 2010 года № 243-18-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год», МО «Каргопольский муниципальный район» на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа в 2011 году выделены денежные средства в размере 3150000 рублей. 10 июня 2011 года /В.Л./ обратилась в прокуратуру Каргопольского района с заявлением о нарушении её жилищных прав (л.д.16) Согласно копии заявления о выдаче паспорта от 20 мая 2010 года /В.Л./ зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.7). Из справки ГОУ НПО «Профессиональное училище № 42» от 10 июня 2011 года следует, что /В.Л./ с 1 сентября 2009 года по 21 июня 2011 года обучается на дневном отделении, находится на полном государственном обеспечении (л.д.8). Согласно справке администрации МО «Каргопольское» ль 7 июня 2011 года жилой дом расположенный по адресу: <адрес> включен в реестр ветхого жилого фонда МО «Каргопольское» (л.д.9). Из справки ГОУ АО «Каргопольский детский дом» от 10 июня 2011 года следует, что /В.Л./ с 13 сентября 2001 года по 30 августа 2009 года находилась на воспитании в Каргопольском детском доме, т.к. осталась без попечения родителей (л.д.10). Согласно копии свидетельства о смерти от 10 июля 1996 года /В.Г./ умерла 9 июля 1996 года (л.д.11). Решением Каргопольского районного суда от 14 мая 2004 года /В.М./ ограничен в родительских правах в отношении дочери /В.Л./ 11 марта 1990 года рождения (л.д.12-13). Постановлением главы муниципального образования «Каргопольский район» № 523 от 13 сентября 2001 года /В.Л./ помещена в Каргопольский детский дом и за ней закреплено право на жилплощадь по адресу: <адрес> (л.д.15). Распоряжением главы МО «Каргопольское» № от 11 июля 2008 года /В.Л./ поставлена на учет для внеочередного предоставления жилой площади в г.Каргополе (л.д.14). Из отзыва главы МО «Каргопольское» от 2 августа 2011 года следует, что ответчиком по данному делу должно быть Правительство Архангельской области и оно должно выделить средства для приобретения квартиры, которая будет предоставлена /В.Л./ по договору социального найма (л.д.41). Администрация МО «Каргопольский муниципальный район» в своем отзыве от 22 августа 2011 года сообщаю, что с иском прокурора они согласны, квартира для /В.Л./ приобретена и будет ей предоставлена (л.д.62). Министерство образования, науки и культуры в своем отзыве от 28 июня 2011 года сообщило, что /В.Л./ должна быть обеспечена жилой площадью. Денежные средства в МО «Каргопольский муниципальный район» в размере <данные изъяты> рублей на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа перечислены 3 февраля 2011 года (л.д.22-23). Оценив в совокупности все представленные доказательства, суд считает исковые требования прокурора подлежащим удовлетворению в полном объеме, поскольку /В.Л./ относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она должна быть обеспечена жилым помещением, а так как она проживала и зарегистрирована по месту жительства на территории МО «Каргопольское», то именно указанное муниципальное образование должно предоставить /В.Л./ по договору социального найма жилое помещение отвечающей санитарным и техническим нормам для жилых помещений на своей территории во внеочередном порядке. Надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что жилое помещение /В.Л./ предоставлено в материалах дела не имеется и сторонами их суду не представлено. Поскольку свободных жилых помещений в МО «Каргопольское» нет, денежные средства для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа перечислены в МО «Каргопольский муниципальный район», то указанное муниципальное образования обязано профинансировать приобретение жилого помещения для /В.Л./ Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск удовлетворить. Обязать муниципальное образование «Каргопольское» предоставить /В.Л./ по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным законом требованиям для жилых помещений, во внеочередном порядке. Обязать администрацию муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» произвести финансирование муниципального образования «Каргопольское» для приобретения жилого помещения и предоставления его /В.Л./ по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Няндомский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения. Судья Парфенов В.А.