Решение по делу №2-226 (о включении периода работы в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненых к районам Крайнего Севера)



Дело № 2-226 /2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Няндома 20 сентября 2011 года

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Макарова М.В.,

при секретаре Сметаниной В.М.,

представителя ответчика Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе Архангельской области /Б.С./,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Няндома Архангельской области гражданское дело по иску /К.Р./ к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе Архангельской области о включении периода работы в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера,

УСТАНОВИЛ:

/К.Р./ обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе Архангельской области (далее – Управление) о включении периода работы в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

В обоснование исковых требований указал, что он 29 апреля 2011 года обратился к ответчику с заявлением о включении в общий трудовой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы в Няндомской районной организации Всероссийского общества инвалидов с 23 января 1996 года по 19 февраля 2003 года. Решением Управления от 03 мая 2011 года ему отказано во включении данного периода работы в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с тем, что истец не подтвердил уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. С решением ответчика он не согласен, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим его права на пенсионное обеспечение. Он предоставил ответчику надлежащим образом оформленную трудовую книжку. Запись № 27 о его увольнении 24 декабря 2001 года в трудовой книжке по своей формулировке противоречила действующему законодательству, а по содержанию не соответствовала действительности. Фактически он продолжал работу в должности председателя правления Няндомской районной организации ВОИ до 19 февраля 2003 года, что подтверждается протоколом собрания Няндомского районного ВОИ. Просит обязать ответчика включить период его работы с 23 января 1996 года по 19 февраля 2003 года в должности председателя правления Няндомской районной организации Всероссийского общества инвалидов в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Истец /К.Р./ в судебное заседание не явился, предоставил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, иск поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Няндомском районе Архангельской области /Б.С./ иск не признала, поддержала доводы отзыва на исковое заявление, дополнительно суду пояснила, что /К.Р./ отказано в удовлетворении заявления о включении в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периода работы с 23 января 1996 года по 24 декабря 2001 года в должности председателя правления Няндомской районной организации Всероссийского общества инвалидов.

Истец является получателем трудовой пенсии по инвалидности с 16 марта 1984 года. С 01 января 2010 года истец является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 4.1 ст. 19 Федерального закона РФ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ). /К.Р./, являясь председателем правления Няндомской районной организации Всероссийского общества инвалидов, выполнял данную работу на общественных началах. Он занимался общественной работой на добровольной основе, в связи с чем она не может быть признана трудовой деятельностью. Заработная плата истцу не начислялась и не выплачивалась. Истец являлся руководителем данной организации и при наличии заработной платы был обязан перечислять страховые взносы, однако указанные взносы отсутствовали. Просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав пояснения представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В судебном заседании установлено, что с 16 марта 1984 года истец является получателем трудовой пенсии по инвалидности. С 01 января 2010 года истцу назначена трудовая пенсия по старости как лицу, достигшему 60-летнего возраста и имеющему 5 лет страхового стажа, в соответствии с п. 4.1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 03 мая 2011 года /К.Р./ было отказано во включении в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы с 23 января 1996 года по 24 декабря 2001 года в должности председателя правления Няндомской районной организации Всероссийского общества инвалидов (л.д. 11).

Согласно выписке из протокола заседания комиссии № 125 от 03 мая 2011 года, основанием к данному отказу явилось отсутствие за период с 01 января 1996 года по 31 декабря 2001 года начислений заработной платы работникам данной организации и неуплаты страховых взносов (л.д. 9-10).

Суд считает решение комиссии № 125 от 03 мая 2011 года законным и обоснованным в силу следующего.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Довод истца на признание Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой» (далее – Постановление) указанного положения ст. 10 Закона № 173-ФЗ противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой оно позволяет не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, суд признает несостоятельной по следующим основаниям.

В определении Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2007 года №798-О-О «По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П» указано, что из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года №9-П однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть не ранее 01 января 2002 года.

Кроме того, в Постановлении говориться о начисленных страхователем, но не уплаченных страховых взносах, то есть тех суммах страховых взносов, которые включаются в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц по окончании календарного года на основании представленных страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в территориальных органах ПФР данных о суммах начисленных страховых взносов. При этом указано, что лица, которым начислены, но не уплачены страховые взносы, ставятся таким образом в зависимость от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых платежей в ПФР или нет.

Абзацем первым ст. 100 Закон РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшим до 01 января 2002 года, в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 13 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В силу п. 2 ст. 13 Закона № 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно п. 4 ст. 13 Закона № 173-ФЗ правила подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Данный порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» (далее - Правила №555).

В соответствии с п. 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа установления трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 (далее - Правила № 555) к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами: взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов; единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Застрахованные лица, освобожденные в соответствии с законодательством Российской Федерации от уплаты взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса), единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее именуются - обязательные платежи), в случае, когда настоящими Правилами предусматривается представление документа об обязательных платежах, вместо этого документа представляют документ об освобождении их от уплаты соответствующих видов обязательных платежей (с указанием периода освобождения), выдаваемый теми же органами (учреждениями) и в том же порядке, который установлен для выдачи документа об уплате обязательных платежей.

В соответствии с п. 6 раздела II вышеуказанных Правил, который называется «Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж», основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение стажа принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, а также выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно п. 40 Правил № 555 документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, периодов иной деятельности и иных периодов, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи.

Пунктом 29 Правил предусмотрено, что при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения. Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.

Согласно записям в трудовой книжке истца, 23 января 1996 года он принят на должность председателя Правления Няндомской районной организации Всероссийского общества инвалидов, на основании распоряжения №1 от 23 января 1996 года, уволен 24 декабря 2001 года, согласно поданного заявления, на основании распоряжения №1 от 24 декабря 2001 года (л.д. 12).

В судебном заседании свидетель /Б.Р./ показала суду, что в 1997 году она вступила в общество инвалидов. /К.Р./ в это время работал председателем правления Няндомской районной организации инвалидов. Со слов /К.Р./ ей известно, что заработная плата ему не выплачивалась. Он работал на общественных началах

Из показаний свидетеля /Л.Н./ следует, что в 2000 году она вступила в общество инвалидов. /К.Р./ работал председателем правления Няндомской районной организации Всероссийского общества инвалидов. Она не знает, выплачивалась ли ему заработная плата. Председателем правления он был до 2004 года. Данная организация являлась общественной. /К.Р./ работал на общественных началах. Она не знает, был у него определено конкретное рабочее время. Два раза в неделю он находился кабинете на ул. Советской, д. 1, в г. Няндома. В остальные дни он мог находиться как в кабинете, так и в других местах по делам организации.

В соответствии с Уставом местной общественной организации «Няндомской районной организации Всероссийского общества инвалидов» (ВОИ) (далее - Устав), данная организация является общественной организацией инвалидов, основанной на индивидуальном членстве физических лиц, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, законодательными и нормативными актами Архангельской области, органов местного самоуправления Няндомского района и с момента государственной регистрации приобретает статус юридического лица.

Из положений п. 49 Устава следует, что доходы от предпринимательской и иной деятельности Няндомской РО ВОИ используются для достижения уставных целей и выполнения уставных задач, и не подлежат перераспределению между членами ВОИ. Средства Няндомской РО ВОИ могут расходоваться, в том числе, на оплату труда председателю и заместителям председателя, содержание аппарата правления (л.д. 30-45).

Согласно предоставленной председателем Няндомской районной организации ВОИ /Ш.Т./ по запросу суда информации, начислений заработной платы не производилось, в связи с тем, что организация не занимается коммерческой деятельностью и является некоммерческой организацией, работающей на общественных началах, поэтому отчислений на страховую часть пенсии нет (л.д. 29).

Таким образом, судом установлено и сторонами не оспаривается, что Няндомской районной организации Всероссийского общества инвалидов заработная плата работникам данной организации не начислялась, уплата страховых взносов не производилась. Показаниями свидетелей не подтверждается полная занятость истца в течение полного рабочего дня за оспариваемый период.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что о включении периода работы с 24 декабря 2001 года по 19 февраля 2003 года в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в должности председателя Правления Няндомской районной организации Всероссийского общества инвалидов, к ответчику истец не обращался, в связи с чем во включении указанного периода истцу ответчиком отказано не было.

В силу установленных в судебном заседании обстоятельств иск /К.Р./ к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе Архангельской области о включении периода работы 23 января 1996 года по 19 февраля 2003 года в должности председателя Правления Няндомской районной организации Всероссийского общества инвалидов в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска /К.Р./ к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Няндомском районе Архангельской области о включении периода работы в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Архангельский областной суд через Няндомский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26 сентября 2011 года.

Судья М.В. Макаров