Решение по делу №2-302 (о признании права собственности в порядке приватизации )



Дело №2-302/2011

РешениеИменем Российской Федерации

город Няндома 20 сентября 2011 года

Нян­дом­ский рай­он­ный суд Ар­хан­гель­ской об­лас­ти в со­ста­ве:

пред­се­да­тель­ст­вую­ще­го су­дьи Макарова М.В.,

при сек­ре­та­ре Сметаниной В.М.,

с участием представителя истца /Х.А./,

рас­смот­рев в от­кры­том су­деб­ном за­се­да­нии в помещении суда гражданское дело по ис­ку /Х.С./ к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район», Товариществу собственников жилья «Железнодорожник» о признании права собственности в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

/Х.С./ обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» (далее - администрация МО «Няндомский муниципальный район») о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование исковых требований указал, что истец постоянно проживает по адресу: <адрес>. На момент передачи квартиры ему в пользование в 1999 году ОАО «Трансэлектромонтаж» никаких правоустанавливающих документов не имелось.

Согласно ст. 5 ЖК РСФСР спорная квартира на момент предоставления находилась в жилом доме, относящемуся к жилому фонду государственного – колхозного предприятия, и согласно той норме к нему применялись правила, установленные для общественного жилого фонда. Согласно ст. 50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором социального найма помещения и правилами пользования такими помещениями.

С 1999 года до настоящего времени с истцом договор найма не заключался, однако данное обстоятельство не может являться препятствием для установления прав истца на данное жилое помещение, в которое он был вселен на законных основаниях.

Право собственности на <адрес> ни за кем, в том числе за ОАО «Трансэлектромонтаж», зарегистрировано не было, в планы приватизации спорная квартира не включалась.

Истец с 1999 года зарегистрирован в указанной квартире, проживает в ней, оплачивает коммунальные услуги, осуществляет за свой счет ремонтные и иные работы, направленные на сохранность названного имущества, тем самым приобрел право пользования указанным жилым помещением.

Спорная квартира не включена в реестры: муниципального имущества МО «Няндомское», Департамента по управлению государственным имуществом, федерального имущества.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Истец полагает, что в том случае, если по каким либо причинам жилые помещения не переданы в муниципальную собственность, то данное обстоятельство не может служить препятствием к оформлению права собственности на данную квартиру, поскольку это нарушает положения ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Просит признать за ним право собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Определением суда от 13 сентября 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено товарищество собственников жилья «Железнодорожник» (далее - ТСЖ «Железнодорожник»).

Истец /Х.С./, извещенный о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца /Х.А./ в судебном заседании иск поддержала в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что ее отец /Х.С./ работал в ОАО «Трансэлектромонтаж». В 1999 году предприятие выделило их семье квартиру по адресу: <адрес>, где они стали проживать. Оплату коммунальных услуг они производили ТСЖ «Железнодорожник». Предоставленная им квартира не являлась муниципальной собственностью. Отец желает приватизировать квартиру, но может это сделать из-за отсутствия соответствующих документов. Квартира ее отцу предоставлялась как служебная. В настоящее время отец в ОАО «Трансэлектромонтаж» не работает. При его увольнении организация требований освободить квартиру или выплатить за нее деньги не заявляла. Право ее семьи на проживание в квартире никто не оспаривает. Просит исковые требования /Х.С./ удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» /С.Е./ в судебное заседание не явилась, согласно представленному заявлению, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражает.

Представитель ответчика - товарищества собственников жилья «Железнодорожник» в судебное заседание также не явился. О дне, времени и месте судебного заседания уведомлен, надлежащим образом. Заявлений, ходатайств суду не предоставил.

Третье лицо /Х.С./ в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель третьего лица - администрации муниципального образования «Няндомское» /С.А./ в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, согласно которому спорное жилое помещение в собственности МО «Няндомское» не состоит, доводы ранее представленного отзыва поддерживает, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствие со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

В соответствии со статьей 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

На основании ст. 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие 01 марта 2005 года.

Согласно ст.42 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете из депутатов Советов, представителей общественных организаций, трудовых коллективов.

Как следует из положений ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

Согласно ст. 50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

В силу ст. 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

Согласно ст. 52 ЖК РСФСР предметом договора найма может быть изолированное жилое помещение, состоящее из квартиры либо одной или нескольких комнат.

В судебном заседании установлено, что 21 мая 1999 года /Х.С./ на семью состоящую из 3 человек на основании постановления главы муниципального образования «Няндомский район» был выдан ордер на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, представляющее собой трехкомнатную квартиру. 28 июня 1999 года /Х.С./ был зарегистрирован и вселен в спорное жилое помещение в качестве нанимателя жилого помещения.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно поквартирной карточкой жилого помещения (л.д. 56), ордером от 01 июня 1999 года (л.д. 28), постановлением главы муниципального образования «Няндомский район» от 21 мая 1999 года (л.д. 34) и сторонами не оспариваются.

Жилое помещение было предоставлено /Х.С./ на основании ст. 101 ЖК РСФСР, то есть как служебное жилое помещение, согласно постановлению от 21 мая 1999 года главы муниципального образования «Няндомский муниципальный район» (л.д. 34).

В соответствии со ст.101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Согласно абз. 2 ст. 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 (в ред. от 11 июня 2008 года) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон №1541-1) собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Кроме того, в соответствии с подп. 3 п. 13 Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» наймодателю по договору найма служебного жилого помещения предоставлено право принятия решения о приватизации жилого помещения.

Как следует из отзыва на исковое заявление, представленного представителем Товарищества собственников жилья «Железнодорожник» /М.С./ от 09 сентября 2011 года, квартира , находится в доме по адресу: <адрес>, который находится в собственности ТСЖ «Железнодорожник» на основании свидетельства о государственной регистрации права от 25 октября 2005 года серии , выданным Няндомским отделом ГУФРС по АО и НАО. Квартира была предоставлена /Х.С./ 01 июня 1999 года по ордеру с грифом «служебная». Согласно поквартирной карточки /Х.С./ прописан в квартире с 28 июня 1999 года. На основании постановления главы муниципального образования «Няндомский район» от 21 мая 1999 года «О присвоении квартирам статуса служебных и выдаче ордеров», данная квартира находилась в хозяйственном ведении государственного предприятия «Северная железная дорога». На основании постановления Правительства от 07 марта 1995 года № 235 и решения комиссии от января 2004 года согласно акта № 130 приема-передачи основных средств СП «Исакогорская дистанция гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения» Архангельского отделения Северной железной дороги филиала ОАО «РЖД» квартиры по <адрес> были переданы с баланса СП «Исакогорская дистанция гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения» Архангельского отделения Северной железной дороги филиала ОАО «РЖД» на баланс ТСЖ «Железнодорожник». В настоящее время в ТСЖ «Железнодорожник» отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие регистрацию права собственности на жилое помещение – <адрес>, как со стороны /Х.С./, так и со стороны каких-либо третьих лиц. Просит суд исковые требования /Х.С./ о признании права собственности на жилое помещение – <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации признать законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 7 ФЗ Российской Федерации «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Суд приходит к выводу о том, что при передаче спорного жилого помещения с баланса СП «Исакогорская дистанция гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения» Архангельского отделения Северной железной дороги филиала ОАО «РЖД» на баланс ТСЖ «Железнодорожник» указанное жилое помещение утратило статус служебного и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому истец, который занимает указанное жилое помещение, вправе приобрести его в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Следовательно, служебные жилые помещения предприятий, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.

Вселившись в указанную квартиру и проживая в ней в качестве нанимателя жилого помещения, /Х.С./ приобрел все права и обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. К таким правам относится право на проживание в жилом помещении и на его приватизацию.

Таким образом, права и обязанности у сторон в отношении спорного жилого помещения возникли до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению истцом прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Статьей 217 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу ст. 2 Закона № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно статье 11 Закона № 1541-1 закреплено право каждого гражданина на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

При соблюдении указанных условий гражданин не может быть лишен права на приватизацию занимаемого жилого помещения, поскольку Закон предполагает создание гражданам равных условий для реализации данного права. Иное означало бы нарушение статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданного Управлением Росреестра по Архангельской области и НАО следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на объект недвижимого имущества, а именно: <адрес> (л.д. 29).

Согласно ст. 18 Закона № 1541-1 при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Судом установлено, что согласно приказу № 38 от 09 апреля 1999 года Архангельского отделения Северной железной дороги Министерства путей сообщения РФ, с баланса Архангельского отделения Северной железной дороги на баланс ТСЖ «Железнодорожник» передан 120 кв. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> со 114 квартирами. Квартира № 120 передана на баланс НГЧ -11 (СП «Исакогорская дистанция гражданских сооружений водоснабжения и водоотведения Архангельского отделения СЖД») (л.д. 49).

Из акта (накладной) № 130 приемки-передачи основных средств от января 2004 года с баланса СП «Исакогорская дистанция гражданских сооружений водоснабжения и водоотведения Архангельского отделения СЖД» (НГЧ – 11), (согласно Постановлению Правительства № 235 от 7 марта 1995 года, которое в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 437 от 14 июля 2006 года признано утратившим силу), на баланс ТСЖ «Железнодорожник» передана спорная квартира (л.д. 57).

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Таким образом, спорное жилое помещение подлежало передаче в муниципальную собственность, при этом в нарушение действующего законодательства было передано на баланс ТСЖ «Железнодорожник».

Нарушение порядка передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность, не должно влиять на жилищные права истца, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность на основании ст. 2 Закона № 1541-1.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что /Х.С./ в силу Закона № 1541-1 имеет право на спорное жилое помещение и участие в его приватизации.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск /Х.С./ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за /Х.С./ право собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение, состоящее из трех комнат в квартире общей площадью 67,6 кв.м, в том числе жилой площадью 40 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня при­ня­тия ре­ше­ния в окон­ча­тель­ной фор­ме че­рез Нян­дом­ский рай­он­ный суд

Мотивированное решение составлено 23 сентября 2011 года.

Судья М.В.Макаров