Дело №2-276/2011 Именем Российской Федерации город Няндома 13 сентября 2011 года Няндомский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Епишина В.А., при секретаре Росковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанностей по установке и поддержанию в состоянии готовности к использованию на котельных стационарных резервных источников снабжения электрической энергией, УСТАНОВИЛ: Прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанностей по приобретению и установке на котельных резервных источников снабжения электрической энергией. Исковые требования обосновал тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства, регулирующего защиту прав граждан в жилищно-коммунальной сфере при подготовке к отопительному периоду 2011-2012 годов, установлено, что на территории Няндомского городского поселения, а именно: в деревне Андреевская, улица новая, дом №4, в поселке Шестиозерский по улице Вокзальная, дом №2«а», в городе Няндома, по улице Красноармейская, дом №72, корпус №1 и по улице труда, дом №11 строение №1, функционирует четыре котельные, находящиеся в муниципальной собственности МО «Няндомское» и переданные в аренду ОАО «Архангельская областная энергетическая компания». Вышеуказанные котельные, не обеспечены резервными источниками снабжения электрической энергией. Котельная в деревне Андреевская обеспечивает тепловой энергией 9 многоквартирных жилых домов, школу – детский сад, дом культуры, котельная в поселке Шестиозерский обеспечивает тепловой энергией социально-значимые объекты – школу и детский сад, котельная Тульского ЛПХ обеспечивает тепловой энергией 29 многоквартирных жилых домов и детский сад, котельная ЦРМ обеспечивает тепловой энергией 8 многоквартирных жилых домов. Указанные котельные отнесены к 3 категории надежности. Пот существующим схемам электроснабжения следует, что нет гарантии бесперебойной подачи электроэнергии и при авариях на станционном или сетевом оборудовании, возможен перерыв в электроснабжении в течении 72 часов. Котельным должна быть присвоена первая или вторая категория надежности, при соблюдении режима которых необходима установка резервных источников электроснабжения. Просит обязать администрацию МО «Няндомское» приобрести и установить на котельные, расположенные в деревне Андреевская улица Новая, дом №4, в поселке Шестиозерский по улице Вокзальная, дом №2 «а», в городе Няндома по улице Красноармейская, дом №72 и по улице Труда, дом №11 стационарные резервные источники снабжения электрической энергией в виде бензиновых или дизельных генераторов, в количестве необходимом для бесперебойного обслуживания котельных в срок до 15 сентября 2011 года. В судебном заседании заместитель прокурора Няндомского района Архангельской области Кочкин Д.В. уточнил исковые требования, а именно просит обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» в срок до 1 декабря 2011 года установить на котельную, расположенную по адресу: Архангельская область, Няндомский район, деревня Андреевская, улица Новая, дом №6«а», на котельную расположенную по адресу: Архангельская область, Няндомский район, поселок Шестиозерский, улица Вокзальная, дом №2«а», на котельную расположенную по адресу: Архангельская область, город Няндома улица Красноармейская, дом №72 (котельная Тульского ЛПХ), на котельную расположенную по адресу: Архангельская область, город Няндома, улица Труда, дом №11, строение №1 (котельная РММ (ЦРМ), стационарные резервные источники снабжения электрической энергией и поддерживать их в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергией. В обоснование исковых требований привел доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что установка стационарных резервных источников снабжения электрической энергией относится к работам капитального характера, в связи с чем должна производится собственником, а не арендатором. Просит иск удовлетворить. Представитель ответчика - администрации МО «Няндомское» Борыгин А.В. иск не признал, суду пояснила, что в настоящее время у администрации отсутствуют денежные средства на установку резервных источников снабжения электрической энергией. Кроме того в настоящее время согласовывается новый договор аренды котельных с новой организацией, в котором будет прописано, что установка резервных источников электроснабжения осуществляется за счет средств арендатора. План капитального ремонта (реконструкции) проведения работ арендованного имущества по договору аренды от 01 августа 2009 года не составлялся. Считает, что в настоящее время обязанность по Представитель ответчика - ОАО «Архангельская областная энергетическая компания» Новикова А.А. иск не признала, суду пояснила, что нормативно-правовых актов, регламентирующих уровень запаса топлива, для теплоснабжающих предприятий, не входящих в структуру Министерства энергетики РФ, не имеется. Приказ Министерства энергетики РФ от 04 сентября 2008 года №66 носит справочно-рекомендательный характер. Прокурором не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ОАО «АрхоблЭнерго» не отслеживает ситуацию по своевременной закупке топливно-энергетических ресурсов для бесперебойного отопления жилых домов. Няндомский филиал ОАО «АрхоблЭнерго» имеет еженедельные сведения о количестве топлива и принимает все меры, чтобы обеспечить им котельные района, а также принимает все меры по созданию необходимого запаса топлива. Прокурор не имел права на обращение в суд с указанным иском, поскольку круг лиц, проживающих на территории Няндомского района Архангельской области, может быть определен, в связи с чем, просит производство по делу прекратить. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (далее - Закон) организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения этих поселений. Согласно ч.4 ст.15 Закона органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действий, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Из материалов гражданского дела следует, что 01 июня 2009 года между муниципальными образованиями «Шалакушское», «Мошинское», «Няндомское» и муниципальным образованием «Няндомский муниципальный район» заключены соглашения, согласно которым МО «Няндомское», МО «Шалакушское», МО «Мошинское» передают, а МО «Няндомский муниципальный район» принимает осуществление полномочий органов местного самоуправления по организации в границах поселений теплоснабжения населения. Срок действия данных соглашений с 01 июня 2009 года по 31 декабря 2009 года (л.д.52-57). Согласно договоров аренды имущества №, №, № от 01 августа 2009 года приложений №1 к ним, МО «Няндомский муниципальный район» передает, а ОАО «АрхоблЭнерго» принимает недвижимое имущество – здания строения сооружения (котельные), с земельными участками необходимыми для их эксплуатации, расположенные на территории МО «Няндомское», МО «Мошинское», МО «Шалакушское» (л.д.10-32, 34-37). Как следует из актов приема-передачи имущества от 01 августа 2009 года ОАО «АрхоблЭнерго» приняло от МО «Няндомский муниципальный район» имущество согласно Приложениям №1 к договорам аренды №, №, № от 01 августа 2009 года (л.д.27, 30, 37). В соответствии с п.1.1 вышеуказанных договоров аренды целью настоящих договоров является повышение эффективности использования муниципального имущества в интересах потребителей коммунальных услуг, устойчивое теплоснабжение населения, а также достижение максимального экономического и социального эффекта в сфере предоставления коммунальных услуг на территории муниципальных образований «Няндомское», «Мошинское», «Шалакушское» (л.д.24-29, 34-36). Пунктом 3.4 Устава ОАО «АрхоблЭнерго» предусмотрено, что для получения прибыли общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации, в том числе производством, передачей и распределением пара и горячей воды (тепловой энергии) (л.д.38-51). Приказом Министерства энергетики РФ от 04 сентября 2008 года №66 утверждена Инструкция «Об организации в Министерстве энергетики РФ работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных». Настоящая инструкция разработана в целях организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных и устанавливает основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо при производстве организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, электрической и (или) тепловой энергии. Согласно п.п.2,4 Инструкции нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее НЭЗТ). ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпания нормативного эксплуатационного запаса топлива. Согласно п.39 Инструкции для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев от отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток, по жидкому топливу 30 суток. Из справки о запасах топлива на котельных Няндомского филиала ОАО «АрхоблЭнерго» следует, что на 20 октября 2009 года запас топлива на котельных Няндомского филиала ОАО «АрхоблЭнерго» составляет: уголь на 51 сутки, дрова на 7 суток, мазут на 3 суток, дизельное топливо на 9 суток (л.д.88). Факт ненадлежащей организации теплоснабжения администрацией МО «Няндомский муниципальный район» на подведомственной территории, подтверждается предостережением и.о. прокурора Няндомского района Архангельской области, вынесенным в адрес и.о. главы администрации МО «Няндомский муниципальный район» от 18 августа 2009 года. Согласно данному предостережению должностные лица администрации МО «Няндомский муниципальный район» не исполняют надлежащим образом своих обязанностей по организации подготовки объектов теплоснабжения к отопительному сезону (л.д.7-8). Таким образом, в судебном заседании установлено, что ОАО «АрхоблЭнерго» в нарушение инструкции «Об организации в Министерстве энергетики РФ работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных», не осуществляет необходимый запас твердого топлива на 45 суток (за исключением угля), жидкого топлива на 30 суток. В свою очередь администрация МО «Няндомский муниципальный район» в силу возложенных на нее Законом полномочий надлежащим образом не организует теплоснабжение населения в границах муниципальных образований «Няндомское», «Мошинское», «Шалакушское», допуская отсутствие необходимого запаса топлива на котельных, переданных в аренду ОАО «АрхоблЭнерго» на территории муниципальных образований «Няндомское», «Шалакушское», «Мошинское». Доводы представителя ответчика ОАО «АрхоблЭнерго» о том, что положения инструкции, касающиеся нормативов запаса топлива, носят справочно-рекомендательный характер, суд считает необоснованными, поскольку они основаны на неправильном толковании закона. Также суд не соглашается с доводами представителя ответчика ОАО «АрхоблЭнерго» о том, что прокурор не имел права на обращение в суд с указанным иском, поскольку круг лиц, проживающих на территории Няндомского района, может быть определен. Так, в судебном заседании установлено, что прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно граждан проживающих на территории МО «Няндомский муниципальный район» и пользующихся услугой теплоснабжение. Установить точное число граждан пользующихся указанной услугой не представляется возможным, тем самым круг лиц является неопределенным. В силу диспозитивности гражданского судопроизводства, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ст.56 ГПК РФ), и принимают на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий. Между тем, в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ представителем ответчика администрации МО «Няндомский муниципальный район» не представлено суду доказательств, свидетельствующих о том, что администрация МО «Няндомский муниципальный район» надлежащим образом организовывает теплоснабжение населения в границах МО «Няндомское», МО «Шалакушское», МО «Мошинское». В силу Закона администрация МО «Няндомский муниципальный район» самостоятельно выбирает способ надлежащей организации теплоснабжения населения проживающего на территории МО «Няндомское», МО «Шалакушское», МО «Мошинское». Учитывая вышеизложенное, дав оценку и анализ исследованным в ходе судебного заседания доказательствам, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Няндомского района Архангельской области в полном объеме. В соответствии с частью первой статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. С администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район», открытого акционерного общества «Архангельская областная энергетическая компания» в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере по 50 рублей с каждого ответчика. руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанностей по установке и поддержанию в состоянии готовности к использованию на котельных стационарных резервных источников снабжения электрической энергией удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» в срок до 1 декабря 2011 года установить на котельную, расположенную по адресу: Архангельская область, Няндомский район, деревня Андреевская, улица Новая, дом №6«а», на котельную расположенную по адресу: Архангельская область, Няндомский район, поселок Шестиозерский, улица Вокзальная, дом №2«а», на котельную расположенную по адресу: Архангельская область, город Няндома улица Красноармейская, дом №72 (котельная Тульского ЛПХ), на котельную расположенную по адресу: Архангельская область, город Няндома, улица Труда, дом №11, строение №1 (котельная РММ (ЦРМ), стационарные резервные источники снабжения электрической энергией и поддерживать их в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергией. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий В.А. Епишин