Решение по делу №2-364 (о признании бездействия в части организации и обеспечения жилого многоквартирного дома услугами теплоснабжения и холодного в/снабжения)



Де­ло №2-364/2011

Р Е Ш Е Н И Еиме­нем Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

город Няндома 27 октября 2011 года

Нян­дом­ский рай­он­ный суд Ар­хан­гель­ской об­лас­ти в со­ста­ве:

пред­се­да­тель­ст­вую­ще­го су­дьи Ермилова В.А.,

с уча­сти­ем помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Школяренко А.В.,

представителя заинтересованного лица – администрации муниципального образования «Няндомское», Борыгина А.В.,

при сек­ре­та­ре Росковой О.В.,

рас­смот­рев в от­кры­том су­деб­ном за­се­да­нии в помещении Нян­до­мского районного суда Ар­хан­гель­ской об­лас­ти гра­ж­дан­ское де­ло по заявлению исполняющего обязанности прокурора Няндомского района Архангельской области, в защиту неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации муниципального образования «Няндомское», в части организации и обеспечения жилого многоквартирного дома услугами теплоснабжения и холодного водоснабжения, незаконным и возложении обязанности надлежащим образом организовать и обеспечить жилой многоквартирный дом услугами теплоснабжения и холодного водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Няндомского района Архангельской области Кочкин Д.В. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Няндомское», в части организации и обеспечения жилого многоквартирного дома услугами теплоснабжения и холодного водоснабжения, незаконным и возложении обязанности надлежащим образом организовать и обеспечить жилой многоквартирный дом услугами теплоснабжения и холодного водоснабжения.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Няндомского района Архангельской области по обращению Сницаренко И.Л., проживающей по адресу: Архангельская область, г. Няндома, пер. Клубный, д. 14, кв. 4 проведена проверка соблюдения администрацией МО «Няндомское» законности при организации содержания муниципального жилищного фонда на территории Няндомского городского поселения. В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения норм действующего федерального законодательства, регламентирующие вопросы организации и обеспечения теплоснабжения и водоснабжения населения. Согласно информации МКУП «Расчетно-кассовый центр ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» в указанном жилом доме находится 4 квартиры, в которых на настоящий момент проживает 14 человек, из них 13 с постоянной регистрацией, 1 – с временной. 3 квартиры находятся в социальном найме у граждан, 1 квартира в собственности. В данном многоквартирном доме полностью отсутствует теплоснабжение, не организовано и не обеспечено бесперебойное холодное водоснабжение. Давление холодного водоснабжения на вводе в дом ниже нормативного уровня. Администрацией МО «Няндомское» не предпринимается конкретных действий по решению вопроса организации и обеспечения жилого многоквартирного дома услугами теплоснабжения и холодного водоснабжения. В результате бездействия администрации МО «Няндомское» жители указанного дома вынуждены проживать в условиях, не отвечающим требованиям безопасности их жизни и здоровья, что нарушает их право на благоприятную окружающую среду. Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Няндомское» в части организации и обеспечения жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: Архангельская область, город Няндома, переулок Клубный, дом 14 услугами теплоснабжения и холодного водоснабжения и обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» надлежащим образом организовать и обеспечить жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: Архангельская область, город Няндома, переулок Клубный, дом 14 услугами теплоснабжения и холодного водоснабжения в срок до 01 декабря 2011 года.

В судебном заседании помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Школяренко А.В. доводы и требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что проверка по заявлению Сницаренко проводилась с 16 августа 2011 года. В результате проверки было выявлено, что в доме № 14 по переулку Клубный в городе Няндома отсутствует централизованное отопление. В данном доме имеется только печное отопление. Согласно техническому паспорту данного жилого дома, в нем предусмотрено наличие централизованного отопления. Факт не соответствия водоснабжения установленным нормам подтверждается актами.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Няндомское» Борыгин А.В. с заявлением не согласился, считал, что бездействия со стороны администрации МО «Няндомское» нет. В ноябре 2010 года и июне 2011 года по данному объекту были проведены работы, в 2010 году – администрацией МО «Няндомское» проведены работы по замене труб холодного и горячего водоснабжения, в 2011 году – менялся участок труб. Эти работы были проведены в районе домов № 8, 12 по переулку Клубный, то есть на одной линии с домом № 14 по переулку Клубный. Прорыв образовался в августе 2011 года, снизилось давление в системе холодного водоснабжения в доме № 14 по переулку Клубный, и в результате аварии была обнаружена течь, которая до настоящего времени не устранена. Также считает, что жильцы указанного дома обеспечены теплоснабжением, так как в доме имеются печи. Жалоб от жильцов на теплоснабжение не поступало. В 2005 году жильцы по заявлению самостоятельно отключились от централизованного теплоснабжения, но документальных подтверждений этому у него не имеется. Сницаренко обращалась в администрацию по поводу теплоснабжения, но в настоящее время данный вопрос не решен, так как прошло мало времени. Согласен с тем, что работы надо проводить, но на это нет финансовой возможности.

Выслушав пояснения помощника прокурора Няндомского района Архангельской области, представителя заинтересованного лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если решениями, действиями (бездействиями) органа местного самоуправления нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, права которых нарушены, когда персонифицировать их как до начала судебного разбирательства, так и после окончания, привлечь в процесс в качестве сторон, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела не представляется возможным.

Учитывая изложенное, суд считает, что в данном случае круг лиц не определен, поскольку требования прокурора направлены на защиту прав пользователей коммунальных услуг, количество которых изменяется во времени.

В соответствии с п. 5 ст. 2, ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг. Никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, статьей 7 Устава муниципального образования «Няндомское» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

На основании п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Таким образом, решение вопросов теплоснабжения и водоснабжения жителей г. Няндома отнесено к компетенции администрации МО «Няндомское».

В судебном заседании установлено, что в связи с обращением в прокуратуру Няндомского района Сницаренко И.Л. по факту некачественного обеспечения жильцов дома № 14 по пер. Клубный в г. Няндома холодной водой и теплоснабжением, прокуратурой района была проведена проверка, в ходе которой были выявлены нарушения норм законодательства, регулирующие вопросы организации и обеспечения теплоснабжения и водоснабжения населения.

Актом обследования дома №14 по пер. Клубному в г. Няндома от 02 сентября 2011 года установлено, что на расстоянии 4,5 метра от наружной стены дома, на наружном участке трубопровода ХВС, имеется утечка холодной воды. В точке разбора холодной воды в квартире №1 давление ниже норматива, как и в квартире №4 (л.д. 16).

Из пояснений Сницаренко И.Л., Кировой Н.В., Родина А.А., данных в ходе прокурорской проверки, следует, что с октября 2010 года в их квартирах отсутствует централизованное теплоснабжение, которое использовалось для обогрева холодной воды на вводе в дом. С 04 июня 2011 года в квартирах полностью отсутствует холодное водоснабжение (л.д. 59,60,61).

Как следует из акта обследования дома №14 по пер. Клубному в г. Няндома от 25 октября 2011 года давление на вводе в дом составило 0,1 кг/см.кв, отопление в квартирах дома печное (л.д. 76).

Согласно техническому паспорту на жилой дом №14 по пер. Клубному в г. Няндома, наряду с печным отоплением в доме имеется централизованное отопление (л.д. 77-78).

Из сообщения администрации МО «Няндомское» следует, что жилой дом, расположенный по адресу: г. Няндома, пер. Клубный, д. 14 находится на балансе администрации Няндомского городского поселения (л.д. 85).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Пункт 3 вышеуказанных Правил определяет коммунальные услуги надлежащего качества как коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.

Согласно пунктам 6, 9 Правил предоставления коммунальных услуг холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки; отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления. При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена, в том числе, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, а также бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

Приложением № 1 к Правилам предусмотрена допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа.

Из материалов дела следует, что давление в системе холодного водоснабжения в доме №14 по пер. Клубному в г. Няндома длительное время ниже норматива, холодное водоснабжение в необходимых объемах жителям дома не подается. Причиной тому является утечка холодной воды из системы водоснабжения.

В соответствии с пунктом 2.26 Строительных норм и правил 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденных постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства 27 июля 1984 года № 123, минимальный свободный напор в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли должен приниматься при одноэтажной застройке не менее 10 м, при большей этажности на каждый этаж следует добавлять 4 м.В часы минимального водопотребления напор на каждый этаж, кроме первого, допускается принимать равным 3 м.

Таким образом, давление холодной воды на вводе в одноэтажный дом должно составлять не менее 1,0 кг/см.кв., в то время как в доме №14 по пер. Клубному в г. Няндома указанное давление составляет 0,1 кг/см.кв.

С учетом изложенного, суд, проверив доказательства, предоставленные сторонами, приходит к выводу, что администрация муниципального образования «Няндомское» не исполняет надлежащим образом возложенную на нее законом обязанность по организации и обеспечению холодного водоснабжения и теплоснабжения в жилом доме, расположенном по адресу: г. Няндома, пер. Клубный, д. 14.

При этом суд не может принять во внимание доводы представителя заинтересованного лица о том, что бездействия администрации не имеется, так как в 2010-2011 годах проводились работы по замене труб холодного и горячего водоснабжения по пер. Клубному в г. Няндома.

Из представленных представителем заинтересованного лица документов следует, что работы по ремонту и замене труб водоснабжения проводились по пер. Клубному, д. 12 в г. Няндома. Каких-либо документов, свидетельствующих о принятии мер по устранению причин ненадлежащего давления холодной воды в доме №14 по пер. Клубному, суду не представлено. Жильцам указанного дома в течение длительного времени надлежащим образом не оказывается услуга по обеспечению холодной водой в необходимых объемах.

Доводы представителя заинтересованного лица о том, что жильцы дома №14 по пер. Клубному обеспечены теплоснабжением, так как в доме имеются печи, суд считает несостоятельными, поскольку согласно данным технического паспорта на указанный дом, в доме предусмотрено централизованное отопление, которое администрацией МО «Няндомское» не организовано и не обеспечено.

Поскольку жилой дом №14 по пер. Клубному в г. Няндома расположен в границах Няндомского городского поселения, является муниципальной собственностью, а организация в границах поселения водоснабжения и теплоснабжения отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, то при таких обстоятельствах суд полагает необходимым обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» в срок до 01 декабря 2011 года надлежащим образом организовать и обеспечить жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: Архангельская область, город Няндома, переулок Клубный, дом 14 услугами теплоснабжения и холодного водоснабжения.

Согласно статье 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Деятельность органов местного самоуправления осуществляется на основе определенных методов управления, имеющих универсальное значение и применяемых для достижения поставленных целей, надлежащего исполнения обязанностей, возложенных на них законом. Таким образом, способы, средства и приемы, направленные на организацию и обеспечение жилого многоквартирного дома по вышеуказанному адресу услугами теплоснабжения и холодного водоснабжения, администрация муниципального образования «Няндомское» избирает самостоятельно.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление исполняющего обязанности прокурора Няндомского района Архангельской области, в защиту неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации муниципального образования «Няндомское», в части организации и обеспечения жилого многоквартирного дома услугами теплоснабжения и холодного водоснабжения, незаконным и возложении обязанности надлежащим образом организовать и обеспечить жилой многоквартирный дом услугами теплоснабжения и холодного водоснабжения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Няндомское» в части организации и обеспечения жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: Архангельская область, город Няндома, переулок Клубный, дом 14 услугами теплоснабжения и холодного водоснабжения.

Обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» надлежащим образом организовать и обеспечить жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: Архангельская область, город Няндома, переулок Клубный, дом 14 услугами теплоснабжения и холодного водоснабжения в срок до 01 декабря 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Няндомский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 01 ноября 2011 года.

Судья В.А. Ермилов