Решение по делу №2-355 (о включении периодов работы, признании права на досрочную пенсию )



Дело № 2-355/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Няндома 10 ноября 2011 года

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Ермилова В.А.,

при секретаре Росковой О.В.,

с участием истца /А./,

представителя истца /К./,

представителя ответчика - Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Няндомском районе Архангельской области Князевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску /А./ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Няндомском районе Архангельской области о включении в стаж периодов работы, признании права на досрочную трудовую пенсию и ее назначение, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

/А./ обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Няндомском районе Архангельской области о включении в стаж периодов работы, признании права на досрочную трудовую пенсию и ее назначение, взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 25 июня 2011 года ему исполнилось 50 лет. Он проработал 17 лет 04 месяца 17 дней по льготной профессии и выработал стаж работы, дающий право на назначение пенсии по п.п. 5 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ». Кроме того, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет. Его трудовой стаж начинается с 19 июля 1979 года. 24 июня 2011 года он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости и представил соответствующие документы. На основании решения от 11 июля 2011 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ответчиком ему было отказано. С решением он не согласен, поскольку согласно позиции ответчика стаж его работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил 18 лет 00 месяцев 08 дней, при требуемом не менее 20 календарных лет. Из стажа его работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исключен период службы в органах внутренних дел с 16 февраля 1983 года по 27 апреля 1989 года, а также период службы в Вооруженных силах с 27 декабря 1989 года по 29 декабря 1991 года. С данной позицией ответчика он не согласен, так как всю жизнь жил и работал в г. Няндома и выработал стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Считает, что ответчик незаконно ему отказал в назначении досрочной пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста. Просил обязать ответчика включить в его стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период службы в органах внутренних дел с 16 февраля 1983 года по 27 апреля 1989 года, а также период службы в Вооруженных силах по контракту с 27 декабря 1989 года по 29 декабря 1991 года, признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости ранее достижения пенсионного возраста с 24 июня 2011 года, взыскать с ответчика судебные расходы.

В заявлении от 07 ноября 2011 года /А./ уточнил исковые требования и просил обязать ответчика включить в его стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период службы в органах внутренних дел с 16 февраля 1983 года по 27 апреля 1989 года, а также период службы в Вооруженных силах по контракту с 29 мая 1990 года по 29 декабря 1991 года, признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости ранее достижения пенсионного возраста с 25 июня 2011 года, взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей и расходы на оплату юридических услуг в размере 2000 рублей.

В судебном заседании истец /А./ требования искового заявления с учетом уточнения от 07 ноября 2011 года поддержал, привел доводы, аналогичные изложенным в заявлении. Дополнительно суду пояснил, что согласно постановлению Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2П страховой стаж, специальный стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 01 января 2001 года исчисляется в полуторном размере, с 01 января 2002 года - в календарном порядке. С решением Пенсионного фонда от 11 июля 2011 года он не согласен и считает, что спорные периоды необходимо включить в специальный стаж, так как он всю жизнь жил и работал в городе Няндома, никуда не уезжал. В органах внутренних дел он проходил службу в должности милиционера патрульно-постовой службы, был аттестованным работником, ежемесячно получал заработную плату, а также набавку за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера. В войсковой части он проходил службу в должности техника военных перевозок.

Представитель истца /К./ исковые требования /А./ с учетом их уточнения, а также доводы искового заявления, поддержала, кроме того пояснила, что в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» военнослужащие реализуют право на труд посредством прохождения службы. В спорный период /А./ реализовал свое право на труд, осуществлял свою трудовую деятельность в органах внутренних дел и в военной части 59962 в городе Няндома. Он ежемесячно получал заработную плату, имел график работы, то есть осуществлял свою трудовую деятельность, в связи с чем, истец не согласен, что данные спорные периоды не включены в специальный стаж. Всю свою трудовую деятельностью /А./ не выезжал из района, приравненного к районам Крайнего Севера.

Представитель ответчика Князева О.А. иск не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что истец обратился в Пенсионный фонд 24 июня 2011 года за назначением досрочной трудовой пенсии за работу на железнодорожном транспорте. Для назначения указанного вида пенсии необходима совокупность условий - наличие страхового стажа не менее 25 календарных лет, наличие специального стажа на железной дороге не менее 12,5 лет и наличие северного стажа, не менее 20 календарных лет. При этих условиях мужчинам назначается пенсия по достижении возраста 50 лет. Истец достиг возраста 50 лет 25 июня 2011 года. Совокупность данных условий не соблюдена именно, не достаточно северного стажа, у истца он составляет 18 лет и 8 дней, при необходимых 20 календарных лет. Спорные периоды службы истца в органах внутренних дел и служба в советской армии включены в страховой стаж, поскольку это предусмотрено действующим Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Оснований включить спорные периоды в северный стаж не имеется, поскольку Федеральным законом это не предусмотрено. Ссылка истца на постановление Конституционного суда 2-П о том, что до 1 января 2002 года северный стаж исчисляется в полуторном размере, несостоятельна, поскольку, как следует из закона, необходимы 20 календарных лет. Недействующее законодательство - Закон от 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», также не предусматривает включение указанных периодов в стаж работы на Севере. Позиция Пенсионного фонда также подтверждается и постановлением Пленума Верховного суда от 20 декабря 2005 года, в котором также указано, что служба в вооруженных силах и органах внутренних дел подлежит включению только в страховой стаж. Конституционный суд в своих определениях также высказывает данную позицию. Просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

Из материалов дела следует, что 24 июня 2011 года истец /А./ обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Няндомском районе Архангельской области (далее – Управление Пенсионного фонда) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №225 от 11 июля 2011 года /А./ было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого 20-летнего стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. По представленным документам стаж работы истца, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, составил 17 лет 04 месяца 17 дней при требуемом не менее 12 лет 06 месяцев, страховой стаж в календарном исчислении – 30 лет 00 месяцев 21 день при требуемом не менее 25 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 18 лет 00 месяцев 08 дней при требуемом не менее 20 календарных лет. При подсчете стажа работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, были исключены периоды службы в органах внутренних дел с 16 февраля 1983 года по 27 апреля 1989 года и в Вооруженных силах Советской Армии по контракту с 27 декабря 1989 года по 29 декабря 1991 года (л.д. 13).

Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 11 июля 2011 года суд считает обоснованным в силу следующего.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, и имеют страховой стаж не менее 25.

Согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Из копии трудовой книжки следует, что в период с 16 февраля 1983 года по 27 апреля 1989 года истец проходил службу в органах внутренних дел на должностях рядового и младшего начальствующего состава, а с 27 декабря 1989 года по 29 декабря 1991 года проходил службу в Вооруженных силах Советской Армии (л.д. 15-18), что также подтверждается копией военного билета истца (л.д. 19-28).

Кроме того, факт прохождения истцом службы в органах внутренних дел и в Вооруженных силах в спорные периоды подтверждается справкой о прохождении службы в войсковой части 59962 (л.д. 33), выписками из приказов от 29 мая 1990 года и от 29 декабря 1991 года (л.д. 34,35), справкой Военного комиссара Няндомского и Каргопольского районов (л.д. 37), приказом начальника ОВД Няндомского района от 16 февраля 1983 года (л.д. 40), справкой ОМВД России «Няндомский» от 15 августа 2011 года (л.д. 42), личными карточками денежного довольствия (л.д. 77-87), и ответчиком не оспаривается.

Указанные периоды включены пенсионным органом в страховой стаж истца, но не включены в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Федеральный закон от 17.12.2001№173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии.

Государственная служба, работа по трудовому договору, предпринимательская деятельность представляют собой различные формы реализации права на труд. Граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации), имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.

Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий.

Право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется, таким образом, в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенный в действие с 1 января 2002 года, основан на принципах обязательного пенсионного страхования: согласно его статье 3 право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). Периоды, включаемые в страховой стаж для установления трудовой пенсии, подразделяются на две группы. В одну входят периоды трудовой и (или) иной деятельности лиц, застрахованных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а в другую - нестраховые периоды.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного Федерального закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал. Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года №555.

Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.

При этом законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Указанная позиция подтверждается п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20.12.2005 №25, согласно которому решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п. 2 и 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует иметь в виду, что в соответствии с п.п. 1 ст. 28.1 Федерального закона №173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 - 10 п. 1 ст. 27 и п.п. 7 - 9 п. 1 ст. 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

При этом, суд считает, что такое положение не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, с учетом изложенного, суд полагает, что доводы истца и его представителя о том, что спорные периоды прохождения истцом военной службы и службы в органах внутренних дел подлежат включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, являются несостоятельными, поскольку они противоречат законодательству.

То обстоятельство, что истец всю свою трудовую деятельность осуществлял в г. Няндома – местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не может являться безусловным основанием для включения спорных периодов службы истца в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Ссылка истца на постановление Конституционного суда 2-П о том, что до 1 января 2002 года северный стаж исчисляется в полуторном размере, суд также считает несостоятельной, поскольку, как следует из закона, для назначения досрочной трудовой пенсии необходимо наличие северного стажа не менее 20 календарных лет.

При изложенных обстоятельствах суд полагает, что периоды прохождения истцом военной службы и службы в органах внутренних дел не подлежат включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Учитывая, что на момент обращения /А./ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, то есть 24 июня 2011 года стаж истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил 18 лет 00 месяцев 08 дней, при требуемом 20 лет, суд не находит оснований для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости с 25 июня 2011 года в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ, в связи с недостаточностью требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости отказа /А./ в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска /А./ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Няндомском районе Архангельской области о включении периода службы в органах внутренних дел с 16 февраля 1983 года по 27 апреля 1989 года и периода службы в Вооруженных силах по контракту с 29 мая 1990 года по 29 декабря 1991 года в войсковой части 59962 в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста с 25 июня 2011 года, взыскании судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 15 ноября 2011 года.

Судья В.А. Ермилов