город Няндома 15 ноября 2011 года Няндомский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Епишина В.А., при секретаре Раковой И.А., с участием помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Школяренко А.В., представителя ответчика - администрации муниципального образования «Няндомское» Борыгина А.В., представителя третьего лица – территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Каргопольском и Няндомском районах Чубаровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Няндомского района Архангельской области к администрации муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанности по оформлению земельного участка для размещения городского общественного кладбища в собственность и устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомское» (далее – администрация МО «Няндомское») о возложении обязанности по оформлению земельного участка для размещения городского общественного кладбища в собственность и устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Исковые требования обосновал тем, что прокуратурой района по обращению /К./ проведена проверка исполнения администрацией МО «Няндомское» законодательства об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Няндомского городского поселения, в ходе которой выявлены нарушения норм действующего законодательства, регламентирующего вопросы организации ритуальных услуг на территории поселения и содержания мест захоронения в части содержания городского общественного кладбища, расположенного по улице Загородная в городе Няндома Архангельской области. У администрации МО «Няндомское» отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположено кладбище. Также в ходе проверки выявлены нарушения требований СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», а именно: на участках кладбища не предусмотрены урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников, деревянные одиночные мусоросборники размещены на земле, без оборудованной специальной площадки для мусоросборников с водонепроницаемым покрытием. На территории кладбища не предусмотрен общественный туалет. Администрацией МО «Няндомское» не создано специализированной службы по вопросам похоронного дела и оказания данных услуг на территории поселения. Коммерческая организация ООО «Ритуал сервис», оказывающая услуги по погребению, не является специализированной службой, созданной администрацией МО «Няндомское» по вопросам похоронного дела и оказанию данных услуг на территории поселения. Договорных отношений ООО «Ритуал сервис» с администрацией МО «Няндомское» по оказанию услуг погребения не имеется. Администрацией МО «Няндомское» не исполняются обязанности по организации ритуальных услуг на территории Няндомского городского поселения и содержанию мест захоронения в части содержания городского общественного кладбища, расположенного по улице Загородная в городе Няндома, не исполняются требования санитарно-эпидемиологического законодательства по содержанию кладбища, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Просит обязать администрацию МО «Няндомское» оформить земельный участок кадастровый №29:12:010103:26 для размещения городского общественного кладбища, расположенного по улице Загородная в городе Няндома Архангельской области, в муниципальную собственность, устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно, установить урны для сбора мусора, оборудовать площадки для мусоросборников в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11, установить на территории кладбища общественный туалет, создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и оказания данных услуг на территории Няндомского городского поселения в срок до 01 января 2012 года. В судебном заседании помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Школяренко А.В. доводы и требования искового заявления поддержал в полном объеме, в обоснование иска привел доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит иск удовлетворить. Представитель ответчика администрации МО «Няндомское» Борыгин А.В. иск не признал, суду пояснил, что администрация МО «Няндомское» не обязана оформлять земельный участок, на котором расположено кладбище в собственность, поскольку в настоящее время земля находится в государственной собственности. Установка урн, оборудование площадок для мусоросборников не являются обязательными на кладбище. Также считает, что наличие общественного туалета на кладбище является необязательным, поскольку в СанПиН 2.1.2882-11 не указано обязательное наличие туалета. Не отрицает того, что администрация МО «Няндомское» обязана создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, при этом указал, что в настоящее время нет необходимости в создании таковой службы, поскольку на территории МО «Няндомское» имеется коммерческая ритуальная служба ООО «Ритуал сервис», которая и занимается вопросами похоронного дела. Представитель третьего лица - территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Каргопольском и Няндомском районах Чубарова А.В. с иском согласна, считает его законным и обоснованным. В ходе проверки 15 сентября 2011 года было установлено, что на кладбище, расположенном по улице Загородная в городе Няндома отсутствуют урны для сбора мусора, площадки для сбора мусора не оборудованы в соответствиями требованиями СанПин 2.1.2882-11. Кроме того на кладбище отсутствует общественный туалет. Представитель третьего лица - администрации МО «Няндомский муниципальный район» Самусева Е.В., извещенная о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила суду отзыв, согласно которому с исковыми требованиями прокурора согласна. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами. В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Как следует из п.1 ч.1 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, пунктом 23 статьи 7 Устава МО «Няндомское» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии со ст.4 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года №8-ФЗ (далее – Закон) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Как установлено в судебном заседании, по адресу: Архангельская область, город Няндома, улица Загородная, расположено общественное кладбище. Земельный участок, на котором расположено кладбище находится в государственной собственности, ему присвоен кадастровый номер №, площадь данного земельного участка составляет 243000 кв.м. (л.д.11-16). В силу ст.ст.17, 18 Закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Решением двадцать седьмой сессии Муниципального Совета МО «Няндомское» второго созыва №83 от 06 октября 2010 года утвержден Регламент о порядке эксплуатации и содержания общественных кладбищ на территории МО «Няндомское» (л.д.74). Согласно данному регламенту решение о создании мест погребения принимается органами местного самоуправления МО «Няндомское» (л.д.80). Судом установлено, что 15 сентября 2011 года главным специалистом отдела муниципальной собственности, строительства и архитектуры /Л.Л./, помощником прокурора Няндомского района Школяренко А.В., специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Каргопольском и Няндомском районах Чубаровой А.В. было проведено обследование городского общественного кладбища, расположенного по улице Загородная в городе Няндома Архангельской области. В ходе обследования было установлено, что на участках кладбища не предусмотрены урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников, чем нарушен п.6.6 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Деревянные одиночные мусоросборники размещены на земле, без оборудованной специальной площадки для мусоросборников с водонепроницаемым покрытием, в нарушение п.6.7 СанПиН 2.1.2882-11. На территории кладбища не предусмотрен общественный туалет, чем нарушен п.6.4 СанПиН 2.1.2882-11 (л.д.23). В соответствии с п.п.6.4, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года №84, (далее - СанПиН 2.1.2882-11) при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. На участках кладбищ необходимо предусмотреть урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование). Согласно п.п.2.1.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 №4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88) объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается. Выявленные нарушения п.п.6.4, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11, п.п. 2.1.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 свидетельствуют о ненадлежащем исполнении возложенной на администрацию МО «Няндомское» законом обязанности по содержанию мест захоронения. Из смысла п.п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11 следует, что на кладбище обязательно наличие общественного туалета, при этом законодатель отметил, что при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается строительство общественных туалетов выгребного типа. Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что наличие общественного туалета на кладбище является необязательным, поскольку в СанПиН 2.1.2882-11 не указано обязательное наличие туалета, суд считает несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права. В силу диспозитивности гражданского судопроизводства, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (статья 56 ГПК РФ), и принимают на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий. Между тем в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ представителем ответчика не представлено суду доказательств, свидетельствующих о наличии на территории кладбища урн для сбора мусора, а также оборудованных площадок для мусоросборников. Таким образом, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований прокурора к администрации МО «Няндомское» о возложении обязанности по установке урн для сбора мусора, оборудованию площадок для мусоросборников в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11, установке на территории кладбища общественного туалета в срок до 01 января 2012 года. Согласно ч.2 ст.25, ст.29 Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов. Судом установлено, что администрация МО «Няндомское» в нарушение вышеуказанных правовых норм не создала специализированную службу по вопросам похоронного дела. Кроме того, согласно п.2.1 Регламента о порядке эксплуатации и содержания общественных кладбищ на территории МО «Няндомское», утвержденного решением 27 сессии Муниципального Совета МО «Няндомское» от 06 октября 2010 года №83, погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела. Доводы представителя ответчика о том, что на территории МО «Няндомское» имеется ритуальная служба ООО «Ритуал сервис», в связи с чем на данный момент создание таковой службы является необязательным, суд считает необоснованными, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о создании администрацией МО «Няндомское» специализированной службы по вопросам похоронного дела. ООО «Ритуал сервис» является самостоятельным юридическим лицом. Данное общество является коммерческой организацией и администрации МО «Няндомское» не подведомственно. Как следует из объяснения генерального директора ООО «Ритуал сервис» /Н.С./ от 30 августа 2011 года, ООО «Ритуал сервис» никаких работ по содержанию и реконструкции городского общественного кладбища не осуществляет (л.д.17). Таким образом, суд полагает, что требование прокурора о возложении обязанности на администрацию МО «Няндомское» по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии с п.13 ч.2 ст.50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ в собственности поселений может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Таким образом, из вышеуказанной нормы закона следует, что в собственности поселения может находиться земельный участок, предназначенный для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, при этом действующим законодательством не предусмотрена обязанность администрации иметь в собственности земельный участок под кладбище. Как следует из ответов администрации МО «Няндомское» от 19 мая 2011 года №173, от 01 сентября 2011 года №2548 земельного участка, на котором ведется захоронение, в собственности городского поселения нет. Правоустанавливающие документы на данный земельный участок отсутствуют (л.д.8-9). Согласно постановлению главы администрации МО «Няндомское» от 08 июня 2006 года №425 «О прекращении бессрочного пользования земельным участком, предоставленным Няндомскому МП ПЖКХ для размещения городского кладбища» право бессрочного пользования земельным участком Няндомским МП ПЖКХ для размещения городского кладбища прекращено, земельный участок площадью 24,3 га передан в земли поселений города Няндома (л.д.10). По информации Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО «Няндомский муниципальный район», земельный участок, занимаемый городским кладбищем, расположенный по улице Загородная в городе Няндома, является государственной собственностью (л.д.16). Отсутствие у администрации МО «Няндомское» в собственности земельного участка, занимаемого городским кладбищем, расположенным по улице Загородная в городе Няндома, не нарушает чьих-либо прав, поскольку в силу п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ, на администрацию МО «Няндомское» возложена обязанность по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений. Также в силу Закона общественное кладбище, расположенное по улице Загородная в городе Няндома, находится в ведении администрации МО «Няндомское». Действующее законодательство не ставит в зависимость наличие права собственности на земельный участок под кладбище и исполнение возложенных обязанностей на администрацию МО «Няндомское» по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронений. Отсутствие правоустанавливающих документов на кладбище не освобождает администрацию МО «Няндомское» от исполнения возложенных на нее законом обязанностей. Таким образом, доводы помощника прокурора Школяренко А.В. о том, что администрация МО «Няндомское» обязана оформить в собственность земельный участок, на котором расположено кладбище, суд считает несостоятельными. Кроме того, как следует из материалов дела, данный земельный участок находится в государственной собственности. При таких обстоятельствах суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на администрацию МО «Няндомское» по оформлению земельного участка для размещения городского общественного кладбища в муниципальную собственность. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Няндомского района Архангельской области к администрации муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанности по оформлению земельного участка для размещения городского общественного кладбища в собственность и устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить частично. Обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно, установить урны для сбора мусора, оборудовать площадки для мусоросборников в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11, установить на территории кладбища общественный туалет, создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и оказанию данных услуг на территории Няндомского городского поселения в срок до 01 января 2012 года. В удовлетворении исковых требований прокурора Няндомского района Архангельской области к администрации муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанности по оформлению земельного участка для размещения городского общественного кладбища в собственность отказать. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Няндомский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 18 ноября 2011 года. Судья В.А. Епишин