Дело №2-327/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации город Няндома 27 октября 2011 года Няндомский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Томашевской Г.Е., при секретаре Яковлевой С.М., с участием старшего помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Исса Н.В., представителя ответчика – администрации муниципального образования «Шалакушское» Зубова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шалакушское» о возложении обязанности организовать надлежащим образом теплоснабжение населения; открытому акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания» о возложении обязанности осуществить запас топливно-энергетических ресурсов, УСТАНОВИЛ: Прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шалакушское» (далее МО «Шалакушское») о возложении обязанности организовать надлежащим образом теплоснабжение населения; открытому акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания» (далее ОАО «АрхоблЭнерго») о возложении обязанности осуществить запас топливно-энергетических ресурсов на 30 суток по жидкому топливу. В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства, регулирующего защиту прав граждан в жилищно-коммунальной сфере при проведении отопительного сезона 2011-2012 годов установлено, что на территории МО «Шалакушское» сложилась неблагополучная обстановка с запасами топливно-энергетических ресурсов на котельных. По состоянию на 16 сентября 2011 года на территории Шалакушского сельского поселения нормативный запас топливно-энергетических ресурсов не создан. Котельные находятся в собственности МО «Шалакушское» и переданы в аренду «АрхоблЭнерго». Общий нормативный запас основного и резервного видов топлива на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств, при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива. Для расчета размера нормативного эксплуатационного запаса топлива принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток по жидкому топливу – 30 суток. Необходимый запас топлива для бесперебойного отопления жилых домов, расположенных на территории Шалакушского сельского поселения, не создан. Непринятие мер по своевременной закупке и запасу топливно-энергетических ресурсов на территории Шалакушского сельского поселения может повлечь срыв отопительного сезона, ущемление конституционных прав граждан на охрану здоровья, а также привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Просил обязать ОАО «АрхоблЭнерго» осуществить запас топливно-энергетических ресурсов на 30 суток по жидкому топливу, а также обязать МО «Шалакушское» организовать надлежащим образом теплоснабжение населения в границах Шалакушского сельского поселения. В судебном заседании старший помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Исса Н.В. требования и доводы искового заявления поддержала в полном объеме, уточнив исковые требования, просила обязать ответчиков произвести указанные работы в период отопительного сезона 2011-2012 года. В остальном требования и доводы искового заявления поддержала, дополнительно пояснив, что создание запасов топлива регламентируется Инструкцией «Об организации в Министерстве энергетики РФ работы по утверждению нормативов создания топлива на тепловых электростанциях и котельных», утвержденной Приказом Министерства энергетики РФ от 04 сентября 2008 года № 66. По состоянию на 26 октября 2011 года запасы жидкого топлива составляют: дизельного топлива на 14 суток, что не соответствует установленным законом требованиям. Таким образом, необходимый запас топлива для бесперебойного отопления объектов, расположенных на территории Шалакушского сельского поселения, не создан, поставки топливных ресурсов не ожидаются, срок действия договора на закупку топлива закончился. План, а также график поставки топлива отсутствует. Непринятие мер по своевременной закупке и запасу топливно-энергетических ресурсов на территории Шалакушского сельского поселения может повлечь срыв отопительного сезона, ущемление конституционных прав граждан на охрану здоровья, а также привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что к вопросам местного значения населения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения. Администрация МО «Шалакушское» обязана надлежащим образом организовать теплоснабжение населения на территории Шалакушского сельского поселения. Отсутствие запаса топлива на котельных свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами администрации МО «Шалакушское» своих обязанностей по организации теплоснабжения на подведомственной территории. Котельные находятся в собственности МО «Шалакушское», на основании договора от 01 августа 2009 года переданы в аренду ОАО «АрхоблЭнерго». Емкости, которые находятся близ котельной, позволяют создать необходимый запас топлива, однако они пустуют. Складирования топлива в г. Архангельск не позволит оперативно решить вопрос по теплоснабжению населения в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств. По сведениям ОАО «Архоблэнерго» запас жидкого топлива в указанном представителем ответчика объеме не создан, каких-либо поставок, в т.ч. из г. Архангельска, не ожидается. Представитель ответчика - администрации МО «Шалакушское» Зубов А.В. иск не признал, суду пояснил, что котельные действительно переданы по договору от 01 августа 2009 года в аренду ОАО «АрхоблЭнерго». В настоящее время этот договор действующий, следовательно, ОАО «АрхоблЭнерго» взяло на себя обязательства по обеспечению населения теплоснабжением. Администрация МО «Шалакушское» осуществляет постоянный контроль над созданием запаса топлива на котельных с целью недопущения чрезвычайных ситуаций, по договору полномочия переданы ОАО «АрхоблЭнерго». Нормативный запас жидкого топлива на 14 суток создан, при этом большая часть топлива находится в г. Архангельске. На территории сельского поселения действительно имеется возможность создать запас топлива, вместе с тем резервуары полностью не заполнены по неизвестной причине. Полагает, что запас топлива должен создаваться на территории котельной на 5 суток, а в дальнейшем должен быть осуществлен подвоз дизельного топлива. Со стороны администрации ведется необходимая работа: проводится переписка с теплоснабжающей организацией. График поставки топлива должен быть составлен, однако в настоящее время его нет. Просил в удовлетворении иска отказать. Представитель ответчика - ОАО «Архангельская областная энергетическая компания» Кобыленко Е.Ю., извещенная о дате, времени, месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила суду заявление, в котором исковые требования признала в полном объеме, просила рассмотреть дело без ее участия. На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке. Изучив доводы и требования искового заявления, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (далее – Закон 131-ФЗ) организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения этих поселений. Согласно ч. 4 ст. 15 Закона 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действий, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Статьей 7 Устава МО «Шалакушское» установлено, что к вопросам местного значения поселения, помимо прочего, относится организация в границах Шалакушского сельского поселения теплоснабжения населения, снабжения населения топливом, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (л.д. 8-9). Таким образом, полномочия по организации в границах поселения теплоснабжения населения в силу закона возложены на МО «Шалакушское». Согласно договору аренды имущества <данные изъяты> от 01 августа 2009 года и приложения №1 к нему, МО «Няндомский муниципальный район» передает, а ОАО «АрхоблЭнерго» принимает недвижимое имущество – здания строения сооружения (котельные), с земельными участками необходимыми для их эксплуатации, расположенные на территории МО «Шалакушское». Срок аренды установлен с момента подписания договора на 11 месяцев. Пунктом 6.3 указанного договора предусмотрено, что если Арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора аренды при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (л.д. 10-13). При таких обстоятельствах, договор аренды имущества №<данные изъяты> от 01 августа 2009 года в настоящее время является действующим, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами. Из акта приема-передачи имущества от 01 августа 2009 года следует, что ОАО «АрхоблЭнерго» приняло от МО «Няндомский муниципальный район» имущество согласно Приложению № 1 к договору аренды №<данные изъяты> от 01 августа 2009 года (л.д. 14). На основании п. 1.1 вышеуказанного договора аренды его целью является повышение эффективности использования муниципального имущества в интересах потребителей коммунальных услуг, устойчивое теплоснабжение населения, а также достижение максимального экономического и социального эффекта в сфере предоставления коммунальных услуг на территории МО «Шалакушское». Как установлено в судебном заседании, полномочия по организации теплоснабжения в границах Шалакушского сельского поселения (в т.ч. снабжения населения топливом), с 01 января 2010 года администрацией МО «Няндомский муниципальный район» переданы администрации МО «Шалакушское». Областным законом от 29.09.2006 №228-12-ОЗ (ред. от 23.09.2009) утвержден перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования «Няндомский муниципальный район» Архангельской области, передаваемых в собственность муниципального образования - сельского поселения «Шалакушское» в соответствии с приложениями № 3, 3.1. Как следует из перечня объектов муниципальной собственности МО «Няндомский муниципальный район» Архангельской области, передаваемых в собственность сельского поселения «Шалакушское» Архангельской области, блочно-модульная котельная, расположенная в поселке Шалакуша по улице Комсомольской в доме №6а передана в собственность МО «Шалакушское» (приложение №3.1 к вышеуказанному Областному закону). Пунктом 3.4 Устава ОАО «АрхоблЭнерго» предусмотрено, что для получения прибыли общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации, в том числе производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (л.д. 18-30). В силу п. 9 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года «О порядке представления коммунальных услуг гражданам» при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. Приказом Министерства энергетики РФ от 04 сентября 2008 года №66 утверждена Инструкция «Об организации в Министерстве энергетики РФ работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных» (далее - Инструкция), которая разработана в целях организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных и устанавливает основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо при производстве организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, электрической и (или) тепловой энергии. Согласно п.п. 2, 4 Инструкции, норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива. Согласно п. 39 Инструкции для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев от отопительного периода и количество суток по жидкому топливу 30 суток. Из справок о запасах топлива на котельных Няндомского филиала ОАО «АрхоблЭнерго» следует, что по состоянию на 16 сентября 2011 года запас дизельного топлива на котельных составлял на 1 сутки; на 29 сентября 2011 года – на 5 суток; на 10 октября 2011 года – на 15 суток; на 13 октября – на 6 суток; на 17 октября – 8 суток (л.д. 7, 86, 145, 148, 162). При этом по состоянию на 26 октября 2011 года на территории Шалакушского сельского поселения нормативный запас топливно-энергетических ресурсов на котельных, переданных в аренду ОАО «АрхоблЭнерго», также не создан, составляет: дизельное топливо на 14 суток (л.д. 176). Таким образом, в судебном заседании установлено, что ОАО «АрхоблЭнерго», в нарушение Инструкции «Об организации в Министерстве энергетики РФ работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных», не осуществляет необходимый запас жидкого топлива на 30 суток. В свою очередь администрация МО «Шалакушское» в силу возложенных на нее Законом 131-ФЗ полномочий надлежащим образом не организует теплоснабжение населения в границах Шалакушского сельского поселения, что выражается в отсутствии надлежащего контроля за созданием необходимого запаса топлива на котельной, переданной в аренду ОАО «АрхоблЭнерго», на территории муниципального образования «Шалакушское». Доводы представителя ответчика администрации МО «Шалакушское» о том, что администрация осуществляет постоянный контроль над созданием запаса топлива на котельных с целью недопущения чрезвычайных ситуаций, тем самым исполняет обязательства надлежащим образом, так как по договору полномочия переданы ОАО «АрхоблЭнерго», суд считает необоснованными. Как установлено в судебном заседании, ОАО «АрхоблЭнерго» в силу договора аренды приняло на себя обязательства по теплоснабжению населения, в свою очередь, в силу Закона 131-ФЗ полномочия по организации в границах поселения теплоснабжения населения возложены на МО «Шалакушское». В силу диспозитивности гражданского судопроизводства, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принимают на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий. Вместе с тем, представителем ответчика администрации МО «Шалакушское» не представлено суду доказательств, свидетельствующих о том, что администрация МО «Шалакушское» надлежащим образом организовывает теплоснабжение населения в границах Шалакушского сельского поселения. Суд считает, что проводимые администрацией МО «Шалакушское» мероприятия, направленные на обеспечение своевременной и качественной подготовки жилищно-коммунального комплекса и объектов энергетики МО «Шалакушское» к работе в осенне-зимних условиях и обеспечение устойчивого прохождения отопительного периода, являются недостаточными и не свидетельствуют о надлежащей организации снабжения населения теплом, что следует из исследованных судом доказательств. Кроме того, администрация МО «Шалакушское» является стороной по договору аренды и на основании ч. 1 ст. 46 Конституции РФ наделена правом на судебную защиту нарушенных прав с целью создания нормативных запасов топлива в соответствии с требованиями Инструкции. Довод представителя ответчика о том, что нормативные запасы топлива для нужд Шалакушского сельского поселения созданы на территории г. Архангельска, суд признает несостоятельными ввиду неправильного толкования ответчиком норм материального права. По смыслу главы 1, п.п. 34, 35, 39 Инструкции нормативный запас топлива создается для стабильной устойчивой работы котельной, исключающей возникновение чрезвычайной ситуации по причине недостаточности запасов топлива. При этом создание запасов жидкого топлива на значительном расстоянии от котельной не будет способствовать нормальному функционированию данной котельной и вызывает риск возникновения чрезвычайной ситуации, что является недопустимым. Приложенная представителем ответчика администрации МО «Шалакушское» справка ОАО «Архоблэнерго» от 26 октября 2011 года о том, что в п. Двинский Березник и в г. Архангельске созданы запасы жидкого топлива, не свидетельствует об их целевом назначении именно для нужд котельных муниципального образования «Шалакушское» (л.д. 178). Кроме того, указанная справка противоречит представленным 27 октября 2011 года ОАО «Архоблэнерго» сведениям, в соответствии с которыми запас дизельного топлива МО «Шалакушское» создан на 14 суток, сведений об ожидаемом подходе топлива не содержится (л.д. 176). Как установлено судом, на котельных Шалакушского сельского поселения имеются емкости, достаточные для создания нормативных запасов топлива, при этом данные емкости в необходимом объеме не заполнены. Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом письменными доказательствами, пояснениями участников процесса, что свидетельствует о ненадлежащей организации ответчиком администрацией МО «Шяалакушское» теплоснабжения в части создания нормативных запасов топлива и как следствие работе по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций. В силу Закона 131-ФЗ способы, средства и приемы, направленные на создание надлежащей организации теплоснабжения населения, проживающего на территории Шалакушского сельского поселения, администрация муниципального образования «Шалакушское» избирает самостоятельно. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. В судебном заседании установлено, что прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно граждан проживающих на территории Шалакушского сельского поселения и пользующихся услугой теплоснабжение. В данном случае индивидуализировать, то есть четко определить, лиц, права которых нарушены или будут нарушены в результате ненадлежащей организации теплоснабжения населения Шалакушского сельского поселения, невозможно, в связи с чем круг лиц является неопределенным. Принимая во внимание вышеизложенное, дав оценку и анализ исследованным в ходе судебного заседания доказательствам, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Няндомского района Архангельской области в полном объеме. На основании ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В соответствии с пунктом 19 части первой статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. С учетом изложенного, государственная пошлина с администрации муниципального образования «Шалакушское» взысканию не подлежит. В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. На основании вышеуказанной нормы закона с ответчика ОАО «АрхоблЭнерго» в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, с учетом требований п. 3 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, в размере 100 рублей 00 копеек. Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шалакушское» о возложении обязанности организовать надлежащим образом теплоснабжение населения; открытому акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания» о возложении обязанности осуществить запас топливно-энергетических ресурсов, удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Шалакушское» надлежащим образом организовать в границах Шалакушского сельского поселения теплоснабжение населения в период отопительного сезона 2011-2012 годов. Обязать открытое акционерное общество «Архангельская областная энергетическая компания» в период отопительного сезона 2011-2012 годов осуществить запас топливно-энергетических ресурсов на 30 суток по жидкому топливу. Взыскать с открытого акционерного общества «Архангельская областная энергетическая компания» в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» государственную пошлину в размере 100 (сто) рублей 00 копеек. На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Архангельский областной суд через Няндомский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 01 ноября 2011 года. Председатель Няндомского районного суда Г.Е. Томашевская