Решение по делу 2-378 (о признании бездействия администрации МО `Няндомское` в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения незаконным)



Дело №2-378/2011

РешениеИменем Российской Федерации

г. Няндома 18 ноября 2011 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,

с участием помощника прокурора Няндомского района Шадрина Р.А.,

представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Няндомское» /Б.А./,

представителя заинтересованного лица территориального отдела в Каргопольском и Няндомском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области /Ч.А./,

представителя заинтересованного лица Няндомского лесничества /Р.И./,

при секретаре Волынской Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению исполняющего обязанности прокурора Няндомского района Архангельской области, в защиту неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации муниципального образования «Няндомское», в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения, незаконным и возложении обязанности надлежащим образом организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения,

У С Т А Н О В И Л :

Исполняющий обязанности прокурора Няндомского района Архангельской области обратился в Няндомский районный суд Архангельской области с заявлением, в защиту неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации муниципального образования «Няндомское», в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения, незаконным и возложении обязанности надлежащим образом организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения.

В обоснование заявления указал, что прокуратурой Няндомского района по фактам нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, изложенным в статье «Свалки все растут и растут», опубликованной в районной газете «Авангард» от 10 сентября 2011 года №70, поведена поверка законности при решении администрацией муниципального образования «Няндомское» (далее – администрация МО «Няндомское») вопросов местного значения, в ходе которой было установлено, что администрация МО «Няндомское» не организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. При проведении 28 сентября 2011 года проверки лесных участков вблизи автомобильных дорог «Няндома – Шестиозерский», «Няндома – Коноша» по вопросам санитарно-эпидемиологического состояния в Няндомском городском поселении, выявлены 11 несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора. Около автомобильных дорог «Няндома – Шестиозерский», «Няндома – Коноша», в границах Няндомского городского поселения, обнаружено: на 8 км автодороги «Няндома – Шестиозерский» от г. Няндома, в 80 м к северо-востоку от обочины автодороги, в квартале 30, выдел 46, 48, 49 (около карьера), квартале 52 выдел 3, где находится 6 мусорных свалок бытовых отходов и мусора; на 1 км автодороги «Няндома – Коноша» от г. Няндома, в 25 м к юго-западу от обочины автодороги, квартал 103 выдел 18, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора; на 3 км автодороги «Няндома – Коноша» от г. Няндома, в 50 м к юго-западу от обочины автодороги, квартал 94 выдел 37, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора; на 6 км автодороги «Няндома – Коноша» от г. Няндома, в 60 м к юго-западу от обочины автодороги, квартал 103, выдел 34, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора; на 8 км автодороги «Няндома – Коноша» от г. Няндома, в 50 м к юго-западу от обочины автодороги, квартал 117 выдел 65, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора; на 10 км автодороги «Няндома – Коноша» от г. Няндома, в 30 м к юго-западу от обочины автодороги, квартал 126 выдел 45, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора. Просит признать бездействие администрации МО «Няндомское» в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения незаконным, обязать администрацию МО «Няндомское» организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения, в части уборки 11 мусорных свалок, расположенных на 8 км автодороги «Няндома – Шестиозерский» от г. Няндома, в 80 м к северо-востоку от обочины автодороги, в квартале 30, выдел 46, 48, 49 (около карьера), квартале 52 выдел 3, где находится 6 мусорных свалок бытовых отходов и мусора; на 1 км автодороги «Няндома – Коноша» от г. Няндома, в 25 м к юго-западу от обочины автодороги, квартал 103 выдел 18, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора; на 3 км автодороги «Няндома – Коноша» от г. Няндома, в 50 м к юго-западу от обочины автодороги, квартал 94 выдел 37, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора; на 6 км автодороги «Няндома – Коноша» от г. Няндома, в 60 м к юго-западу от обочины автодороги, квартал 103, выдел 34, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора; на 8 км автодороги «Няндома – Коноша» от г. Няндома, в 50 м к юго-западу от обочины автодороги, квартал 117 выдел 65, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора; на 10 км автодороги «Няндома – Коноша» от г. Няндома, в 30 м к юго-западу от обочины автодороги, квартал 126 выдел 45, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора, в срок до 01 января 2012 года.

В судебном заседании помощник прокурора Няндомского района Шадрин Р.А. доводы и требования заявления поддержал в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что обнаруженные в ходе проверки несанкционированные свалки, расположены в лесном массиве, в границах Няндомского городского поселения, не в границах полосы отвода дорог, в связи с чем, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора лежит на администрации МО «Няндомское». Просил признать бездействие администрации МО «Няндомское» в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения, незаконным, обязать администрацию МО «Няндомское» организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения, в части уборки 11 мусорных свалок, расположенных на 8 км автодороги «Няндома – Шестиозерский» от г. Няндома, в 80 и к северо-востоку от обочины автодороги, в квартале 30, выдел 46, 48, 49 (около карьера), квартале 52 выдел 3, где находится 6 мусорных свалок бытовых отходов и мусора; на 1 км автодороги «Няндома – Коноша» от г. Няндома, в 25 м к юго-западу от обочины автодороги, квартал 103 выдел 18, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора; на 3 км автодороги «Няндома – Коноша» от г. Няндома, в 50 м к юго-западу от обочины автодороги, квартал 94 выдел 37, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора; на 6 км автодороги «Няндома – Коноша» от г. Няндома, в 60 м к юго-западу от обочины автодороги, квартал 103, выдел 34, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора; на 8 км автодороги «Няндома – Коноша» от г. Няндома, в 50 м к юго-западу от обочины автодороги, квартал 117 выдел 65, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора; на 10 км автодороги «Няндома – Коноша» от г. Няндома, в 30 м к юго-западу от обочины автодороги, квартал 126 выдел 45, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора, в срок до 01 января 2012 года.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Няндомское», по доверенности /Б.А./, в судебном заседании с доводами и требованиями заявления не согласился. Суду пояснил, что свалки расположены в границах лесного фонда, не находящегося на территории Няндомского городского поселения, в связи с чем, у администрации МО «Няндомское» нет обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории лесного фонда. В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «О содержании территорий населенных мест» объектами очистки являются территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. Пояснил, что представить генеральный план поселения, подтверждающий границы Няндомского городского поселения, представить не может, поскольку он находится на утверждении в Правительстве Архангельской области. Просил отказать в удовлетворении заявления.

Представитель заинтересованного лица территориального отдела в Каргопольском и Няндомском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее – Роспотребнадзор) /Ч.А./ в судебном заседании доводы и требования заявления поддержала. Суду пояснила, что Роспотребнадзором по требованию прокуратуры Няндомского района была организована проверка по выявлению несанкционированных свалок на территории Няндомского городского поселения, в результате которой было выявлено 11 таких свалок различного объема, расположенных в лесном массиве.

Представитель заинтересованного лица Няндомского лесничества /Р.И./ в судебном заседании доводы и требования заявления поддержала. Суду пояснила, что земли лесного фонда входят в состав поселения и находятся на его территории. Свалки расположены в кварталах Няндомского участкового лесничества, не в границах полосы отвода дорог, что подтверждается выкопировкой из картографического материала. Лесной фонд не входит в границы населенного пункта г. Няндома, но входит в границы Няндомского городского поселения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

Как следует из п.1 ч.1 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если решениями, действиями (бездействиями) органа местного самоуправления нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, права которых нарушены, когда персонифицировать их как до начала судебного разбирательства, так и после окончания, привлечь в процесс в качестве сторон, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела не представляется возможным.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В судебном заседании установлено, что 28 сентября 2011 года прокуратурой Няндомского района совместно с территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в Каргопольском и Няндомском районах, представителем Управления городского хозяйства, транспорта и энергетики администрации МО «Няндомское» был произведен осмотр территорий около автомобильных дорог, ведущих на ст. Зеленый и в п. Шестиозерье Няндомского района на предмет выявления несанкционированных свалок на территории Няндомского городского поселения. При осмотре были выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов неустановленными лицами. На территориях около автомобильной дороги, ведущей на ст. Зеленый на 1 км от г. Няндома у р. Няндомка была обнаружена свалка в объеме около 3.м.куб., на 3 км от г. Няндома – свалка в объеме около 6 м.куб., на 6 км от г. Няндома – свалка в объеме около 5 м.куб., на 8 км от г. Няндома – несколько свалок твердых бытовых отходов в объеме около 12 м.куб., а 10 км от г. Няндома – свалка в объеме около 6м.куб.. На территориях около автомобильной дороги, ведущей в п. Шестиозерье Няндомского района на 2 км от г. Няндома обнаружено 5 мусорных свалок в объеме около 15 м.куб., на 6 км от г. Няндома в карьере обнаружено 2 свалки в объеме около 6-8 м.куб. При проведении осмотра установлены нарушения п.7 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», согласно которому запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, что подтверждается справкой №447 от 28 сентября 2011 года с прилагаемыми к ней копиями фотографий обнаруженных свалок (л.д. 8-14).

Как следует из материалов дела, Няндомским лесничеством по требованию прокуратуры Няндомского района была проведена проверка наличия несанкционированных свалок, расположенных в лесном фонде в границах МО «Няндомское», в ходе которой были обнаружены свалки вдоль автодороги «Няндома – Коноша»: на 1 км квартал 103 выдел 18, на 3 км квартал 94 выдел 37, на 6 км квартал 103 выдел 34, на 8 км квартал 117 выдел 65, на 10 км квартал 126 выдел 45, вдоль автодороги «Няндома – Шестиозерье»: на 8 км квартал 30 выделы 46, 48, 49 (карьер), на 8 км квартал 52 выдел 3, что подтверждается справкой заместителя руководителя Няндомского лесничества /Б.Н./ №723 от 19 октября 2011 года, справкой руководителя Няндомского лесничества /С.А./ №797 от 17 ноября 2011 года (л.д. 16, 65).

В соответствии с подп.18 п.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно п.19 ст.7 Устава МО «Няндомское» к вопросам местного значения Няндомского городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст.12, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 года № 2 к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Суд приходит к выводу, что бездействие со стороны администрации муниципального образования «Няндомское» нашло свое подтверждение в судебном заседании. Доказательств того, что заинтересованным лицом были приняты меры для исполнения вышеуказанных полномочий в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории Няндомского городского поселения до обращения прокурора в суд не представлено.

Согласно ст.42 Закона Архангельской области «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» от 23 сентября 2004 года №258-внеоч.-ОЗ (ред. от 07 июля 2011 года) в границы муниципального образования «Няндомское» входят территории города Няндомы, поселков Великая Речка, Лещево, Мирный, Солюга, Шестиозерский, деревень Андреевская, Бережная, Дом отдыха Озерки, Конда, Кузьминская, Сафонова Гора, Сидорова Гора, Шултус, Яковлевская, железнодорожных станций Бурачиха, Зеленый, Полоха, и железнодорожного разъезда Зарученье.

Таким образом, в границы Няндомского городского поселения входят г. Няндома, п. Шестиозерский, ст. Зеленый.

С учетом имеющихся в материалах дела картографических данных, пояснений помощника прокурора Няндомского района Шадрина Р.А., представителя заинтересованного лица Роспотребнадзора /Ч.А./, представителя заинтересованного лица Няндомского лесничества /Р.И./, суд приходит к выводу, что 11 мусорных свалок, обнаруженных в кварталах 30, 52, 103, 94, 117, 126 Няндомского участкового лесничества, расположены на территории Няндомского городского поселения, что также подтверждается справками руководителя Няндомского лесничества №797 от 17 ноября 2011 года, №709 от 13 октября 2011 года, заместителя руководителя Няндомского лесничества №723 от 19 октября 2011 года (л.д. 15, 16, 65, 84).

Суд не принимает во внимание довод представителя заинтересованного лица администрации МО «Няндомское» о том, что в соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «О содержании территорий населенных мест» (далее – СанПиН 42-128-4690-88) объектами очистки являются территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха, в связи с чем у администрации нет обязанности по уборке мусора с территории лесного фонда, поскольку положения СанПиН 42-128-4690-88 касаются соблюдения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.

Кроме того, как следует из письма заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства от 28 октября 2010 года №ВЧ-09-54/7645 «О полномочиях по уборке отходов с земель лесного фонда» полномочия по сбору, вывозу, переработке и утилизации отходов производства и потребления возложены на органы местного самоуправления и распространяются нас всю закрепленную за ними территорию, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, и не ограничивается территорией проживания населения (л.д. 83).

В соответствии с информацией, предоставленной руководителем Няндомского лесничества /С.А./ от 13 октября 2011 года №709, автомобильная дорога областного значения «Няндома – Коноша» в пределах земель МО «Няндомский муниципальный район» и автомобильная дорога «Няндома – Шестиозерский» входит в состав земель поселения МО «Няндомское» (л.д. 15).

Суд не принимает во внимание довод представителя заинтересованного лица администрации МО «Няндомское» /Б.А./ о том, что лесной фонд, в котором были обнаружены несанкционированные свалки, не входит в границы Няндомского городского поселения, поскольку это опровергается исследованными в судебном заседании материалами дела. Кроме того, в соответствии со ст.56 ГПК РФ администрацией МО «Няндомское» не представлено доказательств обратного.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 15.10.2008 № 32-ВПР08-13, обязание исполнительного органа муниципального образования исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением и требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

При таких обстоятельствах суд полагает удовлетворить заявление исполняющего обязанности прокурора Няндомского района Архангельской области, в защиту неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации муниципального образования «Няндомское», в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения, незаконным и возложении обязанности надлежащим образом организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление исполняющего обязанности прокурора Няндомского района Архангельской области, в защиту неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации муниципального образования «Няндомское», в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения, незаконным и возложении обязанности надлежащим образом организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Няндомское» в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения.

Обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения, в части уборки 11 мусорных свалок, расположенных на 8 км автодороги «Няндома – Шестиозерский» от г. Няндома, в 80 и к северо-востоку от обочины автодороги, в квартале 30, выдел 46, 48, 49 (около карьера), квартале 52 выдел 3, где находится 6 мусорных свалок бытовых отходов и мусора; на 1 км автодороги «Няндома – Коноша» от г. Няндома, в 25 м к юго-западу от обочины автодороги, квартал 103 выдел 18, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора; на 3 км автодороги «Няндома – Коноша» от г. Няндома, в 50 м к юго-западу от обочины автодороги, квартал 94 выдел 37, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора; на 6 км автодороги «Няндома – Коноша» от г. Няндома, в 60 м к юго-западу от обочины автодороги, квартал 103, выдел 34, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора; на 8 км автодороги «Няндома – Коноша» от г. Няндома, в 50 м к юго-западу от обочины автодороги, квартал 117 выдел 65, где находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора; на 10 км автодороги «Няндома – Коноша» от г. Няндома, в 30 м к юго-западу от обочины автодороги, квартал 126 выдел 45, де находится 1 мусорная свалка бытовых отходов и мусора, в срок до 01 января 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Няндомский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 23 ноября 2011 года.

Судья Е.Н. Воропаев