Решение о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства по организации содержания имущества многоквартирного жилого дома



К О П И Я

Дело № 2-384/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Няндома 16 мая 2012 года

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Томашевской Г.Е.,

при секретаре ФИО2,

с участием прокурора <адрес> ФИО3,

представителя ответчика администрации МО «<данные изъяты>» ФИО4,

представителя ответчика МП «ЭС» МО «<данные изъяты>» ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты>», муниципальному предприятию «<данные изъяты>» муниципального образования «<данные изъяты>» о возложении обязанности по организации и устранению нарушений законодательства в части содержания имущества многоквартирного жилого дома,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с иском к администрации МО «<данные изъяты>» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства по организации содержания имущества многоквартирного жилого дома.

В обоснование иска указал, что в ходе совместной проверки прокуратуры <адрес>, ОНД <адрес> Министерства РФ по ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, ТО в <адрес> и <адрес> Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, МП «ЭС» МО «<данные изъяты>» по соблюдению ответчиком законности при организации содержания муниципального жилищного фонда на территории Няндомского городского поселения были выявлены нарушения действующего законодательства при эксплуатации многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> <адрес> в части организации пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований, что создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Просил обязать администрацию МО «<данные изъяты>» организовать устранение нарушений законодательства при организации содержания имущества многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> <адрес> в сфере пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований.

На основании определения Няндомского районного суда <адрес> от
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика было привлечено муниципальное предприятие «<данные изъяты>» муниципального образования «<данные изъяты>» (далее МП «ЭС» МО «<данные изъяты>»), прокурором просил обязать данного ответчика устранить нарушения законодательства при организации содержания имущества многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> в сфере пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований.

В судебном заседании прокурор <адрес> ФИО3 требования искового заявления в части возложения на администрацию МО «<данные изъяты>» обязанностей по организации устранения нарушений противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства при организации содержания имущества многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> и возложения на МП «ЭС» МО «<данные изъяты>» обязанностей устранить выявленные нарушения поддержал. В связи с добровольным удовлетворением ответчиками части заявленных требований уточнил требуемый перечень работ, просил обязать администрацию МО «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать устранение нарушений законодательства при содержании указанного многоквартирного дома, а именно организовать работы по устранению неисправности вентиляционной системы на кухне <данные изъяты> этажей в подъезде ; установке радиаторных батарей отопления на лестничных площадках подъездов ; восстановлению целостности потолочного покрытия в общих коридорах и на лестничных площадках этажей подъездов ; восстановлению целостности стен в общих коридорах и на лестничных площадках подъездов ; установке колпаков (рассеивателей) на светильниках в общих коридорах и на лестничных площадках подъездов в соответствии с конструкцией светильников; приведению соединительных коробок, расположенных в общем коридоре у квартир в подъезде , квартир в подъезде в соответствии с п. 2.1.27 Правил устройства электроустановок (ПУЭ) - шестое издание, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05 октября 1979 года; выполнению на лестничных площадках в подъездах в технологических люках шахт кабельных стояков соединения токоведущих жил в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ; закрытию на замок двери в подвальное (техническое) помещение в подъезде ; установке двери в подвальное (техническое) помещение в подъезде в соответствии с п. 44 ППБ 01-03, а ответчика МП «ЭС» МО «<данные изъяты>» обязать в указанный срок произвести указанные работы. Изложенные в исковом заявлении доводы прокурор поддержал, дополнительно суду пояснил, что указанные в иске работы, которые необходимо выполнить, относятся к текущему ремонту, в связи с чем их исполнителем является МП «ЭС» МО «<данные изъяты>», администрация МО «<данные изъяты>» является организатором проведения поименованных в иске работ.

Представитель ответчика администрации МО «<данные изъяты>» ФИО4 в судебном заседании иск не признал, пояснив, что изложенные прокурором нарушения в содержании многоквартирного дома действительно имеют место. Считает, что администрация МО «<данные изъяты>» является ненадлежащим ответчиком, так как работы по текущему ремонту должна проводить управляющая компания самостоятельно за счет средств квартиросъемщиков. На администрации лежит обязанность по управлению компаниями. С частью нанимателей жилых помещений заключены договора социального найма, круг проживающих в доме лиц им не известен.

Представитель ответчика МП «ЭС» МО «<данные изъяты>» ФИО5 иск также не признал. Суду пояснил, что изложенные прокурором нарушения действительно имеют место, дом длительное время не ремонтировался, электропроводка, стены, потолки, инженерные сети находятся в неудовлетворительном состоянии. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<данные изъяты>» и МП «ЭС» МО «<данные изъяты>» был заключён договор управления многоквартирным домом по <адрес>, в соответствии с которым предприятие взяло на себя обязательства по управлению многоквартирным домом и его содержанию. Средств, собираемых с жильцов дома, на осуществление ремонта не хватает, при этом обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома возложена на собственника, то есть на МО «<данные изъяты>». Полагает, что в доме необходимо проводить капитальный ремонт, который должен оплачивать собственник, в связи с чем просил в удовлетворении исковых требований к МП «ЭС» МО «<данные изъяты>» отказать.

Представитель третьего лица ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> ФИО6, извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила суду отзыв, в котором с требованиями и доводами прокурора согласилась полностью, считает иск законным и обоснованным.

Представитель третьего лица ОНД <адрес> ФИО7, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Изучив требовании и доводы искового заявления, выслушав пояснения прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, нахожу иск законным и обоснованным в силу следующего.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

Под неопределенным кругом лиц, в защиту которых вправе обратиться прокурор понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

В данном случае индивидуализировать, то есть четко определить, лиц, права которых нарушены или будут нарушены в результате несоблюдения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований невозможно.

Частью первой статьи 45 ГПК РФ установлено, что прокурор также вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в случае нарушения прав последнего в области охраны здоровья, обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

В силу вышеприведенных положений закона прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о устранении нарушений законодательства в части содержания имущества многоквартирного жилого дома в сфере пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. К числу признаваемых в Российской Федерации и защищаемых Конституцией Российской Федерации прав и свобод относятся, прежде всего, право на жизнь (статья 20, часть 1), как основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, и право на охрану здоровья (статья 41, часть 1), которое также является высшим для человека благом, без которого могут утратить значение многие другие блага.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

На основании ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе совместной проверки прокуратуры <адрес>, ОНД <адрес> Министерства РФ по ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, ТО в <адрес> Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, МП «ЭС» МО «<данные изъяты>» были выявлены нарушения действующего законодательства при эксплуатации многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> в части организации пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований, что создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц. К настоящему времени ряд выявленных в ходе проверки нарушений ответчиком устранена, поименованные в иске работы с учетом уточнения исковых требований прокурора до настоящего времени ответчиком не произведены.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, исследованными судом, в том числе заявлениями жильцов (л.д. 8-11), актами проверки (л.д. 12-14), ответчиками не оспариваются.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, … на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Частью 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

На основании ч. 4 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 указанной статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Из представленных суду документов, в частности ведомости проживающих, списка муниципальных жилых помещений в многоквартирных домах следует, что собственником превалирующего большинства жилых помещений в <адрес> (за исключением 1 жилого помещения) является администрация МО «<данные изъяты>» (л.д. 16, 57), что ответчиками не оспаривается.

Статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, помимо прочего, отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п.п. 3, 6, 9, 10 статьи 7 Устава администрации МО «<данные изъяты>», принятого решением муниципального Совета МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные обязанности также отнесены к полномочиям органа местного самоуправления.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по проведению организационных мероприятий с целью недопущения (устранения) нарушений законодательства в части содержания имущества многоквартирных жилых домов муниципального жилого фонда в части организации пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований возложена на орган местного самоуправления.

Таким образом, иск прокурора о возложении на администрацию МО «Няндомкое» обязанностей по организации устранения нарушений противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства при организации содержания имущества многоквартирного жилого <адрес> подлежит удовлетворению.

Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, согласно которым поименованные в иске работы относятся к текущему ремонту.

На основании ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией.

В соответствии со ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Распоряжением главы администрации МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ р функция по управлению многоквартирным жилым домом по <адрес> возложена на управляющую компанию МП «ЭС» МО «<данные изъяты>» (л.д. 18).

На основании ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, помимо прочего, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Таким образом, обязанность по проведению текущего ремонта многоквартирного жилого дома при выборе собственниками жилых помещений способа управления управляющей компанией возложена непосредственно на данную организацию. Отсутствие денежных средств, в том числе по причине невнесения нанимателями оплаты за коммунальные услуги, не освобождает управляющую компанию от возложенных на нее законом и принятых в согласно заключенному договору обязательств и не исключает право такой организации на защиту своих прав установленными законом способами.

При изложенных обстоятельствах суд находит требования прокурора к МП «ЭС» МО «<данные изъяты>» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства при организации содержания имущества многоквартирного жилого дома в сфере пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований законными и обоснованными, а иск в данной части подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу вышеуказанной нормы закона с МП «ЭС» МО «<данные изъяты>» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать администрации муниципального образования «<данные изъяты>» в срок до
ДД.ММ.ГГГГ организовать устранение нарушений законодательства в части содержания имущества многоквартирного жилого <адрес>

- устранения неисправности вентиляционной системы на кухне этажей в подъезде ;

- установки радиаторных батарей отопления на лестничных площадках подъездов

- восстановления целостности потолочного покрытия в общих коридорах и на лестничных площадках этажей подъездов

- восстановления целостности стен в общих коридорах и на лестничных площадках подъездов

- установки колпаков (рассеивателей) на светильниках в общих коридорах и на лестничных площадках подъездов в соответствии с конструкцией светильников;

- приведению соединительных коробок, расположенных в общем коридоре у квартир в подъезде , квартир в подъезде в соответствии с п. 2.1.27 Правил устройства электроустановок (ПУЭ) - шестое издание, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05 октября 1979 года;

- выполнению на лестничных площадках в подъездах в технологических люках шахт кабельных стояков соединения токоведущих жил в соответствии с п. 2.1.21 ПУЭ;

- закрытию на замок двери в подвальное (техническое) помещение в подъезде ;

- установки двери в подвальное (техническое) помещение в подъезде в соответствии с п. 44 ППБ 01-03.

Обязать муниципальное предприятие «<данные изъяты>» муниципального образования «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства в части содержания имущества многоквартирного жилого <адрес>:

- устранить неисправности вентиляционной системы на кухне этажей в подъезде ;

- установить радиаторные батареи отопления на лестничных площадках подъездов

- восстановить целостность потолочного покрытия в общих коридорах и на лестничных площадках этажей подъездов

- восстановить целостность стен в общих коридорах и на лестничных площадках подъездов

- установить колпаки (рассеиватели) на светильниках в общих коридорах и на лестничных площадках подъездов в соответствии с конструкцией светильников;

- привести соединительные коробки, расположенных в общем коридоре у квартир в подъезде , квартир в подъезде в соответствии с п. 2.1.27 Правил устройства электроустановок (ПУЭ) - шестое издание, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05 октября 1979 года;

- выполнить на лестничных площадках в подъездах в технологических люках шахт кабельных стояков соединения токоведущих жил в соответствии с п. 2.1.21 ПУЭ;

- закрыть на замок двери в подвальное (техническое) помещение в подъезде ;

- установить двери в подвальное (техническое) помещение в подъезде в соответствии с п. 44 ППБ 01-03.

Взыскать с муниципального предприятия «<данные изъяты>» муниципального образования «<данные изъяты>» в доход бюджета муниципального образования «<данные изъяты>» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 21 мая 2012 года.

Председательствующий подпись

Копия верна.

Председатель

Няндомского районного суда Г.Е. Томашевская