Дело № 2-577/2012 копия РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации город Няндома 05 июля 2012 года Няндомский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Макарова М.В., с участием помощника прокурора Няндомского района ФИО1, представителя заинтересованного лица - администрации муниципального образования «<данные изъяты>» ФИО3, представителя заинтересованного лица – администрации муниципального образования «<данные изъяты>» ФИО4, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты>» в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории <адрес> незаконным, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Няндомского района обратился в Няндомский районный суд Архангельской области с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты>» (далее - администрация МО «<данные изъяты>») в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории <адрес> незаконным. В обоснование заявления указал, что прокуратурой Няндомского района совместно с территориальным отделом Роспотребнадзора в Каргопольском и Няндомском районах проведена проверка соблюдения администрацией МО «Няндомский муниципальный район» законности при решении вопросов местного значения. В ходе проверки выявлены нарушения норм действующего федерального законодательства, регламентирующие вопросы организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории района. Так, по результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ обследования полигона промышленных и бытовых отходов, расположенного по адресу: <адрес>, выявлены нарушения «СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: - п. 2.3, п. 5.1 на полигоне не обеспечен технологический цикл по изоляции отходов, отсутствует контроль за распределением отходов в работающей части полигона; - п. 5.6 прилегающие к подъездной дороге на полигон земли загрязнены бытовыми отходами, на хозяйственно-бытовой территории мусорные свалки, на подъездной дороге на полигон образовались колеи, заполненные жидкой грязью; - п. 5.7 на полигоне не принимаются меры по недопустимости самовозгорания твердых бытовых отходов. В прокуратуру района поступают многочисленные заявления населения, должностных лиц по поводу отсутствия вывоза бытовых и промышленных отходов с территории <адрес>, вследствие невозможности размещения их на свалке, а также вследствие возникновения спора между хозяйствующими субъектами, обеспечивающими с одной стороны размещение отходов на свалке, а с другой стороны, осуществляющими сбор и вывоз отходов с территории города. В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Заключенный администрацией МО «Няндомский муниципальный район» с ООО «<данные изъяты>» договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № для размещения полигона промышленных и бытовых отходов, не свидетельствует о надлежащем выполнении полномочий в данной сфере. Таким образом, администрацией муниципального образования «<данные изъяты>» надлежащим образом не выполняются полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, что влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией РФ. Просит признать бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты>» в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории <адрес> незаконным и обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в <адрес> в соответствии с требованиями СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: организовать на полигоне обеспечение технологического цикла по изоляции отходов; организовать контроль за распределением отходов в работающей части полигона; организовать очистку прилегающих к подъездной дороге на полигон земель от бытовых отходов, хозяйственно-бытовой территории от мусорных свалок; организовать устранение на подъездной дороге на полигон колей, заполненных жидкой грязью; организовать на полигоне осуществление мер по недопустимости самовозгорания твердых бытовых отходов. Определением Няндомского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования «<данные изъяты>» (далее - администрация МО «<данные изъяты>»). В судебном заседании помощник прокурора Няндомского района ФИО1 доводы и требования заявления поддержал в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что в настоящее время нарушения не устранены. В прокуратуру постоянно поступают жалобы о невозможности вывоза и утилизации бытовых отходов. Представитель заинтересованного лица – администрации МО «<данные изъяты>» ФИО3 доводы отзыва на заявление подержала. Считает что, администрация района надлежащим образом организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов. ООО «<данные изъяты>» допустило нарушение утилизации и переработка бытовых и промышленных отходов. ООО «<данные изъяты>» является единственным юридическим лицом, осуществляющим утилизацию и переработку твердых бытовых и промышленных отходов. С ними заключен договор аренды земельного участка под полигон, где происходит утилизация и переработка. Она согласна с тем, что в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка, выявлены нарушения. В связи с этими нарушениями была затруднена вывозка мусора с территории <адрес>. В настоящее время часть нарушений устранена. Планируется, что к концу ДД.ММ.ГГГГ года будут устранены препятствия для проезда на территорию свалки. Доказательств того, что часть выявленных нарушений устранена, у нее не имеется. В настоящее время проблемы с доступностью вывоза мусора на городскую свалку, а именно полигон, имеются. Просит в удовлетворении заявления прокурора отказать. Представитель заинтересованного лица - администрации МО «<данные изъяты>» ФИО4 в судебном заседании с доводами и требованиями заявления согласился, считает требования подлежащими удовлетворению. Считает, что администрация района ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по организации утилизации и переработке отходов. Выделить второй полигон для размещения отходов администрация отказалась, что подтверждается ее ответом на обращение администрации МО «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ года. Фактически имеется возможность разместить второй полигон на участке, к которому имеются подъездные пути. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами. Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если решениями, действиями (бездействиями) органа местного самоуправления нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, права которых нарушены, когда персонифицировать их как до начала судебного разбирательства, так и после окончания, привлечь в процесс в качестве сторон, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела не представляется возможным. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по требованию прокуратуры Няндомского района № от ДД.ММ.ГГГГ специалистом–экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Каргопольском и Няндомском районах ФИО5 совместно с генеральным директором ООО «<данные изъяты>» ФИО6 проведено обследование полигона промышленных и бытовых отходов, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно справке специалиста–эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Каргопольском и Няндомском районах ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7) в момент проверки выявлены нарушения «СП 2.1.7.1038-01. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», а именно: п. 2.3, п. 5.1 на полигоне не обеспечен технологический цикл по изоляции отходов, отсутствует контроль за распределением отходов в работающей части полигона; п. 5.6 прилегающие земли к подъездной дороге на полигон загрязнены, на хозяйственно-бытовой территории мусорные свалки, неудовлетворительное состояние дороги (на проезде образовались колеи, заполненные жидкой грязью); п. 5.7 на полигоне не принимаются меры по недопустимости самовозгорания твердых бытовых отходов. В момент проверки зафиксировано задымление на свалке в двух местах. Из акта осмотра территории городской свалки, включая проезд по территории городской свалки от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в ходе выездной проверки состояния территории городской свалки, включая проезд по территории городской свалки выявлено следующие: нет проезда от шлагбаума до карт складирования мусора, ввиду того, что на проезде образовались колеи, заполненные жидкой грязью. Глубина колеи достигает 60-80 см. Вдоль всей дороги после шлагбаума с левой и с правой стороны навален бытовой мусор. Проезд на городскую свалку невозможен, что подтверждается приложенной к нему фототаблицей (л.д. 9-11). Аналогичные факты изложены в акте осмотра территории городской свалки, включая проезд по территории городской свалки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. 2.3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года № 16 «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила») (далее - СП 2.1.7.1038-01) организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов. Пунктом 5.1 СП 2.1.7.1038-01 предусмотрено, что складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре +5 град. C - не позднее трех суток со времени складирования ТБО. Согласно п.п. 5.6, 5.7 СП 2.1.7.1038-01 один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона. На территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО. Как следует из постановления главы администрации муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 16), ООО «<данные изъяты>» предоставлен в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенный: <адрес>. <адрес>, для размещения полигона промышленных и бытовых отходов, сроком на пять лет. Постановлением администрации муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № в пункте 1 вышеуказанного постановления слова «<адрес>» заменены словами «<адрес>» (л.д. 19). Согласно договора аренды № находящегося в государственной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения о внесении изменений в данный договор от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным образованием «<данные изъяты>» через комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «<данные изъяты>» обществу с ограниченной ответственностью «Ликвидатор» предоставлен в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенный: <адрес>. <данные изъяты> лесхоза, для размещения полигона промышленных и бытовых отходов, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17, 20). В силу подп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района. В соответствии со ст. 36 Устава МО «<данные изъяты>» имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, входит в состав муниципального имущества. Согласно п. 14 ст. 9 Устава МО «<данные изъяты>» к вопросам местного значения Няндомского района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 года № 2 к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Суд приходит к выводу, что бездействие со стороны администрации муниципального образования «<данные изъяты>» в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории <адрес> нашло свое подтверждение в судебном заседании. Доводы представителя заинтересованного лица - администрации МО «<данные изъяты>» ФИО3 о том, что администрацией Няндомского района проведена работа по организации создания условий переработки отходов, а именно: решением двадцать третьей сессии Собрания депутатов четвертого созыва МО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение о порядке утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей природной среды на территории МО «<данные изъяты>»; сформирован земельный участок под размещение полигона бытовых отходов, который был предоставлен в аренду ООО «<данные изъяты>», в связи с чем считают, что требования прокурора Няндомского района не обоснованы, поскольку указанные в исковом заявлении нарушения допущены юридическим лицом ООО «<данные изъяты>», суд признает несостоятельными, поскольку согласно действующего законодательства обязанность по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района. Доказательств того, что заинтересованным лицом были приняты меры для исполнения вышеуказанных полномочий в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории <адрес> до обращения прокурора в суд не представлено. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 15.10.2008 № 32-ВПР08-13, обязание исполнительного органа муниципального образования исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением и требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. При таких обстоятельствах суд полагает удовлетворить заявление прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории <адрес> незаконным. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты>» в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории <адрес> незаконным, удовлетворить. Признать бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты>» в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории <адрес> незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в <адрес> в соответствии с требованиями СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16, а именно: -организовать на полигоне обеспечение технологического цикла по изоляции отходов; - организовать контроль за распределением отходов в работающей части полигона; - организовать очистку прилегающих к подъездной дороге на полигон земель от бытовых отходов, хозяйственно-бытовой территории от мусорных свалок; - организовать устранение на подъездной дороге на полигон колей, заполненных жидкой грязью; - организовать на полигоне осуществление мер по недопустимости самовозгорания твердых бытовых отходов. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 10 июля 2012 года. Председательствующий (подпись) Копия верна: Судья М.В. Макаров