Дело № 2-7/2012 копия РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации город Няндома 25 января 2012 года Няндомский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Макарова М.В., при секретаре ФИО1, с участием старшего помощника прокурора Няндомского района Архангельской области ФИО2, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомское», обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства, УСТАНОВИЛ: Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства. В обоснование исковых требований указал, что Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением экологических прав граждан выявлены нарушения природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МО «Няндомское». Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В ходе проверки установлено, что МО «Няндомское» обеспечивает население, проживающее на территории муниципального образования, питьевой водой при помощи следующих источников водоснабжения: скважину №, расположенную в <адрес> в 40 метрах южнее <адрес>; скважину №, расположенную в <адрес>; скважину №, расположенную в <адрес>; скважину №, расположенную в <адрес>; скважину №, расположенную в <адрес>. Скважины эксплуатируются ООО «<данные изъяты>». В соответствии с п. 10 ст. 1 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) водоснабжение - подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах. Под использованием водного объекта понимается его использование различными способами для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц - п. 14 ст. 1 ВК РФ. В соответствии со ст. 37 ВК РФ водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим кодексом целей. В силу ч.ч. 1, 2 ст. 43 ВК РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны, источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1990 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях; в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 введены в действие Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения. В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее - СанПиН-2.1.4.1110-02) для всех водозаборных сооружений должны быть разработаны проекты ЗСО, организованы зоны санитарной охраны. Согласно п.1.4 СанПиН, ЗСО организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. В соответствии с п.п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН утверждению зон санитарной охраны должна предшествовать разработка их проекта. В соответствии с п. 3.2.1.1, п. 3.2.1.2, п. 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО поверхностного источника водоснабжения должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса. В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе. В соответствии со ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительным органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральным законами. В силу ст. 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействие вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водным объектами, порядка расчета и взимания этой платы. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российское Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. На момент проверки проект зоны санитарной охраны источников питьевого снабжения населения муниципального образования – скважин, расположенных в <адрес>; № в <адрес>, № <адрес> № на <адрес>; № в <адрес>) - отсутствует, благоустройство территории в границах первого пояса ЗСО проведено частично, что является нарушением требований ст.ст. 27, 43, 55 ВК РФ, ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 1.6, 1.12, 1.13, 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-2 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». В настоящее время деятельность по водоснабжению населения осуществляется без разработанного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данного источника. Выявленные нарушения создают угрозу загрязнения и засорения водных объектов и, как следствие, влекут угрозу жизни и здоровью жителей <адрес> и лиц, находящихся там на отдыхе, создают опасность причинения вреда окружающей среде, приводят к нарушению конституционных прав граждан. Осуществление ответчиком деятельности по водоснабжению в отсутствие зоны санитарной охраны является нарушением вышеуказанных норм, а, следовательно, нарушением прав и законных интересов граждан неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила удержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88), для рационального сбора, быстрого удаления, надежного обезвреживания и экономически целесообразной утилизации бытовых отходов муниципальным образованием разрабатывается Генеральная схема очистки населенного пункта, утвержденная решением Исполкома местного Совета народных депутатов. На момент проверки Генеральная схема очистки населенных пунктов муниципального образования, утвержденная представительным органом местной власти, отсутствует. Несоблюдение указанных экологических требований может привести к рушению прав неопределенного круга лиц. Просит обязать администрацию МО «Няндомское» <адрес> устранить выявленные нарушения, а именно: разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования - скважин, расположенных в <адрес>: № в <адрес>; № в <адрес>, № в <адрес>; № на <адрес>; № <адрес> - согласно п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до 01.11.2012 года; благоустроить территории первого пояса ЗСО вышеуказанных источников питьевого водоснабжения населения муниципального образования (ограждение территории забором, планировка для отвода поверхностного стока за пределы первого пояса ЗСО), в соответствии с пунктами 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до 01.11.2012 года; разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до 01.11.2012 года. Определением Няндомского районного суда от 20 декабря 2011 года в качестве соответчика по делу было привлечено общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>». В судебном заседании старший помощник прокурора Няндомского района ФИО2 уточнила место нахождения скважины № - в <адрес>, также уточнила исковые требования части благоустройства территории ЗСО, просит обязать администрацию МО «Няндомское» благоустроить территории первого пояса ЗСО - скважин, расположенных в <адрес>: № в <адрес>; № <адрес>, № в <адрес>; № на <адрес>; № в <адрес>, в соответствии с разработанным и утвержденным проектом зоны санитарной охраны указанных источников водоснабжения муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части исковые требования к администрации МО «Няндомское» поддержала в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что исковые требования к ООО «<данные изъяты>» не заявляют, поручения от природоохранного прокурора об изменении требований не имеется. Требования к администрации МО «Няндомское» заявлены как к собственнику объектов водоснабжения и как к органу местного самоуправления, обязанному исполнять обязанность по очистке населенных пунктов. Пункт 22 Концессионного соглашения не возлагает на ООО «<данные изъяты>» нести обязанности, указанные в исковых требованиях. Представитель ответчика администрации МО «Няндомское» ФИО3 в судебном заседании исковые требования признал полностью, суду пояснил, что перечисленные в иске скважины находятся в муниципальной собственности. Их эксплуатирует ООО «<данные изъяты>» на основании Концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Проекты ЗСО скважин не разработаны и не утверждены. Уточнил, что скважина № расположена в пятидесяти метрах восточнее <адрес>. В Концессионном соглашении адрес указан ошибочно, так как <адрес> не существует. Вопросы благоустройства должны быть выполнены в соответствии с проектом ЗСО. В настоящий момент проекты ЗСО отсутствуют, в связи с этим благоустройство скважин выполнить невозможно. Генеральная схема очистки населенных пунктов муниципального образования не разработана. Требования, заявленные в иске, исполнимы. Также ФИО3 представил заявление, в котором исковые требования, уточненные в ходе судебного заседания, признал в полном объеме, указал, что последствия признания иска, предусмотренные ст. 173, ч.4 ст.198 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны. Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>», извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявлений и ходатайств суду не представил. Представитель третьего лица территориального отдела в <адрес> Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ФИО4 в судебное заседание не явилась, предоставила отзыв, согласно которого просит рассмотреть дело в их отсутствие, доводы и требования, изложенные в иске, поддерживают, считают иск законным и обоснованным, просят иск удовлетворить. Суд счел возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело при имеющейся явке. Изучив доводы искового заявления, выслушав пояснения старшего помощника прокурора Няндомского района ФИО5, представителя ответчика ФИО3, исследовав письменные материалы дела, суд полагает иск прокурора Няндомского района Архангельской области к администрации МО «Няндомское» удовлетворить. Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика ФИО3 исковые требования, уточненные в ходе судебного заседания, по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства признал в полном объеме, последствия признания иска ему понятны, о чем имеется указание в данном заявлении. Суд принимает признание иска представителем ответчика ФИО3, так как оно не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. В соответствии со ст. 173 ч. 3 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований к администрации МО «Няндомское», при этом суд на основании ст. 198 ч. 4 ГПК РФ не мотивирует решение. В связи с тем, что истцом требований к ответчику ООО «<данные изъяты>» не предъявлялось, суд полагает в удовлетворении иска к ООО «<данные изъяты>» отказать. Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Иск Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» устранить выявленные нарушения, а именно: 1. Разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования - скважин, расположенных в <адрес>: № в <адрес>; № в <адрес>, № в <адрес>; № на <адрес>; № в <адрес> - согласно п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до 01 ноября 2012 года; 2. Благоустроить территории первого пояса ЗСО - скважин, расположенных в <адрес>: № в <адрес>; № в <адрес>, № в <адрес>; № на <адрес>; № в <адрес>, в соответствии с разработанным и утвержденным проектом зоны санитарной охраны указанных источников водоснабжения муниципального образования в срок до 01 ноября 2012 года. 3. Разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до 01 ноября 2012 года. В удовлетворении иска Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья подпись Копия верна: Судья М.В. Макаров