Дело №2 –405/2012 Именем Российской Федерации город Няндома 18 мая 2012 года Няндомский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Епишина В.А., при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску органа опеки и попечительства администрации муниципального образования «<данные изъяты>» в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, УСТАНОВИЛ: Орган опеки и попечительства администрации муниципального образования «<данные изъяты>» (далее – орган опеки и попечительства) в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» (далее – администрация МО «<данные изъяты>») о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. Требования искового заявления обосновал тем, что ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что одинокая мать – ФИО6 решением Няндомского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находился под попечительством бабушки ФИО7, с ДД.ММ.ГГГГ помещен под надзор ГАОУ СПО «<данные изъяты>», где находится на полном государственном обеспечении. ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является воспитанником ГБОУ АО «<данные изъяты>» и находится на полном государственном обеспечении. За ФИО17 закреплено право на жилое помещение по адресу: <адрес>, которое представляет собой однокомнатную неблагоустроенную квартиру, общей площадью 24 кв.м. Орган опеки и попечительства неоднократно направлял в администрацию МО «<данные изъяты>» ходатайства с просьбой провести обследование жилого помещения и принять меры к ФИО6 за ненадлежащее содержание жилого помещения, однако мер не принято. Совместное проживание несовершеннолетних ФИО17 с матерью ФИО6 не возможно, так как она имеет склонность к злоупотреблению спиртными напитками. Орган опеки и попечительства считает, что жилое помещение закрепленное за несовершеннолетними не пригодно для проживания. Просит признать за несовершеннолетними ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на внеочередное предоставление жилого помещения. Обязать администрацию МО «<данные изъяты>» принять несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. В судебном заседании представитель истца органа опеки и попечительства ФИО8 доводы и требования искового заявления поддержала, в обоснование иска привела доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснила, что основанием для признания права за ФИО17 нга внеочередное предоставление жилого помещения и возложении обязанности на администрацию МО «<данные изъяты>» принять ФИО17 Истец ФИО3 уточненные исковые требования прокурора Няндомского района Архангельской области поддержала в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что в настоящее время она проживает в детском доме, у нее отсутствует жилое помещение, в котором она могла бы проживать. Просит иск удовлетворить. Представитель ответчика администрации МО «<данные изъяты>» ФИО9 исковые требования не признал. Полагал, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано, поскольку у администрации нет свободного жилого фонда, в связи с чем у истца отсутствуют законные основания для обеспечения жильем во внеочередном порядке. Представитель органа опеки и попечительства администрации МО «<данные изъяты>» ФИО8 с иском прокурора согласилась, считает его законным и обоснованным. Представитель третьего лица - Правительства Архангельской области ФИО10, извещенный о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду отзыв, согласно которому требования прокурора подлежат оценке с учетом конкретных обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Архангельской области. Представитель третьего лица - министерства образования науки и культуры Архангельской области ФИО11, извещенный о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду отзыв, согласно которому ФИО3 должна быть обеспечена жилой площадью в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей». Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства. В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных судом о времени и месте судебного заседания. Выслушав объяснения сторон, оценив доказательства в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, представленными доказательствами, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом в соответствии со статьей 114 ГПК РФ предлагалось сторонам представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, указывалось на последствия непредставления доказательств, а также разъяснялись положения статьи 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно статье 1 Жилищного кодекса РФ к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обуславливаемых им жилищных прав по своему усмотрению в своих интересах. В условиях экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы. Статья 40 (части 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную платы из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Как установлено судом, истец ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ в книге регистрации актов о рождении произведена запись №. Родителями истца являются: отец – ФИО12, мать – ФИО13 (л.д.8). Согласно решению Няндомского районного народного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12, ФИО13 лишены родительских прав в отношении ФИО3, и с них взысканы алименты с ФИО12 в размере 1/4 части заработка или иного дохода, с ФИО13 в размере 1/6 части заработка или иного дохода на содержание ФИО3 (л.д.10). ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца – ФИО12 (л.д.11). ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца – ФИО13 Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 направлена в группу с круглосуточным пребыванием детей <адрес> детского сада на полное гособеспечение. Этим же постановлением за истцом закреплено право на жилплощадь по адресу: <адрес> (л.д.15). Постановлением администрации МО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в пункте 2 постановления добавлено слово «<данные изъяты>» (л.д.16). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучалась в ФГОУ среднего профессионального образования «<данные изъяты>» Министерства здравоохранения и социального развития РФ (л.д.14) С июля 2011 года по настоящее время истец проживает в <адрес> детском доме. ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признана непригодной для проживания (л.д.17). Постановлением администрации МО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО3, относящейся к лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения. Этим же постановлением п.2 (о закреплении за ФИО3 жилого помещения) постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О направлении ФИО3 в группу с круглосуточным пребыванием детей <адрес> детского сада» признан утратившим силу (л.д.19). Из распоряжения администрации МО «<данные изъяты>» №р от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 принята на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения, как относящаяся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.45). Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, материалами дела, сторонами не оспариваются и сомнения у суда не вызывают, в связи с чем суд считает их установленными. Доводы представителя ответчика ФИО9 о том, что у истца отсутствуют законные основания для обеспечения жильем во внеочередном порядке, суд отвергает как не соответствующие материалам дела и закону. Так, пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 - ФЗ (в ред. от 17 декабря 2009 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон). В соответствии со ст.1 Закона лицами из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Архангельской области принят Закон от 05 июля 2001 года №49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», а также Закон от 20 сентября 2005 года №79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» (далее - Закон №79-5-ОЗ). В силу статьи 6.1 Закона №79-5-ОЗ на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа: не имевшие закрепленного жилого помещения на момент лишения родительского попечения; имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения, но впоследствии утратившие его (по причине сноса, переоборудования, признания в установленном порядке непригодным для проживания, передачи в собственность другим лицам и в других случаях); имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения при невозможности совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами в жилом помещении и при отсутствии возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывших родителей, иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Невозможность совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами устанавливается на основании заключения органа опеки и попечительства по результатам обследования жилого помещения. Учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации. Принятие на учет осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области. Жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области. Согласно ст.7 Закона №79-5-ОЗ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с решением десятой сессии Муниципального Совета МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении положения «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений по договорам социального найма» и установлении расчетных величин, используемых при признании граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений по договорам социального найма учетная норма площади жилого помещения для определения обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения установлена в размере 12 кв.метров. Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма установлена в размере 12 кв.метров. При таких обстоятельствах, поскольку истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании обучения в образовательном учреждении - ФГОУ среднего профессионального образования «<данные изъяты> экономический колледж-интернат» Министерства здравоохранения и социального развития РФ не была обеспечена жильем, суд с учетом требований части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ возлагает на ответчика обязанность по обеспечению истца вне очереди благоустроенным жилым помещением применительно к условиям <адрес> по договору социального найма, жилой площадью не ниже установленной социальной нормы – 12 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте <адрес> за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Материалами дела достоверно установлено, что истец через образовательное учреждение, в котором она обучалась ДД.ММ.ГГГГ обращалась в администрацию МО «<данные изъяты>» с заявлением об обеспечении жильем во внеочередном порядке, которое ответчиком оставлено без удовлетворения (л.д.14, 18, 21, 22). Доводы представителя ответчика ФИО9 о том, что в удовлетворении исковых требований истца должно быть отказано, поскольку у администрации МО «<данные изъяты>» отсутствует свободный жилищный фонд, суд считает несостоятельными, поскольку отсутствие свободного жилищного фонда, не освобождает ответчика от исполнения требований действующего законодательства. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов ФИО3 к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» предоставить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение применительно к условиям <адрес> по договору социального найма жилой площадью не ниже установленной социальной нормы – 12 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте <адрес>, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней через Няндомский районный суд Архангельской области. Мотивированное решение составлено 6 сентября 2011 года. Председательствующий подпись Копия верна Судья В.А. Епишин