Дело № 2-846/2012 копия РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Няндома 08 октября 2012 года Няндомский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Макарова М.В., с участием помощника прокурора Няндомского района ФИО3, при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак–проводников) к административному зданию администрации МО «<данные изъяты>», УСТАНОВИЛ: Прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» (далее - администрация МО «<данные изъяты>») о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак–проводников) к административному зданию администрации МО «<данные изъяты>». В обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов администрацией МО «<данные изъяты>». В ходе проверки установлено, в здании, расположенном по адресу: <адрес>, у входа в помещение административного здания администрации МО «<данные изъяты>», отсутствуют условия для беспрепятственного доступа инвалидов внутрь здания - вход в здание не размещен на уровне, ближайшем к поверхности земли, крыльцо не оборудовано пологими спусками (пандусами), отсутствует ограждение с поручнями. Просит обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак–проводников) к административному зданию администрации МО «<данные изъяты>», расположенному по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями п.п. 3.14, 3.17 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ прокурор Няндомского района Архангельской области ФИО2 предоставил заявление об уточнении исковых требований в части, согласно которого резолютивную часть искового заявления, изложил в следующей редакции: «Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак – проводников) к административному зданию администрации МО «<данные изъяты>», расположенному по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями п.п. 3.14, 3.17 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», путем оборудования входа в здание администрации МО «<данные изъяты>» пандусом с поручнем для беспрепятственного доступа инвалидов». В судебном заседании помощник прокурора Няндомского района ФИО3 доводы и требования искового заявления с учетом их уточнения поддержал в полном объеме, дополнительно суду пояснил, что нарушения до настоящего времени не устранены. Представитель ответчика ФИО4 в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором указал, что исковые требования поддерживает, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО «<данные изъяты>». Суд счел возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело при имеющейся явке. Выслушав помощника прокурора Няндомского района ФИО3, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В исковом заявлении прокурор Няндомского района обосновал обращение в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Граждане-инвалиды в силу своего состояния здоровья и беспомощности, а так же возраста являются социально незащищенной категорией граждан и не могут самостоятельно защищать свои права и интересы, в связи с этим прокурор обратился в защиту прав и законных интересов указанной категории граждан. Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, права которых нарушены, когда персонифицировать их как до начала судебного разбирательства, так и после окончания, привлечь в процесс в качестве сторон, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела не представляется возможным. Таким образом, суд полагает, что в данном случае круг лиц не определен, поскольку здание администрации МО «<данные изъяты>» является местом, свободным для посещения как для инвалидов, проживающих на территории <адрес> сельского поселения, так и для приезжих инвалидов являющихся как жителями Няндомского района, так и других районов Архангельской области, других регионов Российской Федерации. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами. В соответствии с положениями ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. На основании ст. 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации наряду с иными правами обеспечивается государственная поддержка инвалидов. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «<данные изъяты>» зарегистрирована в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером №. Административное здание администрации располагается по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются копиями свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серии 29 № и свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 29 № (л.д. 14). Исходя из п. 3 ст. 26 Устава муниципального образования «<данные изъяты>» администрация <адрес> сельского поселения в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения <адрес> сельского поселения, а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления <адрес> сельского поселения федеральными законами и законами Архангельской области. В этих целях администрация <адрес> сельского поселения исполняет в территории <адрес> сельского поселения Конституцию Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации и акты иных судов, Устав, законы и иные нормативные правовые акты Архангельской области (л.д. 15-32). Как следует из акта приема-передачи имущества муниципального образования «Няндомский муниципальный район» в собственность муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, в собственность администрации МО «<данные изъяты>» передано имущество согласно Приложения №. Здание администрации <адрес> сельсовета, находящееся по адресу: <адрес>, входит в перечень переданных объектов муниципальной собственности (л.д. 13). Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ в качестве одного из принципов градостроительной деятельности содержится принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Основные направления социальной защиты и социальной поддержки инвалидов изложены в Постановлении Правительства РФ от 17 марта 2011 года № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» (далее – Программа). Согласно положениям данной Программы для решения задачи по повышению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе, предусматривается реализация следующих мероприятий Программы: приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения; приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и прилегающих территорий. Согласно ст. 8 Закона Архангельской области от 29 ноября 2005 года № 119-7-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов в Архангельской области» органы государственной власти Архангельской области в пределах своих полномочий могут принимать целевые программы по социальной поддержке инвалидов, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции соответствующих федеральных органов государственной власти. Исходя из ст. 6 Закона Архангельской области от 29 ноября 2005 года № 119-7-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов в Архангельской области» объекты социальной инфраструктуры независимо от форм собственности оборудуются специальными средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов. Оборудование указанных объектов осуществляется за счет средств собственника. В Перечень объектов, расположенных на территории области, подлежащих обязательной реконструкции, обеспечивающей беспрепятственный доступ к ним инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), утвержденный Постановлением администрации Архангельской области от 28 ноября 1997 года № 434, в том числе включены административные здания и прилегающая к ним территория администраций муниципальных образований. Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73 приняты и введены в действие на территории Российской Федерации с 01 сентября 2001 года строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СНиП 35-01-2001), предназначенные для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. В силу п. п. 3.9, 3.14 СНиП 35-01-2001 открытые лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. В ходе проверки, проведенной помощником прокуратура Няндомского района ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что крыльцо здания администрации МО «<данные изъяты>» не оборудовано пологими спусками (пандусами), отсутствует ограждение с поручнями (л.д. 6). В связи с тем, что собственником нежилого помещения, в котором расположена администрация МО «<данные изъяты>», является муниципальное образование «<данные изъяты>», а в соответствии с ч. 2 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, то надлежащим ответчиком по данному делу является администрация муниципального образования «<данные изъяты>». Учитывая, что ответчиком меры по обеспечению прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры – к административному зданию администрации МО «<данные изъяты>» не предпринимаются, наличие технической возможности оборудовать соответствующие приспособления собственником нежилого помещения не оспаривается, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Няндомского района Архангельской области удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак – проводников) к административному зданию администрации муниципального образования «<данные изъяты>», расположенному по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями п.п. 3.14, 3.17 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», путем оборудования входа в здание администрации муниципального образования «<данные изъяты>» пандусом с поручнем для беспрепятственного доступа инвалидов, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.