г. Няндома 19 января 2012 г. Няндомский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Воропаева Е.Н., с участием помощника прокурора Няндомского района ФИО2, при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению заместителя прокурора Няндомского района, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о возложении обязанности привести наружное уличное освещение в соответствии с требованиями государственного стандарта, произвести паспортизацию автомобильных дорог местного значения, У С Т А Н О В И Л: Заместитель прокурора Няндомского района обратился в суд с исковым заявлением, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о возложении обязанности привести наружное уличное освещение в соответствии с требованиями государственного стандарта, произвести паспортизацию автомобильных дорог местного значения. В обоснование иска указал, что на балансе МО «<данные изъяты>» находится 152 автомобильные дороги общего пользования местного значения протяженностью 96,98 км, включающих в себя дороги населенных пунктов и подъездов к ним. Дороги расположены в границах МО «<данные изъяты>». Прокуратурой Няндомского района в ходе проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории МО «<данные изъяты>» выявлены нарушения, связанные с отсутствием паспортов на муниципальные дороги. Просит обязать администрацию МО «<данные изъяты>» произвести паспортизацию каждой из находящихся на балансе 152 автомобильных дорог общего пользования местного значения согласно приложению № к постановлению главы администрации МО «<данные изъяты>» от 17 марта 2008 года №25 «О принятии на баланс автомобильных дорог, подъездов к населенным пунктам и улиц, расположенных на территории МО «<данные изъяты>», в соответствии с Ведомственными строительными нормами (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании помощник прокурора Няндомского района Архангельской области ФИО2 доводы и требования искового заявления поддержал в полном объеме. Просил обязать администрацию МО «<данные изъяты>» произвести паспортизацию каждой из находящихся на балансе 152 автомобильных дорог общего пользования местного значения согласно приложению № к постановлению главы администрации МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на баланс автомобильных дорог, подъездов к населенным пунктам и улиц, расположенных на территории МО «<данные изъяты>», в соответствии с Ведомственными строительными нормами (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика администрации МО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что администрация с иском не согласна. В связи с нехваткой финансовых средств в бюджете МО «<данные изъяты>» паспортизация дорог в ДД.ММ.ГГГГ году является невозможной. Просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Выслушав помощника прокурора Няндомского района Архангельской области ФИО2, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению. Как следует из п.1 ч.1 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В исковом заявлении заместитель прокурора Няндомского района обосновал обращение в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, права которых нарушены, когда персонифицировать их как до начала судебного разбирательства, так и после окончания, привлечь в процесс в качестве сторон, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела не представляется возможным. Таким образом, суд полагает, что в данном случае круг лиц не определен, поскольку технический паспорт автомобильной дороги определяет ее фактическое состояние и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, которая в свою очередь, затрагивает интересы как граждан, проживающих на территории поселения, так и иных граждан, пользующихся дорогами, расположенными в границах поселения. Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, п.5 ст.7 Устава МО «<данные изъяты>» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросу местного значения поселения. В силу ст.ст.7, 26 Устава МО «<данные изъяты>» администрация МО «<данные изъяты>» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления <адрес> сельского поселения, который в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения <адрес> сельского поселения, в том числе в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В судебном заседании установлено, что на балансе администрации МО «<данные изъяты>» находятся 152 автомобильные дороги, подъезды к населенным пунктам и улицам, расположенные на территории МО «<данные изъяты>» общей протяженностью 98,96 км, что подтверждается постановлением главы администрации МО «<данные изъяты>» от 17 марта 2008 года №25 «О принятии на баланс автомобильных дорог, подъездов к населенным пунктам и улиц, расположенных на территории МО «<данные изъяты>» (л.д. 7-12). В соответствии с ч.4 ст.17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Согласно п.3 приказа Минтранса РФ «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» от 27 августа 2009 года №150 оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. В соответствии с п.п.1.1, 1.2 Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования, утвержденной Министерством автомобильных дорог РСФСР 05 февраля 1982 года (ВСН 1-83) технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности. Согласно ч.ч.3, 10 ст.5, ч.8 ст.6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Судом установлено, что автомобильные дороги, указанные в приложении № к постановлению главы администрации МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на баланс автомобильных дорог, подъездов к населенным пунктам и улиц, расположенных на территории МО «<данные изъяты>», относятся к дорогам общего пользования местного значения, расположены в границах МО «<данные изъяты>», в связи чем обязанность по паспортизации данных дорого лежит на органе местного самоуправления – администрации МО «<данные изъяты>». Суд не принимает во внимание довод ответчика, указанный в отзыве на исковое заявление, об отсутствии в бюджете денежных средств на проведение паспортизации дорог, поскольку данный факт сам по себе не освобождает собственника от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дорог. Таким образом, поскольку обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог общего пользования местного значения при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган местного самоуправления, то суд полагает обязать администрацию МО «<данные изъяты>» произвести паспортизацию дорог местного значения, расположенных в границах <адрес> сельского поселения. Руководствуясь ч.2 ст.206 ГПК РФ, учитывая объем работ и количество автомобильных дорог, паспортизацию которых ответчик должен произвести, суд считает возможным установить срок для исполнения данной обязанности не позднее ДД.ММ.ГГГГ. На основании п.п.9, 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, освобождены от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление заместителя прокурора Няндомского района, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о возложении обязанности произвести паспортизацию автомобильных дорог местного значения удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» произвести паспортизацию каждой из находящихся на балансе 152 автомобильных дорог общего пользования местного значения согласно приложению № к постановлению главы администрации муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на баланс автомобильных дорог, подъездов к населенным пунктам и улиц, расположенных на территории МО «<данные изъяты>», в соответствии с Ведомственными строительными нормами (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. На решение могут быть поданы апелляционная жалоба и апелляционное представление в Архангельский областной суд через Няндомский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 18 января 2012 года. Председательствующий Е.Н. Воропаев