Решение по делу №2-96 (об обжаловании решений и действий органов местного самоуправления, должностных лиц)



Дело № 2-96/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Няндома 21 марта 2011 года

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Ермилова В.А.,

при секретаре Раковой И.А.,

с участием заявителя /ФИО1/,

представителя заинтересованного лица администрации МО «Няндомское» /ФИО2/,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по заявлению /ФИО1/ о признании действий администрации муниципального образования «Няндомское» по отлову и истреблению животных незаконными и о возложении обязанности прекратить указанные действия,

У С Т А Н О В И Л:

/ФИО1/ обратился в суд с заявлением об обжаловании действий муниципального образования «Няндомское» (далее МО «Няндомское») по отлову и истреблению собак и кошек, в обоснование заявления указав, что 23 августа 2010 года он обращался в прокуратуру Няндомского района по обжалованию действий МО «Няндомское» по отстрелу животных на улицах города Няндома в оживленных местах в присутствии детей. Несмотря на то, что прокуратурой его заявление было признано частично обоснованным и правовые основы для организации такой деятельности отсутствуют, 13 октября 2010 года МО «Няндомское» в газете «Авангард» опубликовало объявление об отлове животных. Ранее он обращался в администрацию МО «Няндомское» с просьбой предоставить информацию по отлову животных и расходованию бюджетных средств на данные цели, ответ ему представлен не был. Представители администрации МО «Няндомское» устно обосновывают свои действия законом, не обращая внимания на то, что такой закон отсутствует. Действия МО «Няндомское» нарушают Конституцию РФ, согласно положениям которой законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Также указанные действия нарушают его конституционные права, лишают возможности обжаловать закон, на который ссылается МО «Няндомское». Из публикации в газете «Авангард» следует, что на цели по отлову животных предусмотрено 400000 рублей, которые будут переданы фактическому банкроту МП «Благоустройство». Он, как заинтересованное лицо, вправе получить информацию о порядке выделения и расходования бюджетных средств на вышеуказанные цели. Просил запретить действия МО «Няндомское» и их представителей по отлову и истреблению собак и кошек до приведения этих действий в соответствие с Конституцией РФ, ГК РФ, УК РФ, БК РФ.

В дополнении к заявлению от 21 марта 2011 года /ФИО1/ уточнил требования и просил признать незаконными действия администрации МО «Няндомское» по отлову и истреблению собак и кошек до приведения в соответствии с законодательством и обязать администрацию МО «Няндомское» прекратить указанные действия.

Заявитель /ФИО1/ в судебном заседания требования и доводы заявления, с учетом уточнения от 21 марта 2011 года, поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что действия администрации МО «Няндомское» по отлову животных совершались исходя из публикации в газете «Авангард» 13 октября 2010 года и 05 марта 2011 года. Фактов, подтверждающих это документально, у него нет. Из устных объяснений заместителя главы администрации МО «Няндомское» Савичева следует, что отловом занимаются структуры ЖКХ по поручению администрации. Ему известно, что администрация совершает действия по отлову животных с 2008 года ежегодно. Данные действия он считает незаконными, так как изменения и дополнения от 27 октября 2010 года по отлову животных не были опубликованы в средствах массовой информации. В данном случае нарушены его права и свободы, а именно 11 мая 2010 года неизвестные лица лишили его имущества – беспородной собаки, которую убили. Это произошло у его дома на <адрес>, сам он этого не видел. Считает, что это совершили представители администрации, но подтверждения у него нет. Собака у него гуляла возле дома, не на привязи и без намордника. Нарушение свобод заключается в том, что он не может содержать собаку, так как ее могут уничтожить. Его права начали нарушаться с 2008 года, когда начался отстрел собак и кошек, более точную дату он сказать не может. Про отлов кошек у него сведений нет. Считает, что срок обращения в суд он не пропустил, так как 05 марта 2011 года было повторное объявление администрации в газете «Авангард» об отлове безнадзорных животных. Из этого объявления он узнал, что его права нарушаются в том, что публикации положения об отлове животных так и не было. После убийства его собаки он в суд не обращался, так как не знал положений главы 25 ГПК РФ. В администрацию района и города он обращался 24 мая 2010 года, а в прокуратуру Няндомского района 23 августа 2010 года.

В суд он обратился в своих интересах, в интересах других лиц требований не заявляет, так как его об этом не уполномочивали. Его права начали нарушаться с 05 марта 2011 года, то есть после опубликования в газете «Авангард» объявления об отлове животных. Нарушение прав заключается в том, что его могут лишить имущества, а именно животных – собак и кошек которых он имеет.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Няндомское» /ФИО2/ в судебном заседании с заявлением /ФИО1/ не согласился. Пояснил, что порядок содержания собак и кошек определяется Правилами содержания собак и кошек в Няндомском городском поселении от 05 апреля 2007 года № 94. В данных Правилах определен порядок содержания собак и кошек, а также отлова безнадзорных собак. С указанного времени периодически производился отлов безнадзорных собак, о чем заранее информировалось население. 27 октября 2010 года были изменения в Правилах, предусматривающие порядок отлова собак. Указанные действия по отлову собак проводятся периодически каждый год, что поручается организациям, на данный момент это ООО «Коммунальщик» с 15 февраля 2011 года. Действия администрации городского поселения в части отлова безнадзорных собак соответствуют требованиям Федерального закона № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов. Данная деятельность относится к компетенции администрации в целях улучшения санитарного состояния в Няндомском городском поселении. Считает, что заявителем пропущен срок обращения в суд с данным заявлением.

Выслушав пояснения заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив письменные материалы дела, суд полагает в удовлетворении заявления /ФИО1/ отказать по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Согласно решению пятнадцатой сессии Муниципального совета МО «Няндомское» от 05 апреля 2007 года № 94, в целях улучшения санитарного состояния на территории городского поселения, создания условий, исключающих возможность причинения вреда здоровью людей, а также усиления профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний животных, были утверждены Правила содержания собак и кошек в Няндомском городском поселении (далее Правила).

Указанные Правила были опубликованы в Информационном бюллетене «Регион» № 29 от 18 апреля 2007 года.

Решением двадцать восьмой сессии Муниципального совета МО «Няндомское» от 27 октября 2010 года № 86 были внесены изменения и дополнения в решение пятнадцатой сессии Муниципального совета МО «Няндомское» от 05 апреля 2007 года № 94 «О правилах содержания собак и кошек в Няндомском городском поселении», которые были опубликованы на официальном сайте МО «Няндомское».

Согласно Правил, владельцы собак и кошек обязаны, в том числе, содержать собак и кошек, учитывая их биологические особенности, в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами и ветеринарно-санитарными требованиями, принимать необходимые меры, обеспечивающие безопасность окружающих. При выгуле собак, их владельцы должны выводить собак из жилых помещений и изолированных территорий в общие дворы и на улице только на коротком поводке и в наморднике, с регистрационным знаком и жетоном на ошейнике.

В соответствии с изменениями и дополнениями Правил были закреплены положения по отлову и содержанию безнадзорных собак, в частности установлено, что обязанности по отлову безнадзорных животных возлагаются на муниципальное предприятие или специализированную организацию, с которой администрацией МО «Няндомское» заключен соответствующий договор. Аналогичные нормы, касающиеся отлова безнадзорных собак, также содержались в Правилах до их изменения и дополнений, принятых 27 октября 2010 года.

Из договора на оказание услуг по отлову, содержанию и эвтаназии безнадзорных животных в МО «Няндомское» от 15 февраля 2011 года, заключенного администрацией МО «Няндомское» - заказчиком с ООО «Коммунальщик» - исполнителем следует, что исполнитель обязался по заданию заказчика производить отлов безнадзорных животных на территории г. Няндома, временно содержать отловленных животных в приюте, усыплять животных в соответствии с требованиями нормативных актов Российской Федерации, Архангельской области, органов местного самоуправления МО «Няндомское». В числе прочего в обязанности исполнителя входит извещение населения города через СМИ о проведении плановых отловов безнадзорных животных.

Согласно публикации в газете «Авангард» от 05 марта 2011 года следует, что администрация МО «Няндомское» информировала жителей г. Няндома о том, что с 05 марта 2011 года будет производиться отлов безнадзорных животных (собак).

Таким образом, суд полагает, что администрация МО «Няндомское» осуществляет деятельность по отлову безнадзорных собак в соответствии с требованиями действующего законодательства, Правил и в рамках предоставленных законом полномочий. Каких-либо нарушений действующего законодательства в осуществлении данной деятельности, судом не установлено.

В судебном заседании обсуждался вопрос о пропуске заявителем установленного законом срока для обращения с заявлением в суд.

В силу ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Как следует из пояснений /ФИО1/ в судебном заседании, о нарушении его прав и свобод ему стало известно 05 марта 2011 года, а именно с момента опубликования в газете «Авангард» объявления об отлове безнадзорных животных.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что срок обращения с заявлением о признании действий администрации муниципального образования «Няндомское» по отлову и истреблению животных незаконными и о возложении обязанности прекратить указанные действия, /ФИО1/ не пропущен.

Доводы заявителя /ФИО1/ о том, что нарушение его прав и свобод заключается в невозможности содержать собаку, так как ее могут уничтожить, суд считает необоснованным.

Правила содержания собак и кошек в Няндомском городском поселении определяют порядок содержания животных, в том числе устанавливают обязанности владельцев собак и кошек по их содержанию.

Закрепленный в Правилах порядок задержания (отлова) и содержания безнадзорных собак распространяется именно на безнадзорных животных и не может быть применен к собакам, владельцы которых надлежащим образом исполняют обязанности, установленные Правилами.

Кроме того, как установлено в судебном заседании, администрация МО «Няндомское» надлежащим образом информировала население города Няндома о начале отлова безнадзорных собак, в том числе и с 05 марта 2011 года и до настоящего времени.

По этим же основаниям суд считает необоснованными и доводы /ФИО1/ о том, что представители МО «Няндомское» могут свободно похищать и уничтожать имущество граждан, а именно собак и кошек, в оживленных местах, в присутствии детей и его.

Изложенные в заявлении /ФИО1/ требования к администрации МО «Няндомское» о предоставлении информации о порядке расходования бюджетных средств на цели по отлову безнадзорных животных, к компетенции суда не относятся и отношения к рассматриваемому делу не имеют.

Суд также считает необоснованными доводы заявителя в судебном заседании о том, что представители администрации 11 мая 2010 года лишили его имущества – беспородной собаки. Доказательств тому заявителем не представлено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что администрация МО «Няндомское» осуществляет деятельность по отлову безнадзорных животных в соответствии с действующим законодательством и в пределах своих полномочий, права и свободы заявителя нарушены не были, в связи с чем в удовлетворении заявленных /ФИО1/ требований следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления /ФИО1/ о признании действий администрации муниципального образования «Няндомское» по отлову и истреблению животных незаконными и о возложении обязанности прекратить указанные действия отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 28 марта 2011 года.

Судья В.А. Ермилов