Де­ло №2-137/2012 Р Е Ш Е Н И Е



Де­ло №2-137/2012 копия

Р Е Ш Е Н И Е име­нем Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

город Няндома 13 февраля 2012 года

Нян­дом­ский рай­он­ный суд Ар­хан­гель­ской об­лас­ти в со­ста­ве:

пред­се­да­тель­ст­вую­ще­го су­дьи Ермилова В.А.,

с уча­сти­ем старшего помощника прокурора Няндомского района Архангельской области ФИО1,

представителя заинтересованного лица – администрации муниципального образования «<данные изъяты>», ФИО3,

при сек­ре­та­ре ФИО2,

рас­смот­рев в от­кры­том су­деб­ном за­се­да­нии в помещении Нян­до­мского районного суда Ар­хан­гель­ской об­лас­ти гра­ж­дан­ское де­ло по заявлению прокурора Няндомского района Архангельской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты>» по разработке и утверждению генерального плана и утверждению правил землепользования и застройки <адрес> сельского поселения незаконным, а также о возложении на администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» обязанности разработать и утвердить генеральный план и утвердить правила землепользования и застройки <адрес> сельского поселения,

У С Т А Н О В И Л :

<адрес> обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты>» (далее – МО «<данные изъяты>») по разработке и утверждению генерального плана и правил землепользования и застройки <адрес> сельского поселения незаконным, а также о возложении на администрацию МО «<данные изъяты>» обязанности разработать и утвердить генеральный план и правила землепользования и застройки <адрес> сельского поселения.

В обоснование заявления указал, что в ходе проведения прокуратурой <адрес> проверки исполнения администрацией МО «<данные изъяты>» земельного и градостроительного законодательства было выявлено бездействие администрации МО «<данные изъяты>», выразившееся в том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в администрации МО «<данные изъяты>» отсутствует генеральный план поселения, правила землепользования и застройки муниципального образования, а также отсутствуют сформированные территории перспективного развития, в то время как полномочия органов местного самоуправления поселений в части утверждения генеральных планов поселения и правил землепользования и застройки установлены ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Неисполнение администрацией МО «<данные изъяты>» своих обязанностей в части разработки и утверждения генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе генерального плана поселения документации по планировке территории, затрагивает интересы не только жителей <адрес> сельского поселения, но и другого неограниченного круга лиц. Просил признать бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты>» по разработке и утверждению генерального плана и правил землепользования и застройки <адрес> сельского поселения незаконным, и возложить на администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» обязанность разработать и утвердить генеральный план и правила землепользования и застройки <адрес> сельского поселения до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании старший помощник прокурора Няндомского района Архангельской области ФИО1 уточнила требования заявления и просила признать бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты>» по разработке и утверждению генерального плана и бездействие по утверждению правил землепользования и застройки <адрес> сельского поселения незаконным, и возложить на администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» обязанность разработать и утвердить генеральный план, а также утвердить правила землепользования и застройки <адрес> сельского поселения до ДД.ММ.ГГГГ. Привела доводы, аналогичные изложенным в заявлении, дополнительно суду пояснила, что имеющиеся правила землепользования и застройки в настоящее время не утверждены муниципальным Советом МО «<данные изъяты>», который сложил свои полномочия в декабре ДД.ММ.ГГГГ года. Это связано с тем, что отсутствует генеральный план <адрес> сельского поселения. Считает, что имеется бездействие со стороны администрации МО «<данные изъяты>» в части разработки и утверждения генерального плана и утверждения правил землепользования и застройки в связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ года ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ» установлено, что необходимо принятие органами местного самоуправления правил землепользования и застройки и генерального плана поселения, но до настоящего времени, с ДД.ММ.ГГГГ года, данный генеральный план не разработан и не утвержден и правила землепользования и застройки не утверждены. В МО «<данные изъяты>» происходит точечная застройка, которая не разрешена законодательством, но производится в связи с тем, что нет планирования и правил. Кроме этого, с ДД.ММ.ГГГГ, в случае отсутствия генерального плана не допускается принятие органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии земель, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, то есть, в случае, если генеральный план не будет разработан и утвержден до ДД.ММ.ГГГГ, будут нарушаться интересы неопределенного круга лиц, так как любое разрешение на строительство будет выдаваться только при наличии утвержденных правил землепользования и застройки. В настоящее время права граждан на жилищное строительство не нарушаются.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «<данные изъяты>» ФИО3 с доводами и требованиями заявления не согласился, суду пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ года администрацией МО «<данные изъяты>» принимались действия по разработке генерального плана. В связи с тем, что бюджет муниципального образования не располагает средствами в размере 3 миллионов рублей на разработку генерального плана, администрация поселения просила помощь у областной администрации. В ДД.ММ.ГГГГ году муниципальное образование было включено в областную программу развития Архангельской области. В связи с тем, что в данной программе было прописано не <адрес> поселение, а Няндомский муниципальный район, администрация поселения была вынуждена передать полномочия в части разработки генерального плана в МО «<данные изъяты>». В прошедшем году были выполнены инженерные изыскания, а также была профинансирована сумма 1180000 рублей. Генеральный план состоит из двух частей – инженерные изыскания и проектные работы. Инженерные изыскания уже выполнены, остались проектные работы, которые будут выполняться в ДД.ММ.ГГГГ году. Бездействия со стороны администрации МО «<данные изъяты>» не имеется. Правила землепользования и застройки МО «<данные изъяты>» разработаны в ДД.ММ.ГГГГ году, но утверждение данных правил не состоялось из-за того, что законодательство позволяет до ДД.ММ.ГГГГ производить деятельность без них. Планировалось утвердить указанные правила одновременно с утверждением генерального плана. В случае если генеральный план до этого момента не будет утвержден, правила землепользования и застройки будут утверждены ранее генерального плана. На сегодняшний день нарушений не имеется, права граждан на жилищное строительство также не нарушаются. Нарушения данных прав граждан могут возникнуть только после ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав пояснения старшего помощника прокурора Няндомского района Архангельской области, представителя заинтересованного лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как следует из п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 20 ч. 1 ст. 7 Устава МО «<данные изъяты>», утвержденного муниципальным Советом МО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.

В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений.

Согласно ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документом территориального планирования муниципальных образований является генеральный план поселения.

Как следует из положений ст. 23 Градостроительного кодекса РФ подготовка генеральных планов поселений, осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов.

В соответствии с требованиями ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации поселения.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов (при подготовке генерального плана поселения), региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Проект генерального плана подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации.

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса РФ.

В судебном заседании установлено, что проект генерального плана муниципального образования «<данные изъяты>» в настоящее время находится в стадии разработки, полномочия по его разработке переданы в администрацию МО «Няндомский муниципальный район».

Данные обстоятельства подтверждаются договором от ДД.ММ.ГГГГ о порядке предоставления субсидий на софинансирование мероприятий по разработке генерального плана <адрес>, по которому Агентство архитектуры и градостроительства Архангельской области обязалось предоставить администрации МО «<данные изъяты>» субсидии на софинансирование мероприятий по разработке генерального плана <адрес>, включающие выполнение инженерных изысканий (л.д. 50); распоряжением р от ДД.ММ.ГГГГ о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение инженерно – геодезических изысканий для разработки генерального плана <адрес> (л.д. 54); актом сдачи – приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО «<данные изъяты>» сдало администрации МО «<данные изъяты>» выполненную работу по муниципальному контракту – инженерно – геодезические изыскания для разработки генерального плана <адрес> (л.д. 55); соглашением от ДД.ММ.ГГГГ по которому МО «<данные изъяты>» передало МО «<данные изъяты> осуществление полномочий органов местного самоуправления <адрес> сельского поселения по разработке документации территориального планирования муниципального образования, в части разработки генерального плана <адрес> (л.д. 40-41).

Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с требованиями ст. 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

Статьей 32 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», 31 декабря 2012 года вводится в действие ч. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки.

В судебном заседании установлено, что правила землепользования и застройки муниципального образования «<данные изъяты>» разработаны, но на данный момент не прошли предусмотренную законодательством процедуру утверждения.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что прокурором <адрес> суду не представлено доказательств, свидетельствующих о незаконном бездействии администрации МО «<данные изъяты>» в части разработки и утверждения генерального плана и утверждения правил землепользования и застройки <адрес> сельского поселения.

Как установлено судом, генеральный план муниципального образования «<данные изъяты>» находится в стадии разработки, осуществление полномочий по его разработке приняла на себя администрация муниципального образования «<данные изъяты>» в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, одобренным Постановлением тридцать шестой сессии второго созыва муниципального Совета муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38) и Решением тридцатой сессии Собрания депутатов четвертного созыва МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37). Правила землепользования и застройки муниципального образования «<данные изъяты>» разработаны. Тот факт, что указанные правила не утверждены в настоящее время, не может свидетельствовать о бездействии администрации <адрес> сельского поселения по их утверждению. Какие-либо ограничения прав граждан, связанные с неутверждением правил землепользования и застройки, могут возникнуть с ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время то обстоятельство, что правила не утверждены, чьих-либо интересов не нарушает.

На основании изложенного, суд считает, что со стороны администрации МО «<данные изъяты>» отсутствует бездействие в части разработки и утверждения генерального плана и утверждения правил землепользования и застройки <адрес> сельского поселения.

Доводы помощника прокурора Няндомского района ФИО1 о том, что отсутствие утвержденного генерального плана и утвержденных правил землепользования и застройки МО «<данные изъяты>» может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц в будущем, суд считает несостоятельными и не основанными на законе, поскольку нарушение прав и свобод граждан должно носить реальный характер.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

С учетом изложенных обстоятельств, дав оценку и анализ исследованных судом доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления прокурора Няндомского района Архангельской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты>» по разработке и утверждению генерального плана и утверждению правил землепользования и застройки <адрес> сельского поселения незаконным, а также о возложении на администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» обязанности разработать и утвердить генеральный план и утвердить правила землепользования и застройки <адрес> сельского поселения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 20 февраля 2012 года.

Председательствующий (подпись)

Копия верна.

Судья В.А. Ермилов