Дело №2-890/2012 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации город Няндома 05 октября 2012 года Няндомский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Ермилова В.А., с участием помощника прокурора Няндомского района Архангельской области ФИО2, представителя заинтересованного лица - администрации муниципального образования «<данные изъяты>» ФИО3, представителя заинтересованного лица – территориального отдела в Каргопольском и Няндомском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области ФИО5, при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты>» в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения незаконным, возложении обязанности надлежащим образом организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты>» в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения незаконным, возложении обязанности надлежащим образом организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения. В обоснование заявления указал, что прокуратурой Няндомского района совместно с территориальным отделом Роспотребнадзора в Каргопольском и Няндомском районах проведена проверка соблюдения администрацией МО «<данные изъяты>» законности при решении вопросов местного значения. Проверкой установлено, что администрация МО «<данные изъяты>», в нарушение действующего законодательства, не организует надлежащим образом сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, в связи с чем складывается неблагоприятная экологическая и санитарная обстановка на придомовых территориях в Няндомском городском поселении, в частности у <адрес> признать бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты>» в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора около жилых домов, в местах расположения мусорных баков, помоек, несанкционированных свалок бытового мусора: <адрес>, незаконным и обязать надлежащим образом организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора по указанным адресам. В судебном заседании помощник прокурора Няндомского района ФИО2 доводы заявления поддержал в полном объеме, при этом уточнил требования и просил признать бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты>» в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения незаконным и обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» надлежащим образом организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения. Дополнительно суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ на территории Няндомского городского поселения была организована проверка с участием специалиста Роспотребнадзора и представителя администрации МО «<данные изъяты>». В ходе проверки были установлены нарушения санитарных правил, была произведена фотосъемка. Просил заявление удовлетворить с учетом уточнения требований. Представитель заинтересованного лица – администрации МО «<данные изъяты>» ФИО3 в судебном заседании требования прокурора признала в полном объеме, считала их законными и обоснованными, указала, что последствия признания заявления, предусмотренные ч. 2,3 ст. 173, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ ей разъяснены и понятны. Дополнительно пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ проводилось обследование территории Няндомского городского поселения с участием представителя администрации МО «<данные изъяты>» ФИО4, в ходе обследования были выявлены указанные прокурором в заявлении нарушения. На данный момент указанные нарушения в полном объеме не устранены. Администрацией МО «<данные изъяты>» заключаются договоры на уборку несанкционированных свалок, направляются письма предприятиям, осуществляющим вывоз мусора с целью устранения данных нарушений. Согласна с тем, что администрация МО «<данные изъяты>» несет ответственность за организацию на территории Няндомского городского поселения сбора и вывоза бытовых отходов. Данная обязанность прописана в федеральном законе и Уставе МО «<данные изъяты>». Также согласна, что контроль за исполнением указанных работ администрацией МО «<данные изъяты>» выполняется не в полной мере. Представитель заинтересованного лица ФИО5 в судебном заседании указала, что с заявлением прокурора полностью согласна. Обследование территории Няндомского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ действительно имело место, она принимала участие в проведении данного обследования. По результатам проверки ею была подготовлена справка, которая была предоставлена прокурору. В результате проверки были выявлены нарушения санитарных правил содержания территорий. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами. Статьей 42 Конституции РФ провозглашено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если решениями, действиями (бездействиями) органа местного самоуправления нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, права которых нарушены, когда персонифицировать их как до начала судебного разбирательства, так и после окончания, привлечь в процесс в качестве сторон, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела не представляется возможным. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ по требованию прокуратуры Няндомского района специалистом–экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Каргопольском и Няндомском районах ФИО5, совместно с помощником прокурора Няндомского района ФИО2 и представителем администрации МО «<данные изъяты>» ФИО4 было проведено обследование придомовых территорий МО «<данные изъяты>». Данным обследованием установлены нарушения санитарного законодательства, а именно: не произведен своевременный вывоз твердых бытовых отходов из деревянных дворовых сборников по <адрес> у магазина «<данные изъяты>», у домов <адрес>, вывоз жидких бытовых отходов из дворовых уборных по <адрес>; допущено образование свалок бытового мусора в <адрес> у магазина «<данные изъяты>», у домов <адрес> (л.д. 5). На основании ст. ст. 4, 8, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, к вопросам местного значения городских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п. 2.2.1 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее - СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В силу п. 2.3.3, 2.3.4 СанПиН 42-128-4690-88 дворовая уборная должна иметь надземную часть и выгреб. Надземные помещения сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков и т.д.). Выгреб должен быть водонепроницаемым, объем которого рассчитывают исходя из численности населения, пользующегося уборной. Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не должна быть более 3 м. Не допускается наполнение выгреба нечистотами выше чем до 0,35 м от поверхности земли. Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода. В соответствии с п. 3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09 июня 2003 года № 126, не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам. Согласно п. 19 ст. 7 Устава МО «<данные изъяты>» к вопросам местного значения Няндомского муниципального образования относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д. 14). Как следует из п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 года № 2, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Суд приходит к выводу, что бездействие со стороны администрации МО «<данные изъяты>» в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения нашло свое подтверждение. Надлежащая организация органом местного самоуправления деятельности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора предполагает организацию указанных мероприятий в соответствии с периодичностью, установленной Санитарными правилами и нормами. Из представленных материалов дела усматривается, что вывоз бытовых отходов и мусора в соответствии с установленной действующим законодательством периодичностью не осуществлялся, что стало причиной сложившейся неблагоприятной санитарной обстановки на придомовых территориях в Няндомском городском поселении. Суд принимает признание требований прокурора представителем администрации МО «<данные изъяты>», так как оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. В соответствии с положениями ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. На основании ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, согласно которой в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом, суд принятое решение не мотивирует. При таких обстоятельствах суд полагает удовлетворить заявление прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты>» в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения незаконным и возложении обязанности надлежащим образом организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты>» в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения незаконным, возложении обязанности надлежащим образом организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения, удовлетворить. Признать бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты>» в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» надлежащим образом организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Няндомского городского поселения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 10 октября 2012 года. Председательствующий (подпись) Копия верна Судья В.А. Ермилов