РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нягань 14 июля 2010 года
Няганский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Клюсовой А.И.
с участием заявителя Васильева В.А.
представителя Отделения Управления Федеральной Миграционной службы России по ХМАО-Югре в г. Нягани Шакирова Н.Р.
при секретаре Левицкой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Васильева Виктора Анатольевича об оспаривании решения начальника отделения Управления Федеральной Миграционной службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в городе Нягань об отказе в регистрации
УСТАНОВИЛ
Заявитель просит обязать Няганское отделение Управления Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре зарегистрировать его по месту постоянного жительства по адресу: ... мотивируя тем, что Дата обезличена обратился с заявлением в Няганское отделение Управления Федеральной миграционной службы по ХМАО-Югре о регистрации по месту постоянного жительства по адресу: ... ответом начальника Управления Дата обезличена в удовлетворении заявления было отказано в связи с тем, что он проживает в объекте незавершённого строительства, который не является жилым помещением. Полагает, что данный отказ противоречит действующему законодательству, поскольку он использует объект незавершенного строительства для собственного проживания, одновременно завершая оставшиеся строительные работы, хотя объект в эксплуатацию не введён, но пригоден для постоянного проживания, ввод объекта в эксплуатацию представляет собой уведомительную процедуру, до получения соответствующего заключения он лишен возможности реализовать свои конституционные права (право на получение бесплатной медицинской помощи, переоформление документов связанные с работой и т.п.).
Считает, что поскольку, в соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина считается место, где он постоянно или преимущественно проживает, с местом жительства связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, то он имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.
В судебном заседании Васильев В.А. на своих требованиях настаивал. Суду пояснил, что спорный объект недвижимого имущества является для него единственным местом жительства на территории ..., другого недвижимого имущества в собственности нет, указанному объекту присвоен почтовый адрес, земельный участок, на котором размещен объект приобретен им в собственность для строительства жилого дома, заключены договоры на оказание коммунальных услуг.
Ссылался на ст. ст.27, 35, 40 Конституции РФ, на Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом Федеральной миграционной службы Дата обезличена
Представитель отделения Управления Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра в городе Нягань Шакиров Н.Р. возражал против требований заявителя. При этом мотивировал тем, что согласно ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительством является жилой дом, квартира, служебное помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
Полагает, что поскольку согласно п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, при подаче заявления о регистрации заявитель обязан был представить должностному лицу не только паспорт, но и документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), а заявителем было представлено свидетельство о государственной регистрации права на незавершенное строительство, то ему в регистрации было отказано правомерно.
По мнению представителя ОУФМС объект незавершенного строительства не является жилым помещением, поскольку согласно ст. 15 ЖК РФ под жилым помещением понимается изолированное помещение, являющееся недвижимым имуществом и пригодное для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
Как установлено в ходе рассмотрения дела Дата обезличена заявитель обратился в Няганское отделение Управления Федеральной миграционной службы по ХМАО-Югре с заявлением о его регистрации по месту постоянного жительства по адресу: ...
Ответом начальника Управления Дата обезличена заявителю в регистрации было отказано в связи с тем, что Васильев В.А. проживает в объекте незавершённого строительства, не являющегося жилым помещением.
При рассмотрении дела судом установлено, что заявитель является собственником объекта незавершённого строительством жилого дома, расположенного по адресу: ... что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на данный объект.
Как видно из свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, земельный участок на котором расположен объект незавершённого строительства также принадлежит заявителю на праве собственности.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности заявителя на объект незавершённого строительства указанный объект является незавершенным объектом жилищного строительства.
При этом судом установлено, что объекту жилищного строительства присвоен почтовый адрес, заявителю предоставляются коммунальные услуги, позволяющие ему проживать в спорном объекте, земельный участок был приобретен заявителем для индивидуального жилищного строительства.
Суд не находит убедительной ссылку представителя ОУФМС на ст. 15 ЖК РФ, поскольку согласно п.1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, пользования, изменения, прекращения права владения, пользования распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, следовательно, п. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ не может применяться к правоотношениям сторон, поскольку применение понятия жилого помещения в соответствии с данной нормой возможно только при решении вопросов возникновения, пользования, изменения, прекращения права владения, пользования распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с ч.1 и 2 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Заявитель является собственником объекта незавершённого строительства, расположенного по адресу: ...
При этом из свидетельства о государственной регистрации права собственности на данный объект видно, что объект незавершённого строительства является жилым домом, в котором фактически проживает Васильев В.А. и целью строительства является создание жилого дома.
В соответствии с со ст. 19 Конституции РФ государство обязано гарантировать каждому равенство прав и свобод перед законом независимо от места жительства
В силу ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только соразмерно конституционно значимым целям.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом при этом собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Заявитель является собственником объекта незавершённого строительства, расположенного по адресу: ...
При этом из свидетельства о государственной регистрации права собственности на данный объект видно, что объект незавершённого строительства является жилым домом, в котором фактически проживает заявитель и целью строительства является создание жилого дома.
Приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 года за № 208 утверждён Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, разработанный на основании Конституции, Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и иных правовых актов.
Пунктом 17 регламента установлен перечень документов, которые необходимо предоставить должностным лицам миграционной службы для регистрации по месту жительства.
Такими документами являются: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением.
При этом в силу абзаца 4 п.17 регламента для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что свидетельство, подтверждающее право собственности заявителя на незавершенный строительством жилой объект может являться документом служащим основанием для вселения в недостроенное жилое помещение.
В соответствии со ст. 3 закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Заявитель, вселившись в недостроенный жилой дом обратился в ОУФМС, предоставил свидетельство о государственной регистрации права собственности на дом, свидетельство о праве собственности на земельный участок и соответствующее заявление о регистрации, то есть все предусмотренные законом документы, следовательно, заявителю в регистрации по месту моего постоянного жительства было отказано необоснованно.
В соответствии со ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ если суд установит, что оспариваемое решение или действие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего принято либо совершено в противоречии с законом, то должно быть принято решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Заявление Васильева Виктора Анатольевича удовлетворить.
Обязать отделение Управления Федеральной Миграционной службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в городе Нягань зарегистрировать Васильева Виктора Анатольевича по адресу ...
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Няганский городской суд в 10 - дневный срок со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Судья Клюсова А.И.
Верно
Судья Няганского городского суда Клюсова А.И.