Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нягань 01 ноября 2010 года
Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Тарасовой Г.Е.
с участием старшего помощника прокурора г. Нягани Чепуренко Е.В.
представителя ответчика Ртищевой А.В.
при секретаре Агаевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Нягани в защиту интересов Моторина <данные изъяты> к Государственному учреждению «12 отряд Федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (договорной)» о взыскании среднего заработка, процентов за несвоевременную выплату среднего заработка
У С Т А Н О В И Л:Прокурор города Нягани обратился в суд в защиту интересов Моторина Е.Н. с иском о взыскании с Государственного учреждения «12 отряд Федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (договорной)» в пользу Моторина Е.Н. среднего заработка на период трудоустройства за четвертый, пятый и шестой месяцы в размере 73 430 руб.61 коп. и процентов за задержку выплаты среднего заработка в размере 1500 руб.08 коп.
Свои требования мотивировал тем, что Моторин Е.Н. работал в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ года. На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Моторин Е.Н. был уволен с ДД.ММ.ГГГГ по сокращению штатов. Решением Няганского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ с ответчика в пользу истца уже был взыскан средний заработок на период трудоустройства за первые три месяца. В связи с тем, что истец не трудоустроился в течение шести месяцев, при этом ответчик отказал ему в выплате среднего заработка за последующие три месяца, прокурор просит взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по выплате среднего заработка за три месяца в размере 73 430 руб. 61 коп., а также проценты за задержку выплаты среднего заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ по день подачи иска в размере 1500 руб. 08 коп. Требования прокурора основаны на ст. 318 и ст.236 Трудового Кодекса РФ.
В судебном заседании помощник прокурора г. Нягани уточнил исковые требования в части взыскания процентов за задержку выплаты среднего заработка и просил суд применить ставку рефинансирования ЦБ РФ в размере 7,75 % ссылаясь на, что в исковом заявлении ошибочно указана ставка рефинансирования ЦБ РФ в размере 8%, остальные требования поддержал в полном объеме.
Истец Моторин Е.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Ртищева А.В. исковые требования не признала, пояснив, что на работников государственной противопожарной службы не распространяются положения ст.318 ТК РФ, поскольку сохранение среднего заработка за уволенными по сокращению штата работниками ГУ «12 ОФПС по ХМАО-Югре (договорной)» регулируется специальным законодательством, в частности п.17 подпункта «б» Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной служб, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» согласно которому при сокращении штатов выплачивается единовременное пособие в зависимости от выслуги лет. Истцу такое пособие было выплачено полностью. Кроме того, истцу с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет, в связи с чем он не мог быть зарегистрированным в качестве безработного.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.318 Трудового Кодекса Российской Федерации работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В соответствии с ч.2 ст. 318 ТК РФ средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
На основании ч.3 ст.318 ТК РФ выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя. Следовательно, решение о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением штата среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев принимается органом службы занятости населения.
Истец предоставил суду решения БУ ХМАО-Югры «Няганский центр занятости населения» для получения среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы.
Таким образом, требования прокурора в части взыскания с ответчика в пользу истца среднего заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы подлежит удовлетворению.
Суд не принимает доводы ответчика о том, что истец не мог быть зарегистрирован в качестве безработного, поскольку ему с ДД.ММ.ГГГГ была назначена пенсия за выслугу лет по следующим основаниям.
Действительно, в соответствии с п.17 Постановления Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан»( с изменениями и дополнениями) безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по стрости (по возрасту), за выслугу лет.
Однако, в судебном заседании установлено, что пенсия истцу за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ фактически была назначена ДД.ММ.ГГГГ, а перечислена на его лицевой счет ДД.ММ.ГГГГ. В центр занятости населения истец обратился ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, на момент обращения в Центр занятости населения и признания его безработным пенсия истцу не была назначена.
В соответствии с выше указанным «Порядком» снятие граждан с регистрационного учета в случае назначения пенсии осуществляется на основании решения учреждения службы занятости. Решение компетентного органа о снятии истца с регистрационного учета ответчик суду не предоставил.
Учитывая, что решения органа службы занятости населения о выплате истцу среднего заработка на период трудоустройства за четвертый, пятый и шестой месяцы в установленном законом порядке не отменены, у суда отсутствуют основания не принимать их в качестве оснований для выплаты истцу среднего заработка за спорные месяцы.
В соответствии с ч.2 ст. 60 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Няганского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора г.Нягани в защиту интересов Мотрина Е.Н. к Государственному учреждению «12 отряд Федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (договорной)» с ответчика в пользу истца взыскан средний заработок на период трудоустройства за три месяца в размере 73 430 руб. 61 коп. и проценты за задержку выплаты среднего заработка в размере 2680 руб. Указанным решением установлено, что размер среднего заработка истца составляет 24 476 руб.87 коп. Решение суда вступило в законную силу ( л.д. 39-42).
Поскольку размер среднемесячного заработка истца установлен решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ранее рассмотренному делу, в котором участвовали те же лица и не оспаривается ответчиком при рассмотрении данного дела, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца средний заработок за четвертый, пятый, шестой месяцы в размере 73 430 руб.61 коп. исходя из среднемесячного заработка 24 476 руб. 87 коп.
Суд не принимает во внимание доводы ответчика о том, что на сотрудников федеральной противопожарной службы, уволенным по сокращению штатов не распространяются положения ст.318 ТК РФ.
Прохождение службы сотрудниками государственной противопожарной службы регламентировано специальными нормами права, в частности, нормами Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Положения о службе в органах внутренних дел (на основании Федерального закона от 25.07.2002 № 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности»), а в части, не урегулированной ведомственными нормативными актами - Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативно правовыми актами.
В соответствии со ст. 318 ТК РФ работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом ограниченных возможностей трудоустройства в этих районах и местностях по сравнению с иными территориями страны гарантирован более длительный максимальный период сохранения среднего месячного заработка на время поиска работы.
В случае, если вопросы, касающиеся предоставления дополнительных гарантий и компенсаций лицам, увольняемым в связи с сокращением штата в организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и испытывающим по этой причине повышенные трудности в поиске работы, не получили разрешения в Федеральном законе от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Положения о службе в органах внутренних дел» подлежат применению нормы ст.318 ТК РФ, касающиеся выплаты среднего месячного заработка на период трудоустройства.
Выплаченное истцу единовременное пособие за выслугу лет, в соответствии с п.17 под. «б» Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной служб, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» не предусмотрено действующим законодательством в качестве замены сохранения среднего заработка на период трудоустройства.
На основании ст.236 Трудового кодекса РФ за нарушение срока выплаты заработной платы предусмотрена материальная ответственность в виде уплаты процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Требования истца о выплате процентов за невыплату среднего заработка подлежит частичному удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что с решением Центра занятости населения о выплате среднего заработка за четвертый месяц истец к ответчику обратился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой отдела кадров ответчика в трудовой книжке. Следовательно, проценты за задержку выплаты среднего заработка за четвертый месяц за период с ДД.ММ.ГГГГ ( на день подачи иска прокурором) составили 453 руб.60 коп. согласно расчету: 24 476 руб.87 коп.( средний заработок) * 7,75 % (ставка рефинансирования ЦБ РФ) : 300 = 6 руб. 30 коп.(за один день ) * 72 дня = 453 руб.60 коп.
С решениями Центра занятости населения о выплате среднего заработка за пятый и шестой месяцы от ДД.ММ.ГГГГ истец к ответчику не обращался. Следовательно, требование о взыскании с ответчика процентов за задержку выплаты среднего заработка за указанные месяцы являются необоснованными.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При подаче искового заявления истец на основании ст.333.36 НК РФ был освобожден от уплаты госпошлины. Ответчик льгот, предусмотренных законом, не имеет. Поскольку судом удовлетворены требования истца в сумме 73 884 руб. 21 коп., с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 2 416 руб. 53 коп.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:Исковые требования прокурора города Нягани в защиту интересов Моторина <данные изъяты> удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения «12 отряд Федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (договорной)» в пользу Моторина <данные изъяты> задолженность по выплате среднего заработка на период трудоустройства за четверты, пятый и шестой месяцы в размере 73 430 руб. 61 коп., проценты за задержку выплаты среднего заработка в размере 453 руб.60 коп., а всего 73 884 руб. 21 коп.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с государственного учреждения «12 отряд Федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (договорной)» госпошлину в доход местного бюджета в размере 2 416 руб. 53 коп.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Няганский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Г.Е.Тарасова