РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нягань 02 ноября 2010 года
Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Тарасовой Г.Е.
При секретаре Агаевой Т.В.
С участием представителя ответчика Троян Н.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Нягань в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Няганские энергетические ресурсы» об обязании оснастить объекты ресурсоснабжения резервными источниками электроснабжения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Нягани выступая в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о возложении на ОАО «Няганские энергетические ресурсы» обязанности по установлению резервных источников электроснабжения на следующих объектах: станции химической водоочистки «ГРЭС» <адрес>; водоочистных сооружений «8 км»; городских скважин; пункта регулировки давления; химической лаборатории канализационных очистных сооружений; котельных «ЛПХ», «Верхняя Геология», «Нижняя геология», «Промбаза», «УТТ-1», «8 км», «ГРЭС», «Аэропорт»; теплопунктах: № 7, 8, 29, 32, 48, 55, 177, 185, 259, 260, ИТБ-2, ИТБ-4; насосных станций: «ЛПХ», «Пионерская», «Пушкина», «Западная», «Лазарева»; канализационных насосных станций: КНС-2 «Заря», КНС-8 «Восток», КНС-11 «Полет», КНС «ГРЭС», КНС «Завокзальная № 1, 2, КНС «Сергинская», КНС «7 км»; канализационных очистных сооружений.
Требования мотивированы тем, что во исполнение задания прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры прокуратурой г.Нягани была проведена проверка готовности ресурсоснабжающей организации ОАО «Няганские энергетические ресурсы» к отопительному сезону 2010-2011 г. по результатам которой установлено, что в нарушение действующих норм энергоснабжения на указанных объектах, относящихся ко второй категории надежности электроснабжения и находящихся в эксплуатации ответчика отсутствуют резервные источники питания электроэнергией.
Отсутствие резервных источников питания электроэнергией на объектах, относящихся ко второй категории надежности, свидетельствует о нарушении прав потребителей на бесперебойную подачу в жилые помещения коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилых помещений бытовых стоков; бесперебойное отопление жилых помещений в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха и ставит под угрозу жизнь и здоровье потребителей коммунальных услуг жителей г. Нягани.
В судебное заседание представитель прокуратуры не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Троян Н.В. исковые требования не признала ссылаясь на то, что ОАО «Няганские энергетичесие ресурсы» ( далее НЭРС ) является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии со ст.16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и п.4.ч.1 ст.10 Устава г.Нягани организация в границах городского округа электро, -тепло, -газо, - водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, отнесена к вопросам местного значения городского округа, следовательно, приобретать резервные источники электроснабжения должен собственник имущества. От имени муниципального образования права собственника имущества осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений администрации г.Нягани ( далее ДИЗО), который передал указанные объекты по договору аренды ОАО «Няганские энергетичесие ресурсы» без резервных источников питания. На приобретение резервных источников питания у ОАО «НЭРС» отсутствуют денежные средства. ОАО «НЭРС» направлял в органы местного самоуправления предложения по установке резервных источников электроснабжения, но икаких мер собственник имущества не приял.
Заслушав пояснения ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 36-ФЗ от 26 марта 2003 года «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» и статьей 21 Федерального закона № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации издано Постановление № 530 от 31 августа 2006 года, которым утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги (пункт 6 названных Правил).
В силу пункта 113 данных Правил в договорах энергоснабжения определяется категория надежности снабжения потребителя электрической энергией, обусловливающая содержание обязательств по обеспечению надежности снабжения электрической энергией соответствующего потребителя.
Условиями второй категории надежности предусматривается необходимость обеспечения надежного функционирования энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии.
Приказом Минэнерго РФ от 8 июля 2002 года № 204 утверждены Правила устройства электроустановок, которые обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В пункте 1.2.7 данных Правил прописано, что приемником электрической энергии (электроприемником) признается аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.
Как указано в пункте 1.2.17 названных Правил к электроприемникам второй категории относятся электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Согласно пункту 1.2.20 Правил электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
В соответствии с пунктом 6.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
Пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещениекоммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Обеспечение граждан, проживающих на территории муниципального образования города Нягань услугами тепло-, водоснабжения и водоотведения осуществляет ОАО «НЭРС» посредством эксплуатации котельных установок и сетей тепло -, водоснабжения и водоотведения, переданных последнему на основании договора аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «НЭРС» и Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Нягани.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Няганские энергетические ресурсы» и ОАО «Югорская территориальная энергетическая компания» заключен договор энергоснабжения № между гарантирующим поставщиком( ОАО «ЮТЭК») и потребителем (ОАО «НЭРС») согласно пункта 1.1 которого ОАО «ЮТЭК» обязуется продавать ОАО «НЭРС» электрическую энергию в точках поставки, определенных в приложении № к договору.
Согласно разделу 2 Акта согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии, являющегося приложением № к договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, внезапное отключение скважин, диспетчерской, водоочистных сооружений, канализационных очистных сооружений, водозабора «Хугот», котельных и теплопунктов может привести к опасности для жизни людей и окружающей среды (л.д.19-20).
В судебном заседании установлено, что на объектах, относящихся ко второй категории надежности электроснабжения, находящихся по договору аренды в эксплуатации ОАО «ЭРС» резервные источники питания электроэнергией отсутствуют на следующих объектах:
- станции химической водоочистки «ГРЭС» <адрес>;
- водоочистных сооружений «8 км»;
- городских скважин;
- пункта регулировки давления;
- химической лаборатории канализационных очистных сооружений;
- котельных «ЛПХ», «Верхняя Геология», «Нижняя геология», «Промбаза», «УТТ-1», «8 км», «ГРЭС», «Аэропорт»;
- теплопунктах: № 7, 8, 29, 32, 48, 55, 177, 185, 259, 260, ИТБ-2, ИТБ-4;
- насосных станций: «ЛПХ», «Пионерская», «Пушкина», «Западная», «Лазарева»;
- канализационных насосных станций: КНС-2 «Заря», КНС-8 «Восток», КНС-11 «Полет», КНС «ГРЭС», КНС «Завокзальная № 1, 2, КНС «Сергинская», КНС «7 км»;
- канализационных очистных сооружений.
Отсутствие резервных источников снабжения электроэнергией объектов, относящихся ко второй категории надежности, создает реальную угрозу нарушения прав потребителей на бесперебойную подачу в жилые помещения коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилых помещений бытовых стоков; бесперебойное отопление жилых помещений в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха; и ставит под угрозу жизнь и здоровье потребителей коммунальных услуг <адрес>.
Учитывая, что по договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик является потребителем, следовательно, в силу выше указанных нормативных актов обязанность по установке резервных источников снабжения электроэнергией возлагается на ответчика.
Ссылка ответчика на ст.16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Устав <адрес> в соответствии с которыми организация электро,-тепло,-газо и водоснабжение, водоотведение отнесено к вопросам местного самоуправления не является основанием для освобождения ответчика от установки резервных источников электроснабжения.
Из материалов дела видно, что на основании постановления главы администрации г.Нягани от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации услуг теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения для населения и организаций города» между Администраций <адрес> и Соглашения о взаимном сотрудничестве заключенном между администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ответчик принял на себя обязательства по оказанию услуг тепло,-водоснабжения населения <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О плане мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к работе в осенне-зимний период 2009-2010 руководители предприятий, обеспечивающие энергоресурсами население и объекты социальной сферы муниципального образования <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязаны были предоставить комиссии предложения по установке резервных источников энергоснабжения на жизненно-важных объектах. ( л.д. 27. 28).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции организовали в границах <адрес> тепло,-водоснабжение. Установление резервных источников снабжения электроэнергией не входит в компетенцию органов местного самоуправления. Тем более, что действующим законодательством такая обязанность возлагается на потребителя, в данном случае на ответчика.
Из материалов дела видно, что ответчик ДД.ММ.ГГГГ направил в адрес главы администрации предложение по установке резервных источников электроснабжения на ряд объектов (л.д. 30), однако не произвел их установку до настоящего времени. Доводы ответчика на отсутствие денежных средств ничем не подтверждены и не являются основанием для освобождения ответчика от установки резервных источников снабжения электроэнергией.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г.Нягани удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «Няганские энергетические ресурсы» установить резервные источники снабжения электрической энергией на следующих объектах: станции химической водоочистки «ГРЭС» <адрес>; водоочистных сооружений «8 км»; городских скважин; пункта регулировки давления; химической лаборатории канализационных очистных сооружений; котельных «ЛПХ», «Верхняя Геология», «Нижняя геология», «Промбаза», «УТТ-1», «8 км», «ГРЭС», «Аэропорт»; теплопунктах: № 7, 8, 29, 32, 48, 55, 177, 185, 259, 260, ИТБ-2, ИТБ-4; насосных станций: «ЛПХ», «Пионерская», «Пушкина», «Западная», «Лазарева»; канализационных насосных станций: КНС-2 «Заря», КНС-8 «Восток», КНС-11 «Полет», КНС «ГРЭС», КНС «Завокзальная № 1, 2, КНС «Сергинская», КНС «7 км»; канализационных очистных сооружений.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Няганские энергетические ресурсы» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Няганский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Г.Е.Тарасова