о понуждении к обеспечению пожарной безопасности лесов и прилегающих к лесам жилых районов



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 марта 2011 года г. Нягань

Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югра в составе председательствующего Клюсовой А.И.

с участием прокурора Чепуренко Е.В.

представителя Администрации <адрес> Иванова М.В.

представителя МУ «Комитет городского хозяйства» Маулетовой Т.В.

при секретаре Левицкой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-81/2011 по иску Прокурора <адрес> в защиту интересов неопределённого круга лиц и в интересах Российской Федерации к Администрации муниципального образования <адрес>, Муниципальному учреждению «Комитет городского хозяйства» о понуждении к обеспечению пожарной безопасности лесов и прилегающих к лесам жилых районов

УСТАНОВИЛ

Прокурор после уточнения исковых требований просит обязать ответчиков создать к пожароопасному периоду ДД.ММ.ГГГГ условия для организации добровольной пожарной охраны и для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при пожарах в соответствии с утвержденным планом мероприятий по обеспечению пожарной безопасности лесов, прилегающих к ним жилых и безводных районов МО <адрес>, а также мероприятий, направленных на осуществление комплексных профилактических мер по снижению риска возникновения пожаров и созданию условий для их тушения ДД.ММ.ГГГГ; обеспечить в течение года со дня вступления в законную силу решения суда нормативным противопожарным водоснабжением жилую застройку <адрес>; жилую застройку <адрес>; в районе вагонообразований <адрес>; в районе дачных участков <адрес> и вагонообразования <адрес>, дачные участки <адрес>; обеспечить в течение года со дня вступления в законную силу решения суда источниками наружного противопожарного водоснабжения жилую застройку <адрес>. При этом мотивирует тем, что по результатам прокурорской проверки выявлено нарушение требований ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», пункта 112 Правил пожарной безопасности в РФ, поскольку в ходе проведения рейдов установлено отсутствие нормативного наружного противопожарного водоснабжения <адрес>, отсутствие указателей местонахождения водоисточников в районах, где они имеются, что приводит к проблемам при тушении пожаров в части бесперебойной подачи воды. По мнению прокурора повлиять на снижение количества пожаров и гибели людей на объектах частного жилого сектора возможно путём обеспечения данных районов средствами пожарной безопасности - нормативным наружным противопожарным водоснабжением, но органами местного самоуправления <адрес> не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при пожарах, не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, у органов местного самоуправления муниципального образования <адрес> отсутствуют материальные, технические средства для их предоставления добровольным пожарным формированиям. Прокурор полагает, что имеющегося в распоряжении <данные изъяты> недостаточно. По вышеуказанным нарушениям законодательства о пожарной безопасности прокуратурой <адрес> в адрес и.о. главы администрации <адрес> вносилось представление об устранении нарушений закона, оставленное без удовлетворения.

В судебном заседании помощник старший прокурора <адрес> Чепуренко Е.В., на уточненных требованиях настаивал.

Представитель ответчиков Администрации МО <адрес> Иванов М.В. и МУ Комитета городского хозяйства Маулетова Т.В. исковые требования прокурора признали частично, не возражали против возложения на них обязанности создать к пожароопасному периоду <адрес> условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности и выполнения мероприятий, исключающих возможность переброса огня при
лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения в соответствии с утвержденным исполняющим обязанности главы Администрации <адрес> пунктами <данные изъяты> плана мероприятий по обеспечению пожарной безопасности лесов, прилегающих к ним жилых и безводных районов МО <адрес>, а также мероприятий, направленных на осуществление комплексных профилактических мер по снижению риска возникновения пожаров и созданию условий для их тушения ДД.ММ.ГГГГ.

По третьему и четверному исковым требованиям прокурора возражали, ссылаясь на то, что для обеспечения противопожарным водоснабжением указанных прокурором районов города между <данные изъяты> заключен муниципальный контракт № на выполнение инженерных изысканий и рабочего проекта <данные изъяты>, которым предусматривается создание магистральных сетей водопровода и уличные распределительные сети водопровода, рассчитанные на подачу воды на хозяйственно-питьевые нужды и пожаротушение в жилом районе <адрес>, объем выполненных работ по контракту составляет <данные изъяты> завершение проектных работ планируется ДД.ММ.ГГГГ после государственной экспертизы, в период ДД.ММ.ГГГГ запланировано выполнение данных работ.

Кроме того, представители ответчика ссылались на то, что в настоящее время сети водоснабжения жилой застройки в районе <адрес> построены и сданы в эксплуатацию, но в связи с отсутствием необходимого давления требуется строительство <данные изъяты>, проектирование и строительство которой будет произведено <данные изъяты>. Также для тушения пожаров в местах, где отсутствует нормативное противопожарное водоснабжение или источники наружного противопожарного водоснабжения комитету городского хозяйства предписано в срок ДД.ММ.ГГГГ обеспечить подвоз воды для тушения пожаров в указанных местах, то есть, соблюдая требования ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» арендовать спецтехнику для подвоза воды для тушения пожаров, на что выделено <данные изъяты>

Полагают, что органы местного самоуправления не бездействуют в вопросе обеспечения заявленных в иске улиц города противопожарным водоснабжением и прокурором иск заявлен преждевременно.

Суду пояснили, что в связи с отсутствием технической возможности обеспечить нормативным противопожарным обеспечением <адрес> решено в данных районах создать организованные съезды в твердом исполнении (щебеночное покрытие) к естественным водоемам <данные изъяты> для заправки пожарных машин.

Выслушав всех участников судебного разбирательства, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства дела, суд приходит к следующему:

Как установлено в ходе рассмотрения дела прокуратурой <адрес> была проведена проверка готовности органов местного самоуправления <адрес> к осуществлению противопожарных мероприятий от лесных пожаров

По результатам проверки установлено нарушение требований ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, в части отсутствия разработанных и невыполненных, мероприятий, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения и отсутствие условий для организации добровольной пожарной охраны и для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

При этом проверкой было выявлено, что материальные, технические средства у органов местного самоуправления муниципального образования <адрес> для их предоставления добровольным пожарным формированиям отсутствуют, на территории жилых секторов индивидуальной застройки отсутствует нормативное наружное противопожарное водоснабжение <адрес>, а в тех районах, где имеются водоисточники, отсутствуют указатели их местонахождения, что может привести к трудностям при тушении в части бесперебойной подачи воды в очаг пожара.

Представители ответчиков указанные обстоятельства не оспаривали.

По вышеуказанным нарушениям законодательства о пожарной безопасности прокуратурой <адрес> в адрес <данные изъяты> администрации <адрес> вносилось представление об устранении нарушений закона, оставленное без удовлетворения.

Однако, как установлено в ходе рассмотрении дела ДД.ММ.ГГГГ муниципальным учреждением «Комитет городского хозяйства», на которого постановлением Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ постановлением № возложены обязанности по организации и проведению работ по тушению лесных пожаров №, разработан и утвержден исполняющей обязанности главы Администрации <адрес> план мероприятий по обеспечению пожарной безопасности лесов и прилегающих к ним районов, с указанием конкретных сроков выполнения данных мероприятий.

Как следует из показаний специалиста Н. и представленных истцом документов № в целях обеспечения отдельных районов города противопожарным водоснабжением ответчиками проводятся следующие мероприятия:

ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и проектной организацией <данные изъяты> заключен муниципальный контракт № на выполнение инженерных изысканий и рабочего проекта <данные изъяты>

Как видно из письма начальника управления капитального строительства и реконструкции № в адрес юридического управления администрации № назначение данного проекта - обеспечение жилого района <адрес> питьевой водой, противопожарных нужд и его канализование. Проектом запроектированы магистральные сети водопровода диаметром <данные изъяты> и уличные распределительные сети водопровода диаметром <данные изъяты>, рассчитанные на подачу расчетного расхода вод на хозяйственно-питьевые нужды и пожаротушение улиц<адрес>, при этом общая протяженность проектируемой водопроводной сети составляет <данные изъяты>, количество пожарных гидрантов <данные изъяты>.

Как пояснила суду специалист Н. объем выполненных работ по контракту на сегодняшний день составляет <данные изъяты>, завершение проектных работ планируется ДД.ММ.ГГГГ, после чего готовая проектная документация и результаты инженерных изысканий будут направлены на проведение государственной экспертизы, после которой ДД.ММ.ГГГГ. запланировано выполнение данных работ.

Также специалист суду пояснила, что в настоящее время сети водоснабжения жилой застройки в районе <адрес> построены и сданы в эксплуатацию, но в связи с отсутствием необходимого давления дополнительно требуется строительство <данные изъяты>, проектирование и строительство которой будет произведено ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно имеющегося в материалах дела № постановления <данные изъяты> с целью создания условий для тушения пожаров в местах, где отсутствует нормативное противопожарное водоснабжение и (или) источники наружного противопожарного водоснабжения <данные изъяты> администрации было предписано комитету городского хозяйства в срок <адрес> обеспечить подвоз воды для тушения пожаров в местах, где отсутствует нормативное противопожарное водоснабжение и (или) источники наружного противопожарного водоснабжения и с соблюдением требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заключить договора аренды спецтехники, необходимой для осуществления подвоза воды для тушения пожаров.

Как следует из лимитов бюджетных обязательств № и расшифровкой кодов бюджетной классификации№ для указанных целей выделено <данные изъяты> для аренды спецтехники, необходимой для осуществления подвоза воды для тушения пожаров.

Согласно ответа <данные изъяты> и показаний специалиста Н. обеспечить нормативным противопожарным обеспечение район жилой застройки в районе <адрес> возможности не имеется по причине отсутствия технической возможности.

Как следует из п. 4 плана в указанных районах принято решение создать организованные съезды в твердом исполнении (щебеночное покрытие) к естественным водоемам для заправки пожарных машин, что предусмотрено ч. 2 ст. 62 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно которой в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться не только внутренний и наружный водопроводы, но и естественные и искусственные водоемы.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В силу п. 10 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления городских округах по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа регулируются также ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с последующими изменениями и дополнениями), в том числе и создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, следовательно, определение необходимых мероприятий по пожарной безопасности находится в исключительной компетенции органов местного самоуправления и органы местного самоуправления в зависимости от конкретной пожароопасной ситуации самостоятельны в выборе тех или иных мер обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

Доводы, приведенные прокурором в обоснование его требований об обеспечении нормативным пожарным оборудованием некоторых районов <адрес> в годичный срок с момента вступления в силу решения суда не свидетельствуют о реальном нарушении прав граждан <адрес> в области пожарной безопасности и не подтверждены соответствующими доказательствами.

По мнению суда, понуждение органа местного самоуправления к строительству нормативных пожарных сооружений к определенному сроку нарушает конституционный принцип самостоятельности органа местного самоуправления, является вмешательством в деятельность органа местного самоуправления, что является недопустимым в силу ст. 10 Конституции РФ устанавливающей самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что хотя некоторые районы <адрес> не обеспечены нормативным противопожарным водоснабжением в полном объеме, однако ответчиками принимаются предусмотренные действующим законодательством меры для соблюдения пожарной безопасности и выносить судебное решение о возложении на Администрацию <адрес> обязанности осуществить в указанный прокурором годичный срок возможности не имеет.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Прокурора <адрес> удовлетворить частично.

Обязать Администрацию <адрес> и муниципальное учреждение «Комитет городского хозяйства» создать к пожароопасному периоду ДД.ММ.ГГГГ условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Обязать Администрацию <адрес> и муниципальное
учреждение «Комитет городского хозяйства» выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, в соответствии с утвержденным исполняющим обязанности главы Администрации <адрес> пунктами № плана мероприятий по обеспечению пожарной безопасности лесов, прилегающих к ним жилых и безводных районов МО <адрес>, а также мероприятий, направленных на осуществление комплексных профилактических мер по снижению риска возникновения пожаров и созданию условий для их тушения ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с муниципального учреждения «Комитет городского хозяйства» в доход бюджета муниципального образования <адрес> госпошлину <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Няганский городской суд в 10 - дневный срок со дня вынесения мотивированного решения.

<данные изъяты>

Судья А.И. Клюсова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200