о приостановлении деятельности организации



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нягань 29марта 2011 г.

Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Тарасовой Г.Е.

При секретаре Долгополовой С.В.

С участием представителя истца заместителя прокурора Октябрьского района Шантурова В.Н., представителей ответчика ОАО «ТНК - Нягань» Голодковой Н.Н., Ворониной С.Ю., представителя 3-го лица Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры Коломиец Н.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района к Открытому акционерному обществу «ТНК-Нягань» о приостановлении деятельности

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района, руководствуясь ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч.1 ст. 22 ГПК РФ предусматривающими рассмотрение судами исков об экологических правонарушениях, обратился в Няганский городской суд с иском к ОАО «ТНК-Нягань» о приостановлении деятельности ОАО «ТНК-Нягань» на земельных участках, предоставленных администрацией Октябрьского района на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ под объект «Пойма» кусты скважин №, разведочные скважины № до получения согласования Регламента хозяйственной деятельности, сроков и способов ее проведения компетентного органа и получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Требования мотивированы тем, что по результатам проверки соблюдения природоохранного законодательства на указанных земельных участках установлено, что ответчик осуществляет на них производственную деятельность без оценки соответствия проектной документации требованиям технических регламентов санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, а также без соответствующих согласований компетентных органов, без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

На всех кустовых площадках размещены шламовые амбары. Все амбары расположены на теле насыпи кустовых площадок и заполнены буровыми отходами (как с жидкой фракцией, так и без) в разной степени, в том числе и до ровня поверхности кустовой площадки, что создаёт угрозу разрушения обваловки и попадания отходов бурения на прилегающий рельеф местности.

На кустовой площадке № расположен котлован, в котором ЗАО «...» производится переработка бурового шлама путем перемешивания бурового шлама с различными компонентами, получая в результате буролитовую смесь. На кустовой площадке № расположен аналогичный котлован для переработки бурового шлама. Складирование буролитовой смеси при помощи транспортных средств осуществляется на кустовой площадке №, специальное обустройство места складирования отсутствует. Часть буролитовой смеси и упаковка из-под компонентов, используемых при переработке шлама, складированы на территории куста № (специальное обустройство места складирования отсутствует).

Кроме того, на кустовой площадке № между шламонакопителями (амбарами) осуществлено не санкционированное размещение отходов (металлолом и другие промышленные отходы). Площадка под размещение отходов размером около ... м2 в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов не оборудована.

На кустовой площадке № в районе правого дальнего от въезда угла кустовой площадки имеется небольшой водоём, образовавшийся в понижении рельефа. На поверхности водоёма выявлена плёнка нефтепродуктов шириной около ... м и длиной около ... м.

В соответствии со ст. 12 Земельного Кодекса Российской Федерации земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст.46 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств объектов переработки, транспортировки и хранения нефти и газа, расположенных в акваториях водных объектов, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, допускаются при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы проектной документации и иных установленных законодательством государственных экспертиз после восстановления загрязненных земель.

Согласно границ водно-болотных угодий, утвержденных постановлением Губернатора ХМАО от 31 августа 1995 года № 176 «Об установлении границ водно-болотных угодий и утверждении Положения о них» территория, на которой ОАО «ТНК-Нягань» и ее подрядные организации осуществляют производственную деятельность, находится в водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитания водоплавающих птиц на территории Ханты-Мансийского автономного округа.

Согласно пункту 8 «Положения о водно-болотных угодьях...», в границах водно-болотных угодий Верхнего и Нижнего Двуобья (в границах которого находится месторождение) хозяйственная деятельность осуществляется в масштабах, не влекущих коренных изменений окружающей природной среды обитания, условий размножения, линьки и остановок на пролете водоплавающих птиц и их гибели. Регламент хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения согласовываются Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа.

Регламент хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения ОАО «ТНК-Нягань» с Комитетом по охране окружающей среды не согласовывался.

Для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, такая проектная документация в установленном Правительством Российской Федерации порядке представляется в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации и осуществляющие такую государственную экспертизу.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Проверкой установлено, что на предоставленном ОАО «ТНК-Нягань» по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельном участке под «Обустройство кустов скважин № и разведочных скважин № участок «Пойма», Каменной площади КНГМ» осуществлено строительство объектов нефтегазодобывающего производства и ведется деятельность по добыче полезных ископаемых, а также обустройство кустовых площадок с нарушением природоохранного законодательства и без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Осуществление ОАО «ТНК-Нягань» на указанном земельном участке производственной деятельности без проведения в установленном порядке государственной экологической экспертизы является нарушением требований законодательства в области охраны окружающей природной среды, способствует созданию реальной угрозы загрязнения окружающей среды и нарушает указанные выше конституционные права граждан.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

В судебном заседании заместитель прокурора Октябрьского района поддержал заявленные требования о приостановлении деятельности ОАО «ТНК-Нягань» до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы. При этом признал наличие у ответчика согласованного с Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югры Регламента хозяйственной деятельности при строительстве и эксплуатации объектов обустройства участка «Пойма» кусты скважин №, разведочные скважины №

Представители ответчика ОАО «ТНК-Нягань» Голодкова Н.Н. и Воронина С.Ю. иск не признали, указывая на то, что Общество осуществляет производственную деятельность на объекте «Пойма» на законных основаниях с получением всех необходимых согласований и заключений соответствующих государственных органов.

ОАО «ТНК-Нягань» до начала работ на территории северной части Каменного лицензионного участка «Пойма» была разработана и согласована в установленном порядке вся разрешительная документация, предусмотренная законодательством и предписаниями госорганов Ханты-Мансийского автономного округа, в том числе:

- Согласно требованиям Рамсарской конвенции разработан «Регламент хозяйственной деятельности при строительстве и эксплуатации объектов обустройства участка «Пойма» Каменного (западная часть) лицензионного участка КНГКМ». Документ определяет условия и порядок природопользования и основные правила выполнения природоохранных требований при строительстве и эксплуатации объектов промысловой инфраструктуры с учетом особенностей окружающей природной среды, характера существующей хозяйственной деятельности и традиционного природопользования. Уникальность данного документа заключается в наличии раздела по сохранению животного мира в период аварийного разлива нефти, включающий в себя предупреждение загрязнений животных нефтью, отлов, транспортировку, очистку и реабилитацию загрязненных животных специально обученными специалистами.

Данный Регламент в 2009 году согласован Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югры, получено положительное заключение Управления экологической экспертизы Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югры с выводами о том, что представленные для экспертизы материалы соответствуют требованиям природоохранного законодательства и имеют общую направленность проектных решений на соблюдение природоохранных требований и на обеспечение экологической безопасности.

Кроме того, указывают на то, что проверка Общества была проведена с грубым нарушением ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ в соответствии с которым по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора) составляется акт, в котором указываются дата, время и место составления акта проверки, а также сведения о результатах проверки, в том числе о характере выявленных нарушений обязательных требований. Акт проверки составляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, либо уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. ( ст.16).

По результатам проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки акт проверки для ознакомления в адрес ОАО «ТНК-Нягань» не направлялся.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 20 ФЗ №294 от 26.12.2008г. не предоставление акта проверки является грубым нарушением обязательных требований к проведению проверки.

По результатам проверки составлены две справки от ДД.ММ.ГГГГ:

-справка о результатах осмотра производственных объектов на соблюдение природоохранного законодательства государственного инспектора Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре,

-справка по результатам осмотра мест размещения и переработки отходов на территории деятельности ТНК-Нягань по требованию прокуратуры Октябрьского района начальника Октябрьского отдела Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югры.

Кроме того, в ходе проверки не запрашивались информация и документы, подтверждающие наличие (либо отсутствие) согласований и заключений по «Регламенту хозяйственной деятельности при строительстве и эксплуатации объектов обустройства участка «Пойма» Каменного (западная часть) лицензионного участка КНГКМ».

В соответствии с п. 1 ст. 20 ФЗ № 294 от 26.12.2008г. результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных указанным Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований.

Представитель 3-го лица Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, требования прокурора поддержал.

Представитель 3-го лица Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Коломиец Н.В. поддержала требования прокурора, указывая на то, что ответчик производит хозяйственную деятельность на земельном участке при строительстве и эксплуатации объектов обустройства участка «Пойма» Каменного (западная часть) лицензионного участка КНГМ без оценки соответствия проектной документации требованиям технических регламентов и положительного заключения государственной экологической экспертизы. Кроме того, материалы технической документации на буролитовую смесь, получаемую в результате перемешивания бурового шлама с различными компонентами, получили отрицательное заключение государственной экспертизы.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти и газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными в области охраны окружающей среды; при эксплуатации этих объектов должны быть предусмотрены эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среды, причиненного в процессе эксплуатации указанных объектов. Эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов транспортировки нефти, газа допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного отвода земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Утверждения прокурора о том, что ответчик ведет производственную деятельность на земельных участках, предоставленных Администрацией Октябрьского района по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № под объект «Пойма» (кусты скважин №, разведочные скважины №) Каменный лицензионный участок (западная часть) Красноленинское нефтегазоконденсатное месторождение (л.д.13-19) без согласования Регламента хозяйственной деятельности с компетентным органом, а также без положительного заключения государственной экологической экспертизы не нашли подтверждение в судебном заседании.

Ответчик представил суду «Регламент хозяйственной деятельности при строительстве и эксплуатации объектов обустройства участка «Пойма» Каменного (западная часть) лицензионного участка КНГКМ», определяющий условия и порядок природопользования и основные правила выполнения природоохранных требований при строительстве и эксплуатации объектов промысловой инфраструктуры с учетом особенностей окружающей природной среды, характера существующей хозяйственной деятельности и традиционного природопользования. Указанный документ содержит также раздел по сохранению животного мира в период аварийного разлива нефти, включающий в себя предупреждение загрязнений животных нефтью, отлов, транспортировку, очистку и реабилитацию загрязненных животных специально обученными специалистами ( л.д. 116-181).

Данный Регламент в ДД.ММ.ГГГГ согласован с Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югры и получил положительное заключение Управления экологической экспертизы Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югры с выводами о том, что представленные для экспертизы материалы соответствуют требованиям природоохранного законодательства и имеют общую направленность проектных решений на соблюдение природоохранных требований и на обеспечение экологической безопасности ( л.д. 182-188).

Учитывая, что Регламент хозяйственной деятельности при строительстве и эксплуатации объектов обустройства участка «Пойма» Каменного (западная часть) лицензионного участка КНГКМ согласован ответчиком с Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югры и имеет положительное заключение Управления экологической экспертизы Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югры, следовательно, требование прокурора Октябрьского района о приостановлении деятельности ОАО «ТНК-Нягань» не подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Учитывая, что прокурор Октябрьского района не заявлял к ответчику требования о возмещении ущерба причиненного в результате применения строительного материала «буролитовая смесь», получаемой в результате переработки отходов бурения, при таких обстоятельствах доводы представителя третьего лица - Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры о том, что указанный материал имеет отрицательное заключение государственной экологической экспертизы не могут быть приняты во внимание в рамках рассмотрения настоящего дела.

В соответствии со ст. 66 ФЗ «Об охране окружающей среды» государственные инспекторы в области охраны окружающей среды вправе предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля; привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Представитель третьего лица не представил суду доказательства, свидетельствующие о выдаче ответчику соответствующих предписаний, а также принятых мерах административного воздействия в связи с их невыполнением.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска прокурору Октябрьского района к Открытому акционерному обществу «ТНК-Нягань» о приостановлении деятельности на земельных участках, предоставленных администрацией Октябрьского района на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ под объект «Пойма» (кусты скважин № разведочные скважины №) отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Няганский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 01 апреля 2011 года.

Судья Г.Е.Тарасова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200