РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нягань 05 апреля 2011 года
Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Тарасовой Г.Е.
При секретаре Долгополовой С.В.
С участием представителя истца - помощника прокурора г.Нягань Клюсова И.Н., представителя Администрации г.Нягань Иванова М.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Нягань в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.Нягань, Открытому акционерному обществу «Няганские энергетические ресурсы» о понуждению к обеспечению надлежащего качества водоснабжения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Нягань в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.Нягань, ОАО «Няганские энергетические ресурсы» о понуждению к обеспечению надлежащего качества водоснабжения. Требования мотивировал тем, что прокуратурой города была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации водоснабжения населения города Нягани, по результатам которой установлено следующее.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г.Нягань и ОАО «Няганские энергетические ресурсы» организация водоснабжения территории города Нягани возложена на ОАО «Няганские энергетические ресурсы», в связи с чем последнему было передано соответствующее муниципальное имущество.
Статьей 19 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлены санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. Согласно части 1 статьи 19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно информации, представленной Территориальным отделом Роспотребнадзора в г, Нягани и Октябрьском районе питьевая вода, поступающая к жителям города на протяжении продолжительного времени не отвечает требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 26 сентября 2001 г. № 24 (с последующими изменениями и дополнениями).
Не обеспечение населения города Нягани питьевой водой нормативного качества нарушает права граждан на здоровье, ухудшает общий уровень жизни жителей города.
Прокурор просит суд обязать ОАО «Няганские энергетические ресурсы» обеспечить качество питьевой воды, подаваемой посредством централизованного водоснабжения, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Обязать Администрацию города Нягани создать необходимые условия для обеспечения качества питьевой воды, подаваемой посредством централизованного водоснабжения, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
В судебном заседании представитель прокуратуры Клюсов И.Н. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, уточнил исковые требования в отношении ОАО «Няганские энергетические ресурсы» в части установления срока и просил суд обязать ответчика обеспечить качество питьевой воды в соответствии с нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 в срок до декабря 2013 года. Остальные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО «Няганские энергетичесие ресурсы» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведениями об уважительных причинах неявки суд не располагает, возражения на исковые требования с доказательствами их подтверждающими суду не предоставил.
Представитель Администрации г.Нягань Иванов М.В. исковые требования не признал, указывая на то, прокурор в иске не указал конкретные требования к Администрации города Нягани, а также не представил доказательства бездействий Администрация города Нягани по созданию необходимых условий для обеспечения качества питьевой воды.
В силу ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в полномочия органов местного самоуправления относится организация в границах городского округа водоснабжения населения. Однако это не означает, что на органы местного самоуправления возложены непосредственные обязанности по поставке воды потребителям. Организация в границах городского округа водоснабжения населения предполагает определение лица, ответственного за оказание таких услуг и имеющего соответствующие лицензии, наделение данного лица имуществом, предназначенным для организации услуг тепло-, водоснабжения, водоотведения потребителей. Администрацией города принято постановление от 14.05.2008 № 1401 «Об организации услуг теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения для населения и организаций города».
Обеспечение качества воды в соответствии с ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возложено на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Аналогичная позиция изложена в пп. «б» п. 49 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» согласно которой исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.
Нормы СанПин 2.1.4.1074-01, на которые ссылается прокурор, распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Администрация города Нягани не устраняется от решения проблемы качества питьевой воды, что подтверждается принятием решения о строительстве новой станции очистки воды. Администрацией города Нягани в лице уполномоченных им учреждений с целью строительства вышеуказанного объекта были проведены следующие мероприятия, а именно: проведены необходимые инженерно-геологические изыскания местности, где строится данный объект, и разработан проект «Питьевое водоснабжение г. Нягани (корректировка РП и технологической схемы станции очистки воды). Указанный проект в ДД.ММ.ГГГГ прошел все необходимые согласования и экспертизы. ДД.ММ.ГГГГ для строительства станции очистки воды г. Нягань с ООО «...» был заключен муниципальный контракт №, согласно которому срок строительства определен с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Строительство станции ведется в сроки, установленные строительными нормами и правилами.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ООО «...» завершены работы по залу фильтров 1 ступени очистки воды: монтаж стеновых и кровельных панелей, устройство фундаментов под оборудование, монтаж металлических конструкций площадок обслуживания оборудования и т.д.; получено и смонтировано технологическое оборудование: фильтры напорные осветительные - 24 шт., блок технологических насосов, блок насосов промывки, блок аэрации-дегазации с системой распределения и вентиляции, выполнена обвязка оборудования и установка запорной арматуры (150 единиц). Выполнены фундаменты и смонтированы два резервуара промывной воды емкостью по 500 куб.м. Установлено ограждение территории в две нитки (внешнее из ж/б панелей с наращиванием колючей проволокой, внутреннее - металлическое сетчатое).
В связи с неудовлетворительным техническим состоянием существующих резервуаров накопителей в перечень объектов включен 1 резервуар чистой воды РЧВ-5000 куб.м. из полного развития 2 стадии строительства. В настоящее время с ООО «...» заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках которого будут выполнены внутриплощадочные технологические трубопроводы, сети водоснабжения и канализации, смонтирован резервуар чистой воды емкостью 5000 куб.м., построены и переоборудованы существующие камеры переключения.
Для улучшения технического состояния магистральных сетей водоснабжения за ДД.ММ.ГГГГ была закончена реконструкция тепловых сетей и ГВС, ХВС микрорайона №, реконструкция водопровода по <адрес>, выполнена реконструкция центральных тепловых пунктов № в мкр. №, № в ж.р. <адрес>. Разработана проектно-сметная документация по объектам «Реконструкция сетей водоснабжения и канализации в ж.р. Западный», «Реконструкция сетей тепло-, водоснабжения в мкр. №». Запланированный перечень работ по ремонту и реконструкции сетей на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приведен в основных мероприятиях программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры города Нягани на ДД.ММ.ГГГГ, утв. решением Думы города Нягани от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кроме того, Администрация города Нягани ежегодно оказывает финансовую поддержку ОАО «Няганские энергетические ресурсы» за счет бюджета города Нягани в виде субсидий на погашение затрат или недополученных доходов по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению. В ДД.ММ.ГГГГ было выделено ... млн. рублей, в ДД.ММ.ГГГГ. - ... млн. рублей.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста начальник Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в ХМАО-Югре в г.Нягани и Октябрьском районе ФИО5 поддержала требования прокурора, указывая на то, что производство и предоставление коммунальных услуг централизованного водоснабжения г.Нягани осуществляет ОАО «Няганские энергетические ресурсы». Отсутствие водоочистных сооружений определяет качество подаваемое воды населению. По данным ежемесячных отчетов лаборатории ОАО «НЭРС» качество воды стабильно не соответствует нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателям железа, марганца и мутности. Причина повышенного содержания в воде железа, марганца, ненормативной мутности заключается в природных свойствах воды, а также отсутствии полного цикла водоподготовки перед подачей в распределительную сеть коммунального водопровода, а также изношенность водопроводных сетей, что не исключает вторичного загрязнения воды, подаваемой потребителю. Полагает, что ОАО «НЭРС» бездействует в части приятия эффективных мер для исполнения ч.3 ст.19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» по обеспечению потребителей города Нягани питьевой водой в приоритетном порядке и соответствующей нормативам СанПиН 2.1.4.107-01.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится организация в границах городского округа водоснабжения населения, но не возложение непосредственно обязанностей по поставке воды потребителям.
Организация в границах городского округа водоснабжения населения предполагает определение лица, ответственного за оказание таких услуг, имеющего соответствующие лицензии, наделение его имуществом, предназначенным для организации водоснабжения, водоотведения потребителей.
Утверждения представителя Администрации г.Нягани об организации водоснабжения подтверждается материалами дела: постановлением от 14.05.2008 № 1401 «Об организации услуг теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения для населения и организаций города», Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «Нягансие энергетические ресурсы» в соответствии с которым последнему переданы объекты и сети водоснабжения и водоотведения, включая все относящееся оборудование, здания, сооружения, коммуникации для оказания соответствующих услуг в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ч.2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
В силу ст. 11 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановления, предписания и санитарно-эпидемиологических заключения осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Аналогичные требования изложены в пп. «б» п. 49 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», согласно которому исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.
Поскольку вода является необходимым элементом жизнеобеспечения населения, её качество должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01. «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 26.09.2001 г.№ 24.
Пунктом 1.3 Правил предусмотрено, что они распространяются на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарным правилам и нормам прямо возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию таких систем.
Из материалов дела видно, что качество питьевой воды подаваемой через централизованные системы водоснабжения населению города Нягани ОАО «Няганские энергетические ресурсы» не соответствует нормативам СанПиН по показателям железа, марганца и мутности. Указанное обстоятельство подтверждается протоколом лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ №, заявлениями Территориального отдела в г.Нягани и Октябрьском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в ХМАО -Югре в адрес прокуратуры, заключением специалиста, данному в судебном заседании. Доказательства, подтверждающие принятие эффективных мер со стороны ОАО «Няганские энергетические ресурсы» для подачи воды в соответствии с нормативами суду не предоставлены.
Утверждения представителя Администрации города Нягани о принимаемых мерах для улучшения качества питьевой воды нашли подтверждение в судебном заседании.
ИЗ материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ для строительства станции очистки воды заключен муниципальный контракт № с ООО «...» Срок окончания строительства - ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации МУ «...» от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ООО «...» завершены работы по залу фильтров 1 ступени очистки воды: монтаж стеновых и кровельных панелей, устройство фундаментов под оборудование, монтаж металлических конструкций площадок обслуживания оборудования; получено и смонтировано технологическое оборудование: фильтры напорные осветительные - 24 шт., блок технологических насосов, блок насосов промывки, блок аэрации-дегазации с системой распределения и вентиляции, выполнена обвязка оборудования и установка запорной арматуры (150 единиц). Выполнены фундаменты и смонтированы два резервуара промывной воды емкостью по 500 куб.м. Установлено ограждение территории в две нитки (внешнее из ж/б панелей с наращиванием колючей проволокой, внутреннее - металлическое сетчатое).
В связи с неудовлетворительным техническим состоянием существующих резервуаров накопителей в перечень объектов включен 1 резервуар чистой воды РЧВ-5000 куб.м. из полного развития 2 стадии строительства.
ДД.ММ.ГГГГ с ООО «...» заключен муниципальный контракт № в рамках которого предусмотрено строительство резервуара чистой воды емкостью 5000 куб.м., на подобъекте «Станция очистки воды» в составе объекта «Питьевое водоснабжение г.Нягань».
Решением Думы города Нягань 24.12.2009 № 743 утверждена Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры города Нягани на ДД.ММ.ГГГГ, в которой предусмотрены строительство и капитальный ремонт резервуаров чистой воды, реконструкция тепловых сетей и ГВС, ХВС микрорайона №, реконструкция водопровода по <адрес>, выполнена реконструкция центральных тепловых пунктов № в мкр. №, № в ж.р. <адрес>.
Администрация города Нягани за счет бюджета города Нягани в виде субсидий на погашение затрат или недополученных доходов по услугам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения выделила ОАО «НЭРС» в ДД.ММ.ГГГГ ... млн. рублей, в ДД.ММ.ГГГГ - ... млн. рублей, что подтверждается справкой МУ «...» от ДД.ММ.ГГГГ №.
В предварительном судебном заседании суд предложил истцу конкретизировать исковые требования в части создания необходимых условий Администрацией города Нягани для обеспечения качества питьевой воды, однако, истцом требования не были конкретизированы.
В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Учитывая, что Администрация г.Нягани предоставила суду доказательства, подтверждающие принятие мер по организации и условий для обеспечения качества питьевой воды подаваемой посредством централизованного водоснабжения соответствующим нормативам, при таких обстоятельствах исковые требования заявленные к Администрации г.Нягани не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.194-196 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г.Нягани удовлетворить частично.
Обязать Открытое акционерное общество «Няганские энергетические ресурсы» обеспечить качество питьевой воды, подаваемой посредством централизованного водоснабжения, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В иске к Администрации города Нягань об обязании создания необходимых условий для обеспечения качества питьевой воды, подаваемой посредством централизованного водоснабжения, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» отказать.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Няганские энергетические ресурсы» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере ... руб.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Няганский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 08 апреля 2011 года.
Судья Г.Е.Тарасова