№2-353 /2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2011года г.Нягань
Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Тарасовой Г.Е
при секретаре Орловой Г.А.
с участием заместителя прокурора г.Нягань Брюхиной Н.В., ответчика Бизякиной Д.В., представителя ответчика Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» Ефименко А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Нягань в защиту интересов Российской Федерации к Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», Бизякиной ... об устранении государственным учреждением коррупционных правонарушений путем расторжения трудового договора
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Нягань в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» (далее ФГУЗ), Бизякиной Д.В. об устранении коррупционных правонарушений путем расторжения трудового договора с Бизякиной Д.В. Требования мотивировал тем, что на основании заявления жительницы ... ФИО5 по факту занятия руководящей должности филиала ФГУЗ лицом, не имеющего высшего медицинского образования прокуратурой города Нягани была проведена проверка, по результатам которой установлено, что Бизякина Д.В. с ... года работала по трудовому договору в должности главного государствен-ного санитарного врача Октябрьского района. Приказом ФГУЗ от ДД.ММ.ГГГГ за № Бизякина Д.В. была переведена из ГУ« Центр Госсанэпидемнадзора в Октябрьском районе и городе Нягани» в ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО в Октябрьском районе и городе Нягани».
Приказом главного врача ФГУЗ от ДД.ММ.ГГГГ за № Бизякина Д.В. назначена на должность главного врача филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в Октябрьском районе и в городе Нягани» и в данной должности работает по настоящее время.
В соответствии со статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Кроме того, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих предусматривает для главных врачей федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии наличие высшего профессиональное образования по специальности «Медико-профилактическое дело» и послевузовское профессиональное образование и (или) дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы», стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 5 лет. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07 июля 2009 г. № 415н утверждены квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, согласно которым главный врач (директор, заведующий, начальник) учреждений здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека должен иметь высшее профессиональное образование по специальности «060104 Медико-профилактическое дело» послевузовское профессиональное образование или дополнительное образование в виде интернатуры и (или) ординатуры по специальности «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы» или профессиональной переподготовки по специальности «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы».
Бизякина Д.В. же имеет среднее профессиональное образование по специальности «фельдшер» (диплом о среднем профессиональном образовании серии ... №, выданный в ДД.ММ.ГГГГ Ханты - Мансийским медицинским училищем).
Представление прокурора г.Нягани об устранении данного нарушения главный врач ФГУЗ оставил без удовлетворения, указывая на отсутствие оснований для расторжения трудового договора с Бизякиной Д.В, поскольку последняя имеет стаж работы, награждена знаком «Отличник здравоохранения», постоянно повышает свою квалификацию, её работа носит организационный характер, связанный, преимущественно с подписанием различного рода договоров, счетов фактур и прочих документов.
Прокурор просит признать трудовой договор заключенный ФГУЗ с Бизякиной Д.В. ДД.ММ.ГГГГ за № недействительным в силу того, что действующее законодательство прямо запрещает фельдшерам занимать руководящие должности в учреждениях здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека независимо от того, как эти работники характеризуются, какие медали и награды имеют, какие курсы повышения квалификации проходили, поскольку к замещению данных должностей имеется единственное требование - высшее профессиональное образование по специальности, послевузовское профессиональное образование или дополнительное образование в виде интернатуры и (или) ординатуры по специальности «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы» или профессиональной переподготовки по специальности «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы».
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
ФГУЗ выполняет государственный надзор и контроль за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в сфере защиты прав потребителей, предупреждению вредного воздействия на человека факторов среды, следовательно, все его работники должны подчиняться правилам, установленными государством, в том числе в части предъявления квалификационных требований к работникам и руководителям.
Главный врач ФГУЗ, стремясь сохранить государственную должность за руководителем филиала Бизякиной Д.В. достоверно зная о незаконности занимаемой ею должности, злоупотребляет своим служебным положением, вопреки законным интересам общества и государства, в целях сохранения имущественных прав в виде руководящей должности филиала государственного учреждения для Бизякиной Д.В., что является проявлением коррупционного фактора с точки зрения ФЗ от 25.12.2008 года № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции».
В статье 6 Закона «О противодействии коррупции» в качестве одной из мер по профилактике коррупции является предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, тогда как ответчица Бизякина Д.В. таким требованиям не соответствует.
Одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является, согласно статье 7 Закона «О противодействии коррупции» сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов.
Пресечение коррупционных правонарушений является мерой по защите публичных интересов, реализует принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений и направлено на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению публичных лиц. Органы прокуратуры в соответствии со ст. 5 Закона «О противодействии коррупции» наделены правом реализовывать свои полномочия в этой сфере в соответствии с действующим законодательством.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил суд обязать ФГУЗ устранить коррупционные правонарушения, выразившиеся в незаконном принятии на должность главного врача филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре в городе Нягани и Октябрьском районе» посредством расторжения трудового договора № заключённого ДД.ММ.ГГГГ между Бизякиной Д.В. и Федеральным государственным учреждением здравоохранения «Центр Гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».
В судебном заседании заместитель прокурора г.Нягань Брюхина Н.В. поддержала уточненные исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ФГУЗ Ефименко А.Г. и Бизякина Д.В. исковые требования не признали, ссылаясь на то, что прокурор не представил доказательства, являющиеся основанием для расторжения трудового договора с Бизякиной Д.В., а именно приговор суда о признании действий главного врача филиала Бизякиной Д.В. коррупционными. Коррупционные действия отсутствуют как в действиях Бизякиной Д.В. так и в действиях ФГУЗ. Кроме того, полагают, что прокурор неправильно применяет к данному спору ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07. 1993г. №5487-1 в которой указано, кто вправе заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью.
В соответствии с Положением «О Филиале Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» в городе Нягань и Октябрьском районе» от ДД.ММ.ГГГГ № целью деятельности Филиала является обеспечение деятельности (Роспотребнадзора) Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу в г. Нягань и Октябрьского р-на.
Задачами Филиала Центра является осуществление государственного надзора и контроля за исполнением требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в сфере защиты прав потребителей, предупреждению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, профилактике инфекционных и массовых инфекционных заболеваний населения.
Деятельность Центра регулируется Федеральным Законом от 30.03. 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и её нельзя отождествлять с деятельностью лечебных медицинских учреждений.
Пункт 6 «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»( утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 6 ноября 2009 года N 869) предусматривает, что лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы. Аналогичные условия назначения на должность лиц, не имеющих соответствующий уровень профессионального образования имелись и раннее действовавших приказах: Приказ Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения" Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 октября 1999 г. Per. № 1943. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, дополненное (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (П. 8 - соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно действующему положению о порядке проведения аттестации. При этом особое внимание уделяется качественному и эффективному выполнению работ.
Отсутствие у Бизякиной Д.В. диплома о высшем профессиональном образовании при наличии диплома о среднем медицинском образовании, необходимого стажа работы, на основании решения аттестационной, тарификационной комиссий не может быть квалифицировано как назначение на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность.
Бизякина Д.В. имеет стаж работы на руководящих должностях более 18 лет, ей выдан сертификат № от ДД.ММ.ГГГГ по специальности «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы» подтвержденный в ... году. Руководимый Бизякиной Д.В. филиал Центра гигиены проводит лабораторные исследования воды, пищевых продуктов, почвы, смывов с внешней среды, воздуха в закрытых помещениях и занимается медицинской и фармацевтической деятельностью.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Бизякина Д.В. в ... году получила диплом о среднем профессиональном образовании по специальности «фельдшер» на основании которого была принята на работу на должность помощника санитарного врача Октябрьской районной санитарно-эпидемиологической станции. На основании приказа главного врача Центра государственного санитарно-эпидемиологичского надзора в ХМАО от ДД.ММ.ГГГГ № Бизякина Д.В. была назначена исполняющей обязанности главного врача центра Госсанэпиднадзора в Октябрьском районе. Основания для назначения на должность стаж работы в руководящей должности в качестве заведующей Приобским санитарным отделом с ... г. по ... г. и прохождение аттестации в аттестационной комиссии при Центре Госэпиднадзора Тюменской области. На основании аттестации ей присвоена высшая квалификационная категория, что подтверждается удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ Высшая квалификационная категория по специальности «Гигиена и Санитария» подтверждена по настоящее время. Приказом Министра здравоохранения РФ в ... г. награждена знаком «Отличник здравоохранения».
На основании приказа главного врача ФГУ Центра государственного санитрано-эпидемиологического надзора в ХМАО от ДД.ММ.ГГГГ № Бизякина Д.В. назначена главным врачом центра эпиднадзора в Октябрьском районе, главным государственным врачом Октябрьского района.
ДД.ММ.ГГГГ Бизякина Д.В. сдала квалификационный экзамен и решением аттестационной комиссии при Санкт-Петербургской медицинской академии ей присвоена специальность «Гигиена и санитария».
ДД.ММ.ГГГГ окончила Уральскую академию гуманитарных наук и получила диплом по специальности «экономика и управление предприятием».
ДД.ММ.ГГГГ прошла курсы повышения квалификации «менеджмент и экономика учреждений Госэпиднадзора» в Санкт-Петербургской академии методов и техники управления получив соответствующий сертификат.
ДД.ММ.ГГГГ повышала квалификацию в Санкт-Петербургской медицинской академии им Сеченова, получив соответствующее свидетельство.
ДД.ММ.ГГГГ решением квалификационной комиссии при Всероссийском центре медицины катастроф «Защита» в <адрес> Бизякиной Д.В. присвоена специальность « социальная гигиена и организация Госсанэпиднадзора». Сертификат продлен до 2013 года.
Приказом и.о. главного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре» от ДД.ММ.ГГГГ Бизякина Д.В. назначена на должность исполняющей обязанности главного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре в Октябрьском районе и г.Нягани».
Приказом главного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре» от ДД.ММ.ГГГГ Бмизякина Д.В. назанчена на должность главного врача филиала ФГУЗ ««Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре в Октябрьском районе и г.Нягани» где работает по настоящее время.
В соответствии со ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ № право на занятие медицинской деятельностью в РФ имеют лица, получившее высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста.
Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 20.05.1997 г. № 156 лица, окончившие средние медицинские образовательные организации могут быть допущены к осуществлению профессиональной деятельности на основании диплома о профессиональном образовании и квалификации, а на занятие видами деятельности, требующей дополнительной подготовки - после прохождения курсов специализации и получения сертификата специалиста.
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) действовавший на день издания приказа от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Бизякиной Д.В. на должность предусматривал, что соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно действующему положению о порядке проведения аттестации ( п.8).
Следовательно, отсутствие у Бизякиной Д.В. диплома о высшем профессиональном образовании при наличии диплома о среднем медицинском образовании и необходимого стажа работы, решений аттестационной, тарификационной комиссий не может расцениваться как назначение на должность с нарушением требований закона.
Ссылка прокурора на Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Приказом Минздрава и соцразвития РФ № 869 от 06.11.2009 г. предусматривающий для главных врачей федеральных государственных учреждений здравоохранения - Центров гигиены и эпидемиологии наличие высшего профессиональное образования по специальности «Медико-профилактическое дело» и послевузовское профессиональное образование и (или) дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы», стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 5 лет., а также приказ Минздравсоцразвития РФ от 07 июля 2009 г. № 415н утвердивший квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, согласно которым главный врач (директор, заведующий, начальник) учреждений здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека должен иметь высшее профессиональное образование по специальности «060104 Медико-профилактическое дело» послевузовское профессиональное образование или дополнительное образование в виде интернатуры и (или) ординатуры по специальности «социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы» или профессиональной переподготовки по специальности «социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы» не могут являться основаниями для расторжения ранее заключенного трудового договора.
Указанные требования могут быть предъявлены к Бизякиной Д.В. в ходе проведения очередной аттестации.
Кроме того, пункт 6 «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» ( утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 6 ноября 2009 года N 869) предусматривает, что лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы.
В соответствии с действующим трудовым законодательством трудовой договор, заключенный с Бизякиной Д.В. может быть прекращен по основаниям, предусмотренным Трудовым Кодексом РФ.
Общие основания прекращения трудового договора предусмотрены ст.77 ТК РФ.
В зависимости от обстоятельств, послуживших причиной для прекращения трудовых отношений, все перечисленные в ст.77 ТК РФ основания прекращения трудового договора могут быть разделены на четыре группы. Первую составляют случаи прекращения трудового договора по взаимному волеизъявлению сторон, т.е. по их соглашению. Ко второй группе относятся основания прекращения трудового договора по инициативе одной из сторон- работодателя ( ст.81 ТК РФ) или работника( ст.80 ТК РФ).Третью группу оснований прекращения трудового договора составляют случаи отказа одной из сторон договор продолжать трудовые отношения пот ем или иным обстоятельствам. Четвертую группу оснований составляют обстоятельства, не зависящие от воли сторон, и нарушения правил заключения трудового договора. ( ст.84 ТК РФ).
В соответствии со ст.84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в следующих случаях:
заключение трудового договора в нарушение приговора суда о лишении конкретного лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
заключение трудового договора на выполнение работы, противопоказанной данному работнику по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
отсутствие соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом;
заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, о дисквалификации или ином административном наказании, исключающем возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, либо заключение трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы; в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из системного толкования выше указанных норм следует, что прокурор, не являясь стороной трудового договора, не относится к лицам, имеющим право требовать прекращения трудового договора и вмешиваться в договорные отношения определенные трудовым договором.
В соответствии со статьей 1 ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Утверждения прокурора о том, что в действиях главного врача ФГУЗ проявляется коррупционный фактор и злоупотребление служебным положением являются не состоятельными и ничем не подтвержденными.
Статья 6 Закона «О противодействии коррупции» предусматривающая в качестве меры по профилактике коррупции предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, распространяется на граждан, претендующих на замещение должности. Бизякина Д.В. же была назначена на занимаемую должность в соответствии с действовавшими в тот период нормативными актами.
На основании изложенного требования прокурора не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске прокурору г.Нягань в защиту интересов Российской Федерации к Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», Бизякиной ... об устранении государственным учреждением коррупционных правонарушений путем расторжения трудового договора заключенного ДД.ММ.ГГГГ за № с Бизякиной ... отказать.
Решение может быть обжаловано в Ханты-Мансийский окружной суд через Няганский городской суд в течение 10дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 апреля 2011 года
Судья Г.Е.Тарасова