Дело №2-488/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2011года г.Нягань
Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Басковой
С участием ст.помощника прокурора г.Нягань Чепуренко Е.В.
Представителя ответчика Верещагиной <данные изъяты>
При секретаре Ермоченко И.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Нягань в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» об ограничении доступа к Интернет-сайтам, содержащих информацию террористической направленности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Нягани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «<данные изъяты> » по месту нахождения Югорского филиала в г.Нягани об обязании ограничить доступ к Интернет-сайтам <данные изъяты> путём добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP - адресов указанных сайтов.
В обоснование требований указал, что ОАО «<данные изъяты>», действуя на основании Устава и в соответствии с лицензиями осуществляет соединение юридических и физических лиц с сетью Интернет, является интернет-провайдером на территории Ханты-Мансийского автономного округа.
Прокуратурой г. Нягани на основании приказа генерального прокурора РФ от <данные изъяты>. № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» проведена проверка доступности на территории города Нягани информации, размещённой в сети «Интернет» по изготовлению бомб и взрывчатых веществ в домашних условиях.
Установлено, что на территории города Нягани доступ к интернет ресурсам <данные изъяты> является открытым, никем не ограничен. Услуги по организации доступа к сети интернет осуществляются, в том числе и Югорским филиалом «<данные изъяты>». Вышеуказанные интернет-ресурсы содержат информацию-руководство по изготовлению взрывчатых веществ и бомб в домашних условиях. В некоторых интернет ресурсах, например прямо прописано, что данная информация является пособием для террористов, другие источники оговаривают, что данные инструкции разработаны исключительно в мирных целях (для самозащиты), однако описывают «потрясающий разрушительный эффект» от предложенных для изготовления бомб. Согласно ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с изменениями от 27 июля 2006 г., 8 ноября, 22, 30 декабря 2008 г., 27 июля 2010 г.) террористическая деятельность включает в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; б) подстрекательство к террористическому акту; в) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; г) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. Под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.), ратифицированная Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 3-ФЗ и вступившей в силу для Российской Федерации 29 марта 2003 года, под терроризмом понимает также любое другое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, - и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон" (статья 1). В Российской Федерации действует также Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.) (Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом РФ от 13 февраля 2001 г. № 19-ФЗ). Ст. 2 названной Конвенции гласит, что любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно доставляет, помещает, приводит в действие или взрывает взрывное или иное смертоносное устройство в пределах мест общественного пользования, государственного или правительственного объекта, объекта системы общественного транспорта или объекта инфраструктуры. В ч. 3 ст. 2 этой же Конвенции сказано, что любое лицо также совершает преступление, если оно: а) участвует в качестве соучастника в совершении какого-либо из преступлений, указанных в п. 1 или 2; или б) организует других лиц или руководит ими с целью совершения какого-либо из преступлений, указанных в п. 1 или 2; или в) любым другим образом способствует совершению одного или более преступлений, указанных в п. 1 или 2, группой лиц, действующих с общей целью; такое содействие должно оказываться умышленно и либо в целях поддержки общего характера преступной деятельности или цели группы, или же с осознанием умысла группы совершить соответствующее преступление или преступления.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об оружии" под оружием следует понимать устройства и предметы как отечественного, так и иностранного производства, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели. Под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха. К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т.п. Под взрывными устройствами следует понимать промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.). Взрывчатые вещества на территории РФ могут производиться лишь лицензированными организациями, предназначение взрывчатых веществ - промышленные либо военные цели (см. например, Положение о лицензировании производства взрывчатых материалов промышленно гоназначения (утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2008 г. N 279) (с изменениями от 21 апреля, 24 сентября 2010 г.)). Таким образом, размещённая в вышеуказанных Интернет-ресурсах информация по изготовлению бомб и взрывчатых веществ в домашних условиях, является информацией террористической направленности. Данная информация направлена на пропаганду идей терроризма, призывает использовать бомбы и взрывчатые вещества для совершения различного рода диверсий, террористических актов и проч. Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», определяющей правовой режим передачи информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей, при условии соблюдения требований федеральных законов к распространению информации, передача информации осуществляется свободно, без каких - либо ограничений. Вместе с тем, указанный выше Федеральный закон устанавливает запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (п. 6 ст. 10). Ст. 223 УК РФ за незаконное изготовление боеприпасов и взрывчатых веществ предусмотрена уголовная ответственность. Таким образом, распространение в сети интернет информации, содержащей руководство по изготовлению бомб и взрывчатых веществ в домашних условиях, запрещено в силу закона. Часть 1 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает ограничение доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Учитывая перечисленные обстоятельства, доступ к вышеуказанным сайтам должен быть ограничен посредством добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP - адресов сайтов.
Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных проблем, нашего общества. Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны и жизни людей. Сегодня продолжается формирование глобальных террористических сетей, создаются инфраструктуры террористических группировок, в том числе по финансированию террористической деятельности; отмечается тенденция подготовки более редких, но все более масштабных акций; молодые люди включались в различные неформальные объединения, от которых при определенных условиях может исходить террористическая опасность. В том числе базирующаяся на убеждении, что принимаемые в рамках закона меры борьбы с сепаратистским и исламским терроризмом не являются результативными.
Наличие подобного рода доступных Интернет-ресурсов провоцирует радикально настроенных граждан на приведение их террористических планов в действие, упрощает процедуру создания оружия, предназначенного для уничтожения большого количества людей, а значит подрывает безопасность страны и граждан. Однако прокурору неизвестно, кто конкретно из граждан может пострадать от возможного взрыва самодельно изготовленной бомбы, то есть круг лиц, интересы которого отстаивает прокурор, не определён.
В судебном заседании старший помощник прокурора Чепуренко Е.В. поддержал исковые требования в части, просит обязать Открытое акционерное общество «<данные изъяты>» ограничить доступ к Интернет сайтам: <данные изъяты> путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IР адресов указанного сайта. В остальной части исковые требования не поддерживает.
Представитель ответчика ОАО «<данные изъяты>» Верещагина <данные изъяты> в судебном заседании иск не признала, пояснив, что «<данные изъяты>» осуществляет деятельность по предоставлению доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет. Указанная деятельность осуществляется на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций на телематические услуги связи № 65910, путем заключения соответствующих договоров оказания услуг связи. При этом, ОАО «<данные изъяты>» не является хостинг-провайдером, то есть не оказывает услуги по предоставлению сервера с ip-адресом, на котором размещается интернет-сайт. Ограничение доступа к информации без оснований, предусмотренных законом, повлечет нарушение прав и свобод лиц из числа абонентов ОАО «<данные изъяты>». ОАО «<данные изъяты>» не является лицом, распространяющим информацию, находящуюся на указанном Интернет-ресурсе, а представляет доступ к информации для третьих лиц. Полагает, что для эффективного ограничения доступа к определенному сайту необходимо на постоянной основе отслеживать изменение iр-адреса определенного Интернет-ресурса. Кроме того, на одном сервере с iр-адресом может располагаться неограниченное количество сайтов (Интернет - ресурсов) и добавление одного iр-адреса в фильтры может повлечь необоснованное ограничение доступа к иным Интернет-ресурсам не признанным экстремистскими.
Заслушав объяснения ст.помощника прокуратура, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора г. Нягани в защиту интересов неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, ОАО «<данные изъяты>» действует на основании Устава и в соответствии с лицензиями, осуществляет соединение юридических и физических лиц с сетью Интернет, является интернет-провайдером на территории Ханты-Мансийского автономного округа.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Федеральным Законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г. № 114 ФЗ на территории РФ запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков экстремизма. Кроме того, запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 1 названного закона, одним из признаков экстремистской деятельности является воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения.
Согласно п.6 ст. 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с п.5 ст. 15 названного закона передача информации посредством использования информационно - коммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (п.6 ст.10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»).
В соответствии со статьей 9 указанного закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 3 ст. 17 названного ФЗ предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации. Ответчик знал об ограничении доступа к вышеуказанным Интернет-сайтам.
Обеспечение доступа к информации, направленной на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой и религиозной розни, вызывает неприязнь к образу жизни, культуре граждан русской национальности, подрывает основы национальной безопасности Российской Федерации, нарушает конституционные права граждан, которые они могут использовать и защищать вне зависимости от национальной или расовой принадлежности.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательств, доступ к вышеуказанным Интернет - сайтам подлежит ограничению.
Суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что добавление IР-адреса может повлечь необоснованное ограничение доступа к иным Интернет - ресурсам не признанными экстремистскими.
Учитывая, что при подаче иска прокурор был освобожден от уплаты госпошлины, с ответчика подлежит взыскать в доход бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора города Нягань удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Региональный технический центр» ограничить доступ к интернет сайтам: <данные изъяты> путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP адресов указанных сайтов.
Взыскать с открытого акционерного общества «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Ханты-Мансийский окружной суд через Няганский городской суд в 10-ти дневный срок с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Баскова Л.В.
Верно, судья
Няганского городского суда Баскова Л.В.