Дело № 2-722/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 июня 2011 года г. Нягань Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Басковой Л.В. с участием заместителя прокурора г. Нягань Брюхиной Н.В. представителя администрации г. Нягань Иванова <данные изъяты>., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ при секретаре Ермоченко И.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Нягань в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования города Нягань, Комитету по финансам Администрации города Нягань о понуждении к совершению действий по организации на территории города муниципальных дошкольных образовательных учреждений УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Нягань обратился в суд с иском к Администрации г. Нягань о понуждении к совершению действий по организации на территории города муниципальных дошкольных образовательных учреждений, где в качестве третьего лица привлечен комитет образования и науки Администрации г. Нягани. ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитету по финансам Администрации г. Нягань. Свои требования прокурор г. Нягань мотивировал тем, что прокуратурой г. Нягани проведена проверка исполнения требований законодательства о доступности дошкольного образования на территории г. Нягани, по результатам которой было установлено. На территории г. Нягань в 2011 г. свою Деятельность осуществляют 12 муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений и 1 муниципальное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в очереди для поступления в дошкольные образовательные учреждения состоит <данные изъяты> детей, в том числе от рождения до 1,5 лет - <данные изъяты> Таким образом, <данные изъяты> детей достигшие <данные изъяты> лет в настоящее время не могут воспользоваться правом на доступное дошкольное образование. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ фактическая численность детей в дошкольных образовательных учреждениях г. Нягани составляет <данные изъяты> человека, при этом, согласно лицензий дошкольные образовательные учреждения могут принять <данные изъяты> детей, таким образом, в дошкольных образовательных учреждениях г. Нягани имеет место превышение предельной численности детей. По расчетам органов местного самоуправления в настоящее время нормативная потребность мест в дошкольных образовательных учреждениях составляет <данные изъяты> из расчета <данные изъяты> мест на <данные изъяты> детей дошкольного возраста. Фактическая потребность в 2010 г. составила <данные изъяты> место. Дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях составляет <данные изъяты> мест. Одной из причин нарушения прав детей на доступное дошкольное образование следует считать недостаточные меры, принимаемые Администрацией г. Нягани для решения данного вопроса. В судебном заседании заместитель прокурора на исковых требованиях настаивала. Представитель Администрации г. Нягань исковые требования прокурора г. Нягань не признает, пояснил, что в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время. В соответствии со ст. 77 и ст. 78 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» надзор прокуратуры за исполнением законодательства органами местного самоуправления может осуществляться в рамках дел, возникающих из публичных правоотношений (путём оспаривания нормативно-правовых актов и (или) подачи заявления об обжаловании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления). В поданном иске прокурор мотивирую письмом комитета образования и науки от ДД.ММ.ГГГГ № (иные доказательства прокурором не представлены) указывает на то, что принимаемые Администрацией г. Нягани меры, для решения данного вопроса, являются недостаточными. Вместе с тем, в иске прокурор почему-то умалчивает о том, что помимо перечисленных в вышеуказанном письме мер Администрацией г. Нягани принято решение о строительстве на территории г. Нягани 5 детских садов и о капитальном ремонте здания блока начальных классов МОУ СОШ № 6 под размещение МДОУ «Детский сад № 9 «Белоснежка» на 240 мест. Отмечу, что такой вид работ как строительство объектов образования является технически сложным видом работ и нельзя так просто приступить к их проведению как считает прокурор в своем иске. Для того, чтобы построить такой объект сначала необходимо провести инженерно-геологические изыскания местности, где планируется его строительство (указанные изыскания позволяют определить структуру грунта, его свойства, коэффициент фильтрации, коррозионную агрессивность грунтов и грунтовых вод, глубину залегания грунтовых вод и др., и без проведения подобных исследований невозможно вести проектирование и само строительство), затем разработать проектную документацию, которая в обязательном порядке должна получить положительные заключения соответствующих экспертиз, после этого получить разрешение на строительство и только после выполнения всего вышеуказанного комплекса мер и выделения необходимых бюджетных средств можно приступать к непосредственному выполнению работ. При этом, следует учитывать, что для бюджетных учреждений для выполнения указанных работ (изыскания, проектирование, строительство) в обязательном порядке требуется проведение торгов, что также отнимает значительную часть времени. В рамках реализации окружной программы «Развитие материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений в ХМАО - Югре» за период с 2007 г. по 2011г. была разработана вся необходимая проектно-сметная документация для строительства в г. Нягани 5 дошкольных учреждений: детский сад на 100 мест в <адрес>; детский сад на 320 мест в <адрес>; детский сад на 320 мест в <адрес>; детский сад на 320 мест в <адрес>; детский сад на 140 мест в <адрес>. Данный факт подтверждается муниципальными контрактами № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и актами приема-сдачи проектной документации к ним. Согласно ответа МУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № разработанная проектная документация на детский сад на 140 мест в <адрес> направлена на проведение государственной экспертизы. Строительство двух детских садов - детский сад на 320 мест <адрес> уже будет начато в 2011 году в рамках государственного частного партнерства строительной компанией ЗАО «<данные изъяты>» В настоящее данной компании. Администрацией г. Нягани уже выделены земельные участки (договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ) и от них поступили заявления о выдаче, разрешения на строительство. После решения вопроса с передачей проектной документации им будет выдано разрешение на строительство. Еще один детский сад на 320 мест в <адрес> будет построен в 2011г. в рамках областной целевой программы «<данные изъяты>». Помимо прочего в 2011 г. будет произведен капитальный ремонт здания блока начальных классов МОУ СОШ № 6 под размещение МДОУ. «Детский сад № 9 «Белоснежка» на 240 мест. В марте 2011 г. МУ «<данные изъяты>» была завершена разработка проектно-сметной документации на проведение данного ремонта и документация передана МДОУ «Детский сад № 9 «Белоснежка», что подтверждается письмом от № от ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ после проведения торгов был заключен договор на непосредственное выполнение капитального ремонта. Администрация г. Нягани не бездействует, а с учетом имеющихся в ее распоряжении средств выполняет все возможные мероприятия по организации строительства дошкольных учреждений. Согласно ст. 10 Конституции РФ в РФ предусмотрено, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В силу ст. 12 Конституции РФ Российской Федерацией признается и гарантируется местное самоуправление и местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Представитель соответчика Комитета по финансам Администрации г. Нягани в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки не сообщил суду и не просил рассмотреть дело в их отсутствии. Представитель третьего лица Комитета образования и науки Администрации г. Нягани в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки не сообщил суду и не просил рассмотреть дело в их отсутствии. Свидетель Н. суду пояснила, что за период с ДД.ММ.ГГГГ. в г.Нягань в рамках реализации окружной программы «<данные изъяты>» будет построено 5 дошкольных учреждений: детский сад на 100мест в <адрес>, детский сад на 320мест в <адрес>, детский сад на 320 мест в <адрес>., детский сад на 320мест в <адрес>., детский сад на 140мест в <адрес>. На сегодняшний день разработана вся необходимая проектно-сметная документация для строительства. Строительство детского сада на 320мест в <адрес>. и детского сада на 320мест в <адрес> начато. В рамках окружной целевой программы «<данные изъяты>» в 2011г. будет построен детский сад в жилом районе <данные изъяты> на 320мест. Помимо этого будет произведен капитальный ремонт здания блока начальных классов МОУ СОШ №6 под размещение МДОУ «Детский сад №9 «Белоснежка» на 220мест. К 2013г. планируется построить 3 детских сада на 960мест. Детский сад на 140 мест в <адрес>., на 300мест жилом районе <адрес>, капитальный ремонт МОУ СОШ №6 под детский сад на 220мест, и капитальный ремонт МОУ СОШ №11 под детский сад на 260мест, всего на 1880мест. Выслушав заместителя прокурора г. Нягань, представителя ответчика - Администрации г. Нягани, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Прокурор г.Нягань обратился в суд с иском к ответчикам о понуждении к совершению действий по организации на территории города Нягань муниципальных дошкольных образовательных учреждений, просил обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать на территории города Нягани дошкольные образовательные учреждения на 2140мест. Ст. 43 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», каждому гарантируется право на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. Аналогичные нормы содержаться в п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании», а также в п. 13 ч. 1 ст. 13 Устава г. Нягани, принятого решением Думы г. Нягани от 28 июля 2005 г.. № 413 (с изменениями от 27 января 2011 г.). В ч. 1 ст. 36 Устава г. Нягани, прописано, что Администрация г. Нягани является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Согласно ст. 46 Устава г. Нягани, Администрация г. Нягани в сфере образования организует общедоступное бесплатное дошкольное образование на территории города, а также создает муниципальные образовательные учреждения. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями, установленными ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а именно, органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения, финансировать муниципальные учреждения, формировать и размещать муниципальный заказ. В судебном заседании установлено, что на территории г. Нягань в 2011 г. свою деятельность осуществляют 12 муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений и 1 муниципальное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в очереди для поступления в дошкольные образовательные учреждения состоит <данные изъяты> детей, в том числе от рождения до 1,5 лет - <данные изъяты>. Таким образом, <данные изъяты> детей достигшие 1,5 лет в настоящее время не могут воспользоваться правом на доступное дошкольное образование. Представителем ответчика Администрации г.Нягань представлены документы: договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, договор № от ДД.ММ.ГГГГ, контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ из которых видно, что разработана вся необходимая проектно-сметная документация для строительства в г. Нягани 5 дошкольных учреждений: детский сад на 100 мест в <адрес>; детский сад на 320 мест в <адрес>; детский сад на 320 мест в <адрес>; детский сад на 320 мест в <адрес>; детский сад на 140 мест в <адрес>. Помимо этого будет произведен капитальный ремонт здания блока начальных классов МОУ СОШ №6 под размещение МДОУ «Детский сад №9 «Белоснежка» на 220мест. Как пояснила в судебном заседании свидетель Н.. к 2013г. планируется построить 3 детских сада на 960мест. Детский сад на 140 мест в <данные изъяты>., на 300мест <данные изъяты>, капитальный ремонт МОУ СОШ №6 под детский сад на 220мест, и капитальный ремонт МОУ СОШ №11 под детский сад на 260мест, всего на 1880мест. На основании изложенного суд приходит к выводу требования прокурора подлежат удовлетворению, т.к. длительное время нарушаются права детей на доступность дошкольного образования. Однако суд приходит к выводу, что требуемый истцом срок до ДД.ММ.ГГГГ является невыполнимым, т.к. пояснила в судебном заседании свидетель, детские сады будут построены только в 2013г. Поэтому суд считает возможным установить реальный срок для организации на территории города Нягани дошкольных образовательных учреждений до ДД.ММ.ГГГГ Требования к Комитету по финансам администрации города Нягань не подлежат удовлетворению, т.к. рассматриваются требования не о возмещении вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Ответственность по ст. 1069-1070 ГК несут Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование, в связи с чем потерпевшие могут предъявлять иски к ним самим. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора города Нягань удовлетворить частично. Обязать Администрацию города Нягань организовать на территории города Нягань дошкольные учреждения на 2140 мест в срок до 01.09.2013 года. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Ханты-Мансийский городской суд через Няганский городской суд в 10-ти дневный срок с момента изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 27.06.2011г. Судья Баскова Л.В.