О понуждении к совершению действий по организации на территории города муниципальных дошкольных образовательных учреждений



        Дело № 2-722/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2011 года                                                                                 г. Нягань

Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Басковой Л.В.

с участием заместителя прокурора г. Нягань Брюхиной Н.В.

представителя администрации г. Нягань Иванова <данные изъяты>., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

при секретаре Ермоченко И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Нягань в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования города Нягань, Комитету по финансам Администрации города Нягань о понуждении к совершению действий по организации на территории города муниципальных дошкольных образовательных учреждений

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Нягань обратился в суд с иском к Администрации                     г. Нягань о понуждении к совершению действий по организации на территории города муниципальных дошкольных образовательных учреждений, где в качестве третьего лица привлечен комитет образования и науки Администрации г. Нягани.

ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитету по финансам Администрации г. Нягань.

Свои требования прокурор г. Нягань мотивировал тем, что прокуратурой г. Нягани проведена проверка исполнения требований законодательства о доступности дошкольного образования на территории              г. Нягани, по результатам которой было установлено.

На территории г. Нягань в 2011 г. свою Деятельность осуществляют            12 муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений и 1 муниципальное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад».

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в очереди для поступления в дошкольные образовательные учреждения состоит <данные изъяты> детей, в том числе от рождения до 1,5 лет - <данные изъяты>

Таким образом, <данные изъяты> детей достигшие <данные изъяты> лет в настоящее время не могут воспользоваться правом на доступное дошкольное образование.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ фактическая численность детей в дошкольных образовательных учреждениях г. Нягани составляет <данные изъяты> человека, при этом, согласно лицензий дошкольные образовательные учреждения могут принять <данные изъяты> детей, таким образом, в дошкольных образовательных учреждениях г. Нягани имеет место превышение предельной численности детей.

По расчетам органов местного самоуправления в настоящее время нормативная потребность мест в дошкольных образовательных учреждениях составляет <данные изъяты> из расчета <данные изъяты> мест на <данные изъяты> детей дошкольного возраста. Фактическая потребность в 2010 г. составила <данные изъяты> место.

Дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях составляет <данные изъяты> мест.

Одной из причин нарушения прав детей на доступное дошкольное образование следует считать недостаточные меры, принимаемые Администрацией г. Нягани для решения данного вопроса.

В судебном заседании заместитель прокурора на исковых требованиях настаивала.

Представитель Администрации г. Нягань исковые требования прокурора г. Нягань не признает, пояснил, что в соответствии с п. 13 ч. 1                    ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии со ст. 77 и ст. 78 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» надзор прокуратуры за исполнением законодательства органами местного самоуправления может осуществляться в рамках дел, возникающих из публичных правоотношений (путём оспаривания нормативно-правовых актов и (или) подачи заявления об обжаловании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления).

В поданном иске прокурор мотивирую письмом комитета образования и науки от ДД.ММ.ГГГГ (иные доказательства прокурором не представлены) указывает на то, что принимаемые Администрацией г. Нягани меры, для решения данного вопроса, являются недостаточными.

Вместе с тем, в иске прокурор почему-то умалчивает о том, что помимо перечисленных в вышеуказанном письме мер Администрацией г. Нягани принято решение о строительстве на территории г. Нягани 5 детских садов и о капитальном ремонте здания блока начальных классов МОУ СОШ № 6 под размещение МДОУ «Детский сад № 9 «Белоснежка» на 240 мест.

Отмечу, что такой вид работ как строительство объектов образования является технически сложным видом работ и нельзя так просто приступить к их проведению как считает прокурор в своем иске. Для того, чтобы построить такой объект сначала необходимо провести инженерно-геологические изыскания местности, где планируется его строительство (указанные изыскания позволяют определить структуру грунта, его свойства, коэффициент фильтрации, коррозионную агрессивность грунтов и грунтовых вод, глубину залегания грунтовых вод и др., и без проведения подобных исследований невозможно вести проектирование и само строительство), затем разработать проектную документацию, которая в обязательном порядке должна получить положительные заключения соответствующих экспертиз, после этого получить разрешение на строительство и только после выполнения всего вышеуказанного комплекса мер и выделения необходимых бюджетных средств можно приступать к непосредственному выполнению работ.

При этом, следует учитывать, что для бюджетных учреждений для выполнения указанных работ (изыскания, проектирование, строительство) в обязательном порядке требуется проведение торгов, что также отнимает значительную часть времени.

В рамках реализации окружной программы «Развитие материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений в ХМАО - Югре» за период с 2007 г. по 2011г. была разработана вся необходимая проектно-сметная документация для строительства в г. Нягани 5 дошкольных учреждений: детский сад на 100 мест в <адрес>; детский сад на 320 мест в <адрес>; детский сад на 320 мест в <адрес>; детский сад на 320 мест в <адрес>; детский сад на 140 мест в <адрес>.

Данный факт подтверждается муниципальными контрактами                       от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ,                от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и актами приема-сдачи проектной документации к ним.

Согласно ответа МУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ разработанная проектная документация на детский сад на 140 мест в <адрес> направлена на проведение государственной экспертизы.

Строительство двух детских садов - детский сад на 320 мест <адрес> уже будет начато в 2011 году в рамках государственного частного партнерства строительной компанией ЗАО «<данные изъяты>» В настоящее данной компании. Администрацией г. Нягани уже выделены земельные участки (договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ) и от них поступили заявления о выдаче, разрешения на строительство. После решения вопроса с передачей проектной документации им будет выдано разрешение на строительство.

Еще один детский сад на 320 мест в <адрес> будет построен в 2011г. в рамках областной целевой программы «<данные изъяты>».

Помимо прочего в 2011 г. будет произведен капитальный ремонт здания блока начальных классов МОУ СОШ № 6 под размещение МДОУ. «Детский сад № 9 «Белоснежка» на 240 мест. В марте 2011 г. МУ «<данные изъяты>» была завершена разработка проектно-сметной документации на проведение данного ремонта и документация передана МДОУ «Детский сад № 9 «Белоснежка», что подтверждается письмом от от ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ после проведения торгов был заключен договор на непосредственное выполнение капитального ремонта.

Администрация г. Нягани не бездействует, а с учетом имеющихся в ее распоряжении средств выполняет все возможные мероприятия по организации строительства дошкольных учреждений.

Согласно ст. 10 Конституции РФ в РФ предусмотрено, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В силу ст. 12 Конституции РФ Российской Федерацией признается и гарантируется местное самоуправление и местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Представитель соответчика Комитета по финансам Администрации            г. Нягани в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки не сообщил суду и не просил рассмотреть дело в их отсутствии.

Представитель третьего лица Комитета образования и науки Администрации г. Нягани в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки не сообщил суду и не просил рассмотреть дело в их отсутствии.

Свидетель Н. суду пояснила, что за период с ДД.ММ.ГГГГ. в г.Нягань в рамках реализации окружной программы «<данные изъяты>» будет построено 5 дошкольных учреждений: детский сад на 100мест в <адрес>, детский сад на 320мест в <адрес>, детский сад на 320 мест в <адрес>., детский сад на 320мест в <адрес>., детский сад на 140мест в <адрес>. На сегодняшний день разработана вся необходимая проектно-сметная документация для строительства.

Строительство детского сада на 320мест в <адрес>. и детского сада на 320мест в <адрес> начато. В рамках окружной целевой программы «<данные изъяты>» в 2011г. будет построен детский сад в жилом районе <данные изъяты> на 320мест. Помимо этого будет произведен капитальный ремонт здания блока начальных классов МОУ СОШ №6 под размещение МДОУ «Детский сад №9 «Белоснежка» на 220мест.

К 2013г. планируется построить 3 детских сада на 960мест. Детский сад на 140 мест в <адрес>., на 300мест жилом районе <адрес>, капитальный ремонт МОУ СОШ №6 под детский сад на 220мест, и капитальный ремонт МОУ СОШ №11 под детский сад на 260мест, всего на 1880мест.

Выслушав заместителя прокурора г. Нягань, представителя ответчика - Администрации г. Нягани, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Прокурор г.Нягань обратился в суд с иском к ответчикам о понуждении к совершению действий по организации на территории города Нягань муниципальных дошкольных образовательных учреждений, просил обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать на территории города Нягани дошкольные образовательные учреждения на 2140мест.

Ст. 43 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», каждому гарантируется право на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г.            № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. Аналогичные нормы содержаться в п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании», а также в п. 13 ч. 1 ст. 13 Устава г. Нягани, принятого решением Думы г. Нягани от 28 июля 2005 г.. № 413 (с изменениями от        27 января 2011 г.).

В ч. 1 ст. 36 Устава г. Нягани, прописано, что Администрация г. Нягани является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Согласно ст. 46 Устава г. Нягани, Администрация г. Нягани в сфере образования организует общедоступное бесплатное дошкольное образование на территории города, а также создает муниципальные образовательные учреждения.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями, установленными ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а именно, органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения, финансировать муниципальные учреждения, формировать и размещать муниципальный заказ.

В судебном заседании установлено, что на территории г. Нягань в 2011 г. свою деятельность осуществляют 12 муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений и 1 муниципальное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад».

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в очереди для поступления в дошкольные образовательные учреждения состоит <данные изъяты> детей, в том числе от рождения до 1,5 лет - <данные изъяты>.

Таким образом, <данные изъяты> детей достигшие 1,5 лет в настоящее время не могут воспользоваться правом на доступное дошкольное образование.

Представителем ответчика Администрации г.Нягань представлены документы: договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, договор от ДД.ММ.ГГГГ, контракт от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ из которых видно, что разработана вся необходимая проектно-сметная документация для строительства в г. Нягани 5 дошкольных учреждений: детский сад на 100 мест в <адрес>; детский сад на 320 мест в <адрес>; детский сад на 320 мест в <адрес>; детский сад на 320 мест в <адрес>; детский сад на 140 мест в <адрес>.

Помимо этого будет произведен капитальный ремонт здания блока начальных классов МОУ СОШ №6 под размещение МДОУ «Детский сад №9 «Белоснежка» на 220мест.

Как пояснила в судебном заседании свидетель Н.. к 2013г. планируется построить 3 детских сада на 960мест. Детский сад на 140 мест в <данные изъяты>., на 300мест <данные изъяты>, капитальный ремонт МОУ СОШ №6 под детский сад на 220мест, и капитальный ремонт МОУ СОШ №11 под детский сад на 260мест, всего на 1880мест.

На основании изложенного суд приходит к выводу требования прокурора подлежат удовлетворению, т.к. длительное время нарушаются права детей на доступность дошкольного образования.

Однако суд приходит к выводу, что требуемый истцом срок до ДД.ММ.ГГГГ является невыполнимым, т.к. пояснила в судебном заседании свидетель, детские сады будут построены только в 2013г.

Поэтому суд считает возможным установить реальный срок для организации на территории города Нягани дошкольных образовательных учреждений до ДД.ММ.ГГГГ

Требования к Комитету по финансам администрации города Нягань не подлежат удовлетворению, т.к. рассматриваются требования не о возмещении вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Ответственность по ст. 1069-1070 ГК несут Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование, в связи с чем потерпевшие могут предъявлять иски к ним самим.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Нягань удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Нягань организовать на территории города Нягань дошкольные учреждения на 2140 мест в срок до               01.09.2013 года.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ханты-Мансийский городской суд через Няганский городской суд в 10-ти дневный срок с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27.06.2011г.

Судья        Баскова Л.В.