О предоставлении благоустроенного жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2011 года г.Нягань

Няганский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Беца Г.Д.

секретаре Балабановой Ю.Н.

При участии истицы Русаковой О.В. и ее представителя Патракова Е.В.

Представителя ответчика Яблокова В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русаковой О.В. к Администрации МО <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения

У С Т А Н О В И Л

Истица предъявила иск к ответчику о предоставлении ей и членам ее семьи благоустроенное жилое помещение, взамен сгоревшего.

В обоснование искового заявления пояснила следующее.

Дата Дата в результате пожара в доме            <адрес> от воздействия огня и высокой температуры уничтожена часть квартир, а также значительно повреждены конструктивные элементы квартир, в том числе квартира в которой она проживала с членами своей семьи. Восстановлению и реконструкции квартира не подлежит.

При этом, ранее указанный дом был признан непригодным для проживания по двум параметрам: ветхость и превышение предельно допустимой концентрации фенола и формальдегида.

Вина какого-либо лица в возникновении пожара до настоящего времени не установлена.

Таким образом, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, она и ее семья лишились жилого помещения. Купить жилье не в состоянии, получить жилые помещения по иным основаниям не представляется возможным. Проживает с семьей в квартире матери в жилом помещении <данные изъяты> кв.м., поскольку средств на покупку квартиры не имеет.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Однако на ее заявление о предоставлении жилого помещения администрация МО <адрес> ответила отказом, мотивируя тем, что она не состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на ст.57 Жилищного кодекса РФ.

Считает, что такой отказ является неправомерным и нарушает ее конституционное право на предоставление жилого помещения. Нормативно обосновала свои требования.

В связи с изложенным в исковом заявлении просила суд удовлетворить ее иск в полном объеме.

При этом обязать Администрацию МО <адрес> предоставить ей и членам ее семьи благоустроенное жилое помещение, состоящее из 2 комнат, отвечающее требованиям, установленным ст. 15 ЖК РФ.

В судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме.

Представитель истицы в судебном заседании поддержал требования доверительницы, нормативно обосновав заявленные требования.

Представитель ответчика иск не признал, пояснив суду, что истица не является малоимущей и отсутствуют доказательства нуждаемости в жилье.

Представил письменные возражения на иск, с нормативным обоснованием по возражениям.

Русаков А.А.вызванный в судебное заседание в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился. Извещен надлежащим образом. Заявлением в адрес суда просил дело рассмотреть без его участия.

Интересы третьего лица, малолетней ФИО1 <данные изъяты>, представляет, как законный представитель, ее мать, Русакова О.В.

Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно его лишен.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Таким образом, основанием предоставления жилого помещения в силу конституционного закона являются условия малоимущности граждан и нуждаемость в жилье иных граждан.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 05 марта 2009 года за № 376-О-П по жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав п. 1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, органы государственной и муниципальной власти оказывают содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

При этом, нуждающимся может быть признан как наниматель, так и собственник жилого помещения.

Реализуя конституционную обязанность, законодатель на федеральном уровне предусмотрел предоставление гражданам во внеочередном порядке жилые помещения, которых, признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащими (ст.57 п.2 пп 1 ЖК РФ)

Как установлено в судебном заседании Дата. в результате пожара в доме <адрес> от воздействия огня и высокой температуры уничтожена часть квартир, в том числе и квартира истицы Русаковой О.В., которая являлась нанимателем сгоревшего жилого помещения, в связи, чем по факту пожара было возбуждено уголовное дело (л.д.7-8)

Вместе с тем, согласно материалов дела лицо, виновное в пожаре, не установлено, о чем свидетельствует Постановление, о приостановлении предварительного дознания, в связи с не установлением лица, подлежащего к привлечению в качестве обвиняемого от Дата

В силу ч.1 п.2 ст.57 ЖК РФ для предоставления жилого помещения вне очереди необходимо два условия: непригодность для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащими, и, следовательно, нуждающимися в жилом помещении (ст.51 ЖК РФ) а также в силу конституционного закона (ст.40) и ст.49 ЖК РФ граждане должны быть признаны малоимущими, в установленном законом порядке.

Как видно из представленной информации Главы <адрес> к Русаковой О.В. (л.д.11), а также Протокола заседания межведомственной комиссии МО <адрес> от Дата заключением межведомственной комиссии МО <адрес> за , жилые помещения, расположенные по адресу <адрес> были признаны непригодными для проживания по параметрам ветхости и превышения предельно-допустимой концентрации фенола и формальдегида, однако межведомственной комиссией не вынесено решения о признании указанного дома, подлежащим сносу, в результате его аварийности и ремонту и реконструкции не подлежащим.

Однако, согласно пояснений сторон, дом был поставлен на учет за для последующего сноса и выселения граждан с предоставлением другого жилого помещения.

Таким образом, до пожара межведомственная комиссия <адрес> не признавала дом аварийным, ремонту и реконструкции не подлежащим, и, следовательно, подлежащим сносу вне очереди, о чем свидетельствует представленный в материалах дела Протокол (л.д.48) и информационное письмо Главы <адрес> к Русаковой О.В. (л.д.11)

Вместе с тем, согласно Определения Конституционного суда, предоставление нанимателям жилого помещения, во внеочередном порядке, взамен поврежденного пожаром, возможно, но только в том случае если гражданин признан малоимущим, а также иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилом помещении, даже если они не стоят в очереди на жилье, как в нем нуждающиеся.

Как видно из представленного в материалах дела письма Управления социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> Дата, а также Департамента имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Дата семья Русаковой О.В.. на учете, как получатель государственной социальной помощи не состоит, малоимущими в законном порядке не признаны.

Вместе с тем, согласно представленных в материалах справок о доходах физических лиц средняя заработная плата истицы в 2010-2011 годах составила .. руб..

При этом ее муж в указанный период не работал, состоит на учете в <данные изъяты> центре занятости населения, о чем свидетельствует имеющиеся в материалах дела: договор Дата и свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, о постановке в июне 2011 года Русакова А.А. в качестве предпринимателя.

Таким образом, несмотря на тот факт, что семья истицы не состоит на учете как малоимущая, однако согласно установленным в суде доходам ее семьи она, в силу финансового неблагополучия, не в состоянии самостоятельно преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию, связанную с пожаром, по приобретению иного жилья.

Кроме того, в силу ч.1 п.3 ст.51 гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма признаются проживающие в помещении, не отвечающие установленным для жилых помещений требованиям.

При этом у них должно быть отсутствие жилья либо неудовлетворительное состояние жилища

Согласно Положения № 47 от 26 января 2006 года «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (в редакции от 2 августа 2007 года) признается жилье, находящееся в ветхом состоянии, в аварийном состоянии, а также в котором выявлено вредное воздействие факторов среды обитания.

Как видно из Протокола заседания межведомственной комиссии МО <адрес> от Дата заключением межведомственной комиссии МО <адрес> за , жилые помещения, расположенные по адресу <адрес> были признаны непригодными для проживания по параметрам ветхости и превышения предельно-допустимой концентрации фенола и формальдегида.

Согласно указанного Протокола (л.д.48 оборотная сторона) подъезд, где проживал истец в настоящее время не существует, поскольку, в результате пожара, был уничтожен огнем и, отсутствуют строительные конструкции данного подъезда, которые были вывезены Администрацией МО <адрес>, в связи с их непригодностью для восстановления, о чем свидетельствует имеющейся в материалах дела отчет оценки сгоревшего подъезда, в котором проживала истица.

Истица предоставила в суд справку, что жилое помещение, в котором она проживает в <адрес>, ей не принадлежит, и пояснила, что после пожара она вселилась в квартиру матери, где с семьей из трех человек проживает на ее площади в комнате в <данные изъяты> кв.м., поскольку в маневренном жилье не могла проживать, по причине отсутствия благоустройства (один туалет на всем этаже) из-за больного ребенка, который с детства имеет заболевание кишечно-желудочного тракта и за ней необходим каждодневный санитарный уход

Следовательно, в силу конституционного закона (ст.40) и федерального закона п.2 пп.1 ст.57 ЖК РФ, а также разъяснений Конституционного суда в Определении Конституционного Суда РФ от 05 марта 2009 года за № 376-О-П истица вправе требовать предоставления ей и членам ее семьи иного жилого помещения на условиях социального найма, поскольку имеет низкий доход, бывшее жилое помещение было признано непригодным для проживания и имеется острая нуждаемость в ином жилом помещении, которое ее семья не в состоянии приобрести в силу сложившихся трудных обстоятельств.

В соответствии с п.3 ст.51 ЖК РФ, наниматель Русакова О.В. является нуждающейся в жилом помещении, поскольку квартира, в которой проживала наниматель Русакова О.В.. с членами семьи до пожара было признано непригодным для проживания, а после пожара подъезд восстановлению не подлежал, о чем свидетельствует отчет Сибирского агентства оценки, следовательно, в силу конституционного закона (ст.40), федерального закона (ст.86 ЖК РФ), а также разъяснений, указанных в Определении Конституционного Суда РФ от 05 марта 2009 года за № 376-О-П она, как нуждающаяся, в силу закона, и не имеющая иного жилого помещения, как наниматель утраченного жилого помещения, вправе требовать предоставления ей постоянного жилья, соответствующего требованиям ст.15 ЖК РФ.

Согласно п.3 ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: жилое помещение признано непригодным для проживания;

В силу п.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Как видно из представленного в материалах дела поквартирной карточки утраченного жилого помещения (остальные документы сгорели при пожаре) истица имела квартиру, состоящую из двух комнат общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м. следовательно, жилое помещение должно быть предоставлено равноценным указанному, на условиях социального найма, поскольку в соответствии с п.1 ст.49 ЖК РФ жилое помещение государственного или муниципального жилого фонда предоставляется по договору социального найма.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Обязать Администрацию МО <адрес> предоставить Русаковой О.В. и членам ее семьи двухкомнатную благоустроенную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. по договору социального найма, отвечающую требованиям ст.15 ЖК РФ.

Решение может быть обжаловано в Ханты-Мансийский окружной суд через Няганский городской суд в 10-ти дневный срок.

Судья                                          Г.Д, Беца