Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 07 сентября 2011 года г. Нягань Няганский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Николаевой И.М. при секретаре Бородиной Н.В. с участием истца Ярухиной М.А., а также представителя ответчика Ситяевой Н.И., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1563/2011 по иску Ярухиной М.А. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нягани об отмене решения, Ярухина М.А. обратилась в суд с иском об отмене решения. Свои требования мотивировала тем, что дата она обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нягани с проездными документами на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. На заявление получила отказ, поскольку отдых проведен за пределами Российской Федерации. Считает, что данным решением ответчик поставил её в неравное положение с не работающими пенсионерами, но отдыхавшими на территории РФ. Просила отменить решение ГУ УПФ РФ в г. Нягань № от дата об отказе в выплате компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно и обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нягани выплатить компенсацию стоимости проезда до границы Российской Федерации в размере <данные изъяты> В судебном заседании истец исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Представитель ответчика Ситяева Н.И. в судебном заседании исковые требования не признала, считает отказ в оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно правомерным, поскольку истец отдыхала за пределами территории Российской Федерации. Заслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Ярухина М.А. является получателем пенсии по инвалидности, проживает в г.Нягани что подтверждается пенсионным удостоверением. В период с дата она выезжала на отдых в <адрес>, что подтверждается проездными документами (л.д.10-13). По возвращению в город Нягань истец обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда в г. Нягань ХМАО - Югры с заявлением о компенсации расходов стоимости проезда к месту отдыха и обратно, предоставив железнодорожные билеты. Должностными лицами Управления пенсионного фонда в г.Нягани было принято решение № от дата об отказе в оплате проезда, поскольку истец отдыхал за пределами Российской Федерации. В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на территории Российской Федерации. Следовательно, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, в силу ст.19, которой, все равны перед законом. При этом, в соответствии с ч.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Обязанность суда при разрешении конкретного дела применить непосредственно положения Конституции Российской Федерации и отказать в применении противоречащего им Федерального закона или иного правового акта вытекает также из нормы п.3 ст.5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в силу которой суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, общепринятым принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, закону субъектов Российской Федерации принимает решение в соответствие с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. Аналогичные требования содержатся в ст.11 ГПК РФ. Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» устанавливает гарантии по возмещению затрат гражданам, в связи с работой в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Статьей 34 указанного закона установлено, что пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и являющимся получателями трудовых пенсий по старости или инвалидности один раз в два года осуществляется компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, в порядке и условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ за № 176 от 01 апреля 2005 года утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к месту отдыха и обратно на территории РФ. В соответствии с п. 7 и 9 указанных Правил предусматривается предоставление компенсации в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. При этом решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки - отдых, а не форма его организации. Поскольку получателям трудовых пенсий по старости и инвалидности не гарантируется предоставление путевок для отдыха и лечения на предусмотренных законом РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» условиях, нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно не могут рассматриваться, как препятствующие возмещению пенсионерам фактически произведенных расходов по оплате стоимости проезда к любому месту в Российской Федерации, избранному ими для отдыха, в том числе и для самостоятельного организованного, и обратно - при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха. При этом Определением Конституционного Суда РФ № 38-0 от 02 февраля 2006 года указано, что исключение такой возможности не согласуется со смыслом ст. 34 названного Закона и вопреки требованиям ст. 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации при реализации мер государственной поддержки ставит часть проживающих в северных регионах получателей трудовых пенсий по старости и инвалидности в неравное положение с другими, а также приводит к неоправданному ограничению прав пенсионеров, которые при отсутствии регулярного обеспечения их путевками бесплатно или на льготных условиях свободны в выборе вида и места своего отдыха и соответственно проезда к нему. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и положений ст. 55 Конституции РФ, реализация права на получение компенсации по оплате проезда по территории Российской Федерации не может быть поставлена в зависимость от выбранного гражданином места отдыха. Кроме того, применение ГУ УПФ РФ в г.Нягани п. 7 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях к месту отдыха и обратно является ограничением гражданских прав на оплату проезда по территории Российской Федерации к любому месту отдыха. Установленное п.п.7 и 8 названных Правил не отвечает указанным целям и не подлежит применению по данному спору, как противоречащее Конституции Российской Федерации, являющейся актом прямого действия, в связи, с чем решение должностных лиц ГУ УПФ РФ в г.Нягани отказывающих в оплате проезда Ярухиной М.А. до границы Российской Федерации, в связи с её отдыхом за пределами Российской Федерации не может быть признано законным и подлежит отмене по изложенным основаниям. Истец просит взыскать с ответчика компенсацию стоимости проезда по территории РФ к месту отдыха и обратно. В подтверждение чего предоставила копии проездных железнодорожных билетов, справки о стоимости проезда железнодорожным транспортом от станции Нягань до станции Москва, от станции Москва до станции Брянск от станции Брянск до станции Москва и от станции Москва до станции Нягань. Так, из справки, выданной Уральским железнодорожным агентством следует, что стоимость проезда от станции Нягань до станции Москва на дату проезда дата в плацкартном вагоне без постельного белья составляла <данные изъяты>; стоимость проезда от станции Москва до станции Брянск отправлением дата в плацкартном вагоне пассажирского поезда составляла <данные изъяты> стоимость проезда от станции Брянск до станции Москва отправлением дата в плацкартном вагоне пассажирского поезда составляла <данные изъяты>; стоимость проезда от станции Москва до станции Нягань Москва на дату проезда дата в плацкартном вагоне без постельного белья составляла <данные изъяты>. Таким образом, в пользу Ярухиной М.А. подлежит взысканию сумма <данные изъяты> потраченная истцом на проезд к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации, за исключением стоимости постельных принадлежностей, поскольку в соответствии с п.7 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 августа 2008 года № 408 н "Об утверждении разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176" в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату постельных принадлежностей. С учетом изложенного исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При подаче искового заявления истец на основании ст.333.36 НК РФ был освобожден от уплаты госпошлины. Ответчик же льгот, предусмотренных законом не имеет, следовательно, с него подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> Руководствуясь ст.34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», ст.ст.194-198 ГПК РФ суд, Исковые требования Ярухиной М.А. удовлетворить частично. Отменить решение Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Нягани Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № от дата об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда. Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Нягани Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выплатить Ярухиной М.А. компенсацию в счет оплаты стоимости проезда по территории Российской Федерации в период с дата в размере <данные изъяты> В остальной части иска отказать. Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Нягани Ханты-Мансийского автономного округа - Югры госпошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней через Няганский городской суд. Судья И.М. Николаева