Об отмене решения и признании права



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 сентября 2011 года Няганский городской суд ХМАО-Югра в составе:

Председательствующего судьи: Беца Г.Д.

секретаря: Балабановой Ю.Н.

При участии истицы Заборских О.В.

Представителя ответчика Кардашевой А.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заборских О.В., Заборских Н.В. к ОАО <данные изъяты> об отмене решения и признании права

У С Т А Н О В И Л

Истцы предъявили иск к ответчику об отмене решения и признании права. В обоснование исковых требований пояснили следующее.

Дата они, как молодая семья, обратились в ОАО <данные изъяты> с заявлением о постановке на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с Подпрограммой «Ипотечное жилищное кредитование» Программы ХМАО-Югры « Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры» на 2005-2015 года», утвержденной Законом ХМАО-Югры от 11.11.2005 г. № 103-оз и Порядком реализации и финансирования подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» программы ХМАО-Югры, утвержденной Постановлением Правительства автономного округа от 08.02.2006 года № 23-п. были поставлены на учет, что подтверждается уведомлением от 15.01.2010 г. исх.№ 17.

Дата они заключили договор купли-продажи квартиры, по которому приобрели в общую долевую собственность ( по "Л доле) с несовершеннолетними детьми квартиру по адресу: <адрес>. Данный договор был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации. Кадастра и картографии Дата. Для оплаты стоимости квартиры были использованы заемные денежные средства, полученные по кредитному договору , заключенному Дата с ОАО <данные изъяты>

Все документы по приобретенной квартире были предоставлены ответчику с целью заключения Трехстороннего Соглашения для компенсации части процентной ставки по кредитному договору. Уведомлением от Дата в адрес Управляющего <данные изъяты> СБЕРБАНКА России ответчик отказал заключить трехстороннее соглашение, сославшись на окончание срока действия уведомления.

Дата они повторно обратились к ответчику с заявлением о постановке на учет для предоставления государственной поддержки и с

заявлением о признании участником подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года». Решением ответчика от Дата ( исх.№ 823) нам было отказано в признании участником подпрограммы. В качестве основания отказа сделана ссылка на п. 1 ст. 7 Порядка реализации целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Считают, что данное решение ответчика противоречит закону и нарушает их права на получение государственной поддержки.

Пункт 1 ст. 7 Порядка реализации целевой программы ХМАО-Югры не содержит такого основания отказа как отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 2 Постановления Правительства ХМАО-Югры от 05.04.2011 г. № 108-п « О порядке реализации целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» граждане, подавшие заявление на получение государственной поддержки за счет средств бюджета автономного округа на приобретение или строительство жилого помещения до 1 января 2011 года, обеспечиваются государственной поддержкой в порядке и на условиях, предусмотренных Законом ХМАО-Югры от 11 ноября 2005 г. № 103-оз и Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 8 февраля 2006 г. № 23-п. Данные нормативные акты указаны и в уведомлении о постановке на учет для предоставления государственной поддержки от 15.01.2010 г. и не предусматривают в качестве основания для снятия участников с учета в связи с приобретением жилого помещения после постановки на учет. Также данные нормативные акты не предусматривают в качестве основания отказа в предоставлении государственной поддержки после окончания срока действия уведомления. Согласно п. 2.9 Постановления Правительства ХМАО-Югры от 08.02.2006 г. № 23-п « О порядке реализации и финансирования подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» Программы ХМАО-Югры»Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы» для предоставления компенсации по окончании срока действия уведомления гражданин снова подает документы, установленные пунктами 2.2- 2.3 настоящего Порядка.

Следовательно, поскольку их право на получение государственной поддержки возникло на основании уведомления от Дата, до приобретения жилого помещения, оно должно быть реализовано после повторной подачи документов со сведениями о приобретенном жилом помещении, что и было нами сделано.

Кроме этого, уведомление об отказе заключить Трехстороннее Соглашение о компенсации части процентной ставки к кредитному договору противоречит п. 4.3 Постановления Правительства ХМАО-Югры от 08.02.2006 г. № 23-п.

В связи с изложенным, просили

1. Отменить решение ОАО <данные изъяты> от Дата об отказе в признании участником подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года».

2. Признать истцов участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» для получения государственной поддержки компенсации погашения части процентной ставки по кредитному договору , заключенному между Заборских О.В., Заборских Н.В. и Открытым акционерным обществом <данные изъяты> Дата.

В судебном заседании истица на исковых требованиях настаивала в полном объеме.

Истец в судебное заседание не явился. Заявлением в адрес суда пояснил, что не может участвовать при судебном разбирательстве, в связи с поездкой на работу. В силу ст.167 ГПК РФ дело рассматривается без его участия.

Ответчик в лице его представителя исковые требования не признала. Представила письменные возражения на иск, нормативно обосновав доводы по возражениям.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Таким образом конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жильем.

Из этого вытекает обязанность государства, органов местного самоуправления, а равно и субъектов Российской Федерации способствовать реализации гражданами права на жилое помещение.

В целях улучшения жилищных условий населения ХМАО-Югры и создание рыночного механизма обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих на территории автономного округа был принят закон Ханты-Мансийского АО-Югры от 11 ноября 2005 года за № 103-ОЗ, в соответствии с главой третьей которого участниками подпрограммы « Доступное жилье молодым» могут быть молодые семьи.

Дата истцы, подали заявление на постановку на учет, как молодая семья для участия в подпрограмме « Доступное жилье молодым» с целью получения государственной поддержки в соответствии с подпрограммой « Ипотечное жилищное кредитование.

Дата они поставлены на учет, что подтверждается представленным в материалах дела уведомлением Дата.

Дата они заключили договор купли-продажи квартиры, по которому приобрели в общую долевую собственность квартиру по адресу <адрес>.и в этот же день, что не отрицала, представитель ответчика, обратились в ипотечное агентство для заключения трехстороннего Соглашения для компенсации части процентной ставки по кредитному договору. Однако им было отказано, поскольку с 1 января 2011 года заканчивалось действие программы, утвержденной окружным законом № 103-ОЗ от 11 ноября 2005 года.

Уведомлением от Дата в адрес Управляющего <данные изъяты> Сбербанка России ответчик отказал в заключение трехстороннего соглашения, сославшись на окончание срока действия уведомления.

Как пояснила истица в Дата они вновь обратились с заявлением в ипотечное агентство Югры с просьбой поставить их на учет, поскольку в Дата вступило в действие Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 апреля 2011 г. N 108-п
"О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы (в редакции от 8 июня 2011 г.) и их записали на прием документов на Дата, в связи с чем, с указанной даты они повторно обратились к ответчику с заявлением об оказании государственной поддержки в части компенсации части процентной ставки по кредитному договору и признании их участниками подпрограммы « Ипотечное жилищное кредитование » целевой программы ХМАО-Югры « Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011 -2013 годы и на период до 2015 года.

Дата решением ответчика истцам было отказано в признании их участником подпрограммы в соответствии с п.1 ст.7 Порядка реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы, утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 апреля 2011 г. за N 108-п в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий.(Протокол ипотечного агентства Югры от 28 июня 2011 года)
         Вместе с тем, указанная норма закона (п.1 ст.7) не соответствует изложенным основаниям, так как данная норма закона регулирует порядок финансирования подпрограммы.

Кроме того, в соответствии с п.2 Постановления Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 апреля 2011 г. N 108-п "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономногоокруга - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийскогоавтономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года» установлено, что в соответствии со статьёй 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 сентября 2010 года N 148-оз "О внесении изменения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Об изменениях административно-территориального устройства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и о внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и о признании утратившими силу некоторых законов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" граждане, подавшие заявления на получение государственной поддержки за счет средств бюджета автономного округа на приобретение или строительство жилых помещений до 1 января 2011 года, обеспечиваются государственной поддержкой в порядке и на условиях, предусмотренных:

Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 N 103-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы";

постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 февраля 2006 года N 23-п "О Порядке реализации и финансирования подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы"

При этом в п.3 указанного закона определено, что гражданам, подавшим заявление на получение государственной поддержки за счет средств бюджета автономного округа на приобретение или строительство жилых помещений до 1 января 2011 года, государственная поддержка оказывается за счет средств, предусмотренных на реализацию целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года".

Как видно из материалов дела Дата истцы заключили договор купли-продажи квартиры по адресу <адрес> по кредитному договору, при этом являлись участниками подпрограммы               « Ипотечное жилищное кредитование Программы ХМАО-Югры « Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы, утвержденную законом ХМАО-Югры от 11.11.2005 года за № 103-ОЗ и Порядком реализации и финансирования подпрограммы « Ипотечное жилищное кредитование» программы ХМАО-Югры « Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2001-20015 годы, утвержденным Постановлением Правительства автономного округа от 08.02.2006 года № 23-п,о чем свидетельствует представленные в материалах дела договор купли-продажи квартиры от Дата, кредитный договор Дата, уведомление о постановке на учет истцов Дата.

Поскольку право истцов на получение государственной поддержки возникло на основании уведомления от Дата, согласно поданного ими заявления до Дата, и они признаны участниками подпрограммы « Доступное жилье молодым», следовательно, на них распространяется действие подпрограммы « Ипотечное жилищное кредитование целевой программы ХМАО-Югры « Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года, утвержденного Постановлением Правительства автономного округа от 23 декабря 2010 года за № 368 согласно п.2 Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 06 апреля 2011 года за № 108-п « Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011 год-2013 годы и на период до 2015 года, в связи, с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика, что у истцов отсутствуют основания нуждаемости в жилом помещении ошибочны, поскольку жилье они купили в период действия окружного закона № 103-ОЗ от 11.11.2005 года, следовательно, имели право на государственную поддержку компенсации погашения части процентной ставки по кредитному договору, как участники подпрограммы             « Доступное жилье молодым», как имели право и в дальнейшем в соответствии с п.2 Постановления Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 апреля 2011 г. N 108-п "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономногоокруга - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийскогоавтономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года

Отказывая в государственной поддержке участникам подпрограммы, купившим жилье в кредит, ответчик тем самым нарушил п.2 ст.40 Конституции РФ, предписывающей создавать условия для осуществления права на жилище и умаляет права молодой семьи на государственную поддержку в приобретении жилья, в соответствии с льготами, предоставленными ей субъектом Российской Федерации указанными окружными законами и Постановлений Правительства ХМАО-Югры.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Отменить решение ОАО <данные изъяты> от Дата об отказе в признании участников подпрограммы « Ипотечное кредитование» целевой программы ХМАО-Югры « Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года.

Признать Заборских О.В. и Заборских Н.В. участниками подпрограммы « Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югры « Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» для получения государственной поддержки компенсации погашения части процентной ставки по кредитному договору ,заключенному между Заборских О.В. и Заборских Н.В. и Открытым акционерным обществом « Сбербанк России» Дата.

Решение может быть обжаловано в Ханты-Мансийский окружной суд - Югра через Няганский городской суд в течение 10 дней.

Судья                                                                                       Г.Д.Беца.