об устранении препятствий в праве пользования земельным участком



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2011 года                                                              г. Нягань

Няганский городской суд ХМАО - Югра в составе:

Председательствующего судьи Вараксина П.В.

При секретаре Царевой Е.П.

С участием

Истца: Хромогиной С.А.

Представителя ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Нягани: Котелкиной Ю.В.

Представителя ответчика Думы города Нягани: Кананыкиной Е.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хромогиной <данные изъяты> к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Нягани об устранении препятствий в праве пользования земельным участком,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась с заявлением к ответчику Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Нягани об устранении препятствий в праве пользования земельным участком.

Свои требования мотивировала тем, что является собственником земельного участка площадью 1323 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>. В связи с обращением ответчика об освобождении самовольно занятого земельного участка хозяйственного назначения выяснилось, что в соответствии с генеральным планом города Нягани, красные линии (линии обозначающие существующие, планируемые границы территорий общего пользования) по <адрес>, проходят по границе указанного земельного участка. Учитывая, что хозяйственные постройки возведены до проведения красных линий, за границу которых данные постройки выходят, считает требование ответчика не обоснованными и просит обязать его устранить препятствие в праве пользования земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, путем перемещения красной линии на 5 метров от дома.

В ходе судебного заседания истица настаивала на заявленном в исковом заявлении требовании.

Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Нягани Котелкина Ю.В. требования заявленные истицей не поддержала. Суду пояснила, что Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Нягани как орган местного самоуправления в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Уставом города Нягани и Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Администрации города Нягани не имеет соответствующих полномочий по перемещению красных линий генерального плана города Нягани. Требование истец предъявил к ненадлежащему ответчику, в связи с чем, не могут быть удовлетворены.

Определением суда о подготовке дела к судебному разбирательству от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика к участию в деле привлечен орган местного самоуправления - Дума города Нягани.

Представитель ответчика Думы города Нягани Кананыкина Е.С. требования заявленные истицей не поддержала. Суду пояснила, что утверждение красных линий осуществляется путем сложного юридического действия, которое включает в себя заключение и исполнение муниципального контракта направленного на разработку проекта соответствующего генерального плана, в который включаются красные линии, проведение публичных слушаний, утверждение генерального плана решением Думы города Нягани. Решение о подготовке проекта генерального плана муниципального образования принимается главой местной администрации. Полагает, что Дума города является не надлежащим ответчиком в данном гражданско-правовом споре.

Представитель третьего лица Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нягани извещен о времени и месте проведения судебного заседания. Заявление о рассмотрении дела в их отсутствии не представили. Суд на основании п.3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьих лиц.

Ознакомившись с материалами дела, оценив и исследовав представленные сторонами доказательства, имеющиеся в материалах дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Истица является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу: <адрес>. В связи с обращением ответчика об освобождении самовольно занятого земельного участка постройками хозяйственного назначения выяснилось, что в соответствии с генеральным планом города Нягани, красные линии (линии обозначающие существующие, планируемые границы территорий общего пользования) по <адрес>, проходят по границе указанного земельного участка. Учитывая, что хозяйственные постройки возведены до проведения красных линий, за границу которых данные постройки выходят, считает требование ответчика не обоснованными и просит обязать его устранить препятствие в праве пользования земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, путем перемещения красной линии на 5 метров от дома.

В соответствии с п. 11, ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Градостроительным кодексом предусмотрено, что указанными линиями формируют территориальные зоны, которые составляют структуру правил землепользования и застройки муниципального образования (ст. 34 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 32 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ст.31 Градостроительного кодекса).

В соответствии со ст. 33 Градостроительного кодекса РФ, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ.

Из анализа указанных выше норм следует, что установление красных линий, а равно и изменение их расположения осуществляется сложным юридическим действием органом исполнительной и представительной власти муниципального образования в соответствии с полномочиями каждого органа власти.

Как видно из материалов дела, истицей предъявлены требования к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Нягани (далее - Департамент).

Определением суда о подготовке дела к судебному разбирательству от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика к участию в деле привлечен орган местного самоуправления - Дума города Нягани.

В соответствии с Положением о Департаменте (л.д.187-191) данное структурное подразделение, является органом Администрации города Нягани с правами юридического лица и наделен полномочиями в соответствии с его задачами, функциями и правами.

В соответствии со ст. 44 Устава города Нягани (л.д. 68) к полномочиям Администрации города Нягани отнесено территориальное зонирование земель города, разработка и внесение на утверждение Думы города Нягани правил землепользования и застройки.

Дума города Нягани также не наделена всей полнотой полномочий, связанных с инициацией разработки проекта Правил землепользования и застройки, разработкой проекта и утверждения Правил землепользования и застройки.

Согласно ст.41 ГПК РФ суд, установив во время разбирательства дела, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, может с согласия истца, не прекращая производства по делу, допустить замену первоначального ответчика надлежащим ответчиком.

В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному требованию.

В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ истице было предложено представить обоснования предъявления исковых требований к Департаменту (том 2, л.д. 35), кроме того, в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика Департамента суду пояснил на основании представленных документов о полномочиях в области градостроительной деятельности как Администрации города Нягани, так и Департамента.

Истица в судебном заседании настаивала на рассмотрении дела в соответствии с предъявленными требованиями к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города.

Учитывая, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, который не обладает правоспособностью, исковые требования истицы не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Хромогиной <данные изъяты> в удовлетворении заявленных исковых требований отказать

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры через Няганский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

     Судья                                                                П.В. Вараксин