об отмене решения об отказе в выплате компенсации стоимости проезда к месту одыха и обратно



                                                                                       Дело № 2-1130/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2011 года             г. Нягань

Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Басковой Л.В.

представителя ответчика Сыровацкой <данные изъяты>. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

при секретаре Ермоченко И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Веревкиной <данные изъяты> к Государственному Учреждению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации об отмене решения об отказе в выплате компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда незаконными. Просит обязать УПФ оплатить стоимость проезда к месту отдыха и обратно до границы РФ Нягань-Москва-Брянск-Москва-Нягань в размере <данные изъяты>

Свои требования мотивировала тем, что является пенсионеркой по старости. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику по поводу выплаты компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах Российской Федерации. На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ в оплате стоимости проезда ей было отказано по причине отдыха за пределами РФ. Считает данный отказ незаконным.

В судебное заседание истица не явилась, была надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного разбирательства, заявлением в адрес суда просит рассмотреть дело в ее отсутствии.

Представитель ответчика требования истицы не признала, пояснив суду, что отказ правомерен, поскольку истица отдыхала за пределами Российской Федерации.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

На основании ст. 34 Закона Российской Федерации № 4520-1 от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

В целях реализации ст. 34 Закона Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 г. № 176 утверждены «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно».

В соответствии с п. 7 и 9 указанных Правил предусматривается предоставление компенсации в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

ДД.ММ.ГГГГ Веревкина <данные изъяты>. обратилась в УПФ с заявлением об оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

ДД.ММ.ГГГГ УПФ было принято решение об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно на основании того, что отдых был за пределами РФ.

Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении за №38-0 от 02 февраля 2006 года, по смыслу статьи 34 ФЗ « О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки - отдых, а не форма его организации.

Поскольку получателям трудовых пенсий по старости и инвалидности не гарантируется предоставление путевок для отдыха и лечения на предусмотренных законом РФ « О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» условиях, нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно не могут рассматриваться, как препятствующие возмещению пенсионерам фактически произведенных расходов по оплате стоимости проезда к любому месту в Российской Федерации, избранному ими для отдыха, в том числе и для самостоятельного организованного, и обратно - при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.

В соответствии с ч.2 ст. 19 Конституции Российской Федерации -государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

При этом Определением Конституционного Суда РФ № 38-0 от 02 февраля 2006 года указано, что исключение такой возможностине согласуется со смыслом ст.34 названного Закона и вопреки требованиям ст. 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации при реализации мер государственной поддержки ставит часть проживающих в северных регионах получателей трудовых пенсий по старости и инвалидности в неравное положение с другими, а также приводит к неоправданному ограничению прав пенсионеров, которые при отсутствии регулярного обеспечения их путевками бесплатно или на льготных условиях свободны в выборе вида и места своего отдыха и соответственно проезда к нему.

Согласно ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и положений ст. 55 Конституции РФ, реализация права на получение компенсации по оплате проезда по территории Российской Федерации не может быть поставлена в зависимость от выбранного гражданином места отдыха.

Суд приходит к выводу, что пенсионер вправе самостоятельно определять вид и место своего отдыха, а компенсация проезда должна производиться вне зависимости от места отдыха пенсионера, но в пределах денежной суммы, затраченной на проезд по территории РФ.

Местом отдыха у истца является Украина, поэтому подлежит оплате стоимость проезда по территории РФ до границы.

Документами, подтверждающими факт отдыха являются железнодорожные билеты.

Согласно пункта 10 Правил компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающим стоимость проезда железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда.

В судебном заседании установлено, что иных поездов до Москвы из             г. Нягань не имеется, только фирменный поезд.

Согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ н "Об утверждении разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 176" в пункте 7 разъяснено, что в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), а также сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), и расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд более высокой категории.

Таким образом, стоимость сервисного сбора не подлежат удовлетворению

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ стоимость железнодорожных билетов Москва - Брянск составляет <данные изъяты>., Брянск - Москва                  <данные изъяты>. на одного человека.

Согласно железнодорожных проездных документов стоимость проезда Нягань - Москва составляет <данные изъяты>., Москва - Нягань составляет <данные изъяты>. на 1 человека.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Веревкиной <данные изъяты> удовлетворить.

Признать решение Государственного Учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Веревкиной <данные изъяты> в выплате компенсации расходов по оплате стоимости проезда до границы Российской Федерации к месту отдыха и обратно незаконным.

Обязать Государственное Учреждение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации выплатить Веревкиной <данные изъяты> компенсацию расходов стоимости проезда до границы Российской Федерации к месту отдыха и обратно Нягань-Москва-Брянск-Москва-Нягань в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Ханты-Мансийский окружной суд через Няганский городской суд в 10-ти дневный срок.

Судья        Баскова Л.В.

Верно, судья       Баскова Л.В.