Об отмене решения об отказе в выплате расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 ноября 2011 года Няганский городской суд ХМАО-ЮГРА в составе: Председательствующего: Беца Г.Д.

При участии секретаря: Балабановой Ю.Н.

С участием истца Суетина В.А.

Представителя ответчика Сыровацкой Т.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суетина В.А. к Государственному учреждению <данные изъяты> об отмене решениия.

УСТАНОВИЛ

Суетин В.А. предъявил иск к Государственному учреждению <данные изъяты> об отмене решения, мотивируя тем, что ему отказали в оплате проездных билетов, поскольку он отдыхал за пределами территории Российской Федерации и у него отсутствовали документы по факту отдыха.

Полагает отказ незаконным, поскольку он организовывал отдых самостоятельно, документы по отдыху предоставил, в связи, с чем отказ противоречит закону.

Просил признать незаконным решение Дата об отказе ему в выплате компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Обязать Няганское Управление <данные изъяты> произвести расчёт и выплату ему расходов на оплату стоимости проезда до границы Российской Федерации

В судебном заседании уточнил исковые требования.

Просил обязать ответчика выплатить ему расходы на оплату стоимости проезда до границы Российской Федерации к месту отдыха и обратно в размере ... руб.

Представитель ответчика исковые требования не признала, пояснив суду, что отказ правомерен, поскольку истец отдыхал за границей территории Российской Федерации.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно представленного в материалах дела удостоверения Дата истец является пенсионером.

Как видно из представленного в материалах дела листа бронирования к договору Дата, истец отдыхал в <адрес> с Дата по Дата.

По возвращении истец предъявил ответчику билеты для возмещения их стоимости, но ему было отказано, в связи с отдыхом за пределами Российской Федерации.

В соответствии ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на территории Российской Федерации.

Следовательно, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации в силу, которой, все равны перед законом (ст.19).

При этом, согласно с ч.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Обязанность суда при разрешении конкретного дела применить непосредственно положения Конституции Российской Федерации и отказать в применении противоречащего им Федерального закона или иного правового акта вытекает из нормы п.3 ст.5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ « О судебной системе Российской Федерации», в силу которой суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, общепринятым принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, закону субъектов Российской Федерации принимает решение в соответствие с правовыми положениями, имеющую наибольшую юридическую силу. Аналогичное установлено ст.11 ГПК РФ.

Закон Российской Федерации « О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» устанавливает гарантии для лиц по возмещению затрат гражданам, в связи с работой в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Ст.34 указанного закона установлено, что пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и являющимися получателями трудовых пенсий по старости или инвалидности один раз в два года осуществляется компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, в порядке и условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ за № 176 от 01 апреля 2005 года утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к месту отдыха и обратно на территории РФ.

В соответствии с п. 7 и 9 указанных Правил предусматривается предоставление компенсации в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении за №38-0 от 02 февраля 2006 года, по смыслу статьи 34 ФЗ « О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки - отдых, а не форма его организации.

Поскольку получателям трудовых пенсий по старости и инвалидности не гарантируется предоставление путевок для отдыха и лечения на предусмотренных законом РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» условиях, нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно не могут рассматриваться, как препятствующие возмещению пенсионерам фактически произведенных расходов по оплате стоимости проезда к любому месту в Российской Федерации, избранному ими для отдыха, в том числе и для самостоятельного организованного, и обратно - при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.

Согласно определению Конституционного Суда РФ № 38-0 от 02 февраля 2006 года, исключение такой возможности не согласуется со смыслом ст.34 названного Закона и вопреки требованиям ст. 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации при реализации мер государственной поддержки ставит часть проживающих в северных регионах получателей трудовых пенсий по старости и инвалидности в неравное положение с другими, а также приводит к неоправданному ограничению прав пенсионеров, которые при отсутствии регулярного обеспечения их путевками бесплатно или на льготных условиях свободны в выборе вида и места своего отдыха и соответственно проезда к нему.

В связи, с чем, нормативные положения, содержащиеся в п.7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности и проживающим районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации, не могут рассматриваться, как исключающие возможность возмещения проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пенсионерам-получателям трудовых пенсий по старости и инвалидности расходов на оплату стоимости проезда к любому месту, избранному ими для проведения отдыха, в том числе самостоятельного организованного, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.

Таким образом, исходя из указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и положений ст.55 Конституции РФ, реализация права на получение компенсации по оплате проезда по территории Российской Федерации не может быть поставлена в зависимость от выбранного пенсионером места отдыха.

Кроме того, применение ГУ <данные изъяты> п.7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях к месту отдыха и обратно является ограничением гражданских прав на оплату проезда по территории Российской Федерации к любому месту отдыха.

Согласно ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Установленное п.7 и 8 названных Правил не отвечает указанным целям и не подлежит применению по данному спору, как противоречащее Конституции Российской Федерации, являющейся актом прямого действия, в связи, с чем решение должностных лиц ГУ <данные изъяты> отказывающих в оплате проезда пенсионеру Суетину В.А. до границы Российской Федерации, в связи с его отдыхом за пределами Российской Федерации не может быть признано законным и подлежит отмене по изложенным основаниям.

Как видно из представленного листа бронирования к договору Дата и электронного билета, истец самостоятельно организовал свой отдых, пребывая на отдыхе в <адрес>

Значения ортодромических (кратчайших) расстояний от международных аэропортов Российской Федерации до зарубежных аэропортов (в границах Российской Федерации), а также процентное отношение ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии устанавливаются Главным центром Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации

Так в соответствии с таблицей значения ортодромических расстояний от международных аэропортов Российской Федерации до зарубежных аэропортов расстояние до границы Российской Федерации при перелете от Екатеринбурга до Испании, Тенерифе составляет 27.74 % от общего перелета.

Согласно представленной в материалах дела листа бронирования и электронного билета к договору Дата истец отдыхал в <адрес>.

Стоимость авиаперелета (эконом класс) по маршруту <адрес> составила для истца ... руб.., о чем свидетельствует представленная в материалах дела справка от «<данные изъяты>.

Следовательно, при расчете стоимости перелета до границы Российской Федерации, согласно значения ортодромических расстояний от международных аэропортов Российской Федерации до зарубежных аэропортов, перелет до границы Российской Федерации составил ... руб.

При этом к месту отдыха и обратно истец проезжал железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации от <адрес> до ст. Екатеринбург и обратно, затратив на переезд в плацкартном вагоне ... руб. (за минусом оплаты постельного белья, согласно разъяснений в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 августа 2008 г. N 408н « О применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176» данная оплата не предусмотрена)

Итого ... руб. затраты истца, связанные с отдыхом за переделами Российской Федерации, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Кроме того, согласно материалов дела, истец предъявил ответчику документы об отдыхе в <адрес>, что не отрицала в судебном заседании представитель ответчика, следовательно, мотив отказа ответчика об оплате билетов, в связи с отсутствием документов, подтверждающий отдых истца в <адрес> не соответствует действительности и соответственно неправомерен.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Признать незаконным решение за Дата ГУ Управления <данные изъяты> об отказе Суетину В.А. оплаты компенсации расходов стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Обязать ГУ Управление <данные изъяты> возместить Суетину В.А. компенсацию расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно в пределах Российской Федерации в сумме ... руб..

Решение может быть обжаловано в Ханты-Мансийский окружной суд через Няганский городской суд в течение 10 дней.

Судья                                                                             Г.Д.Беца