РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 ноября 2011 года г. Нягань Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Клюсовой А.И. с участием представителя истца Патракова Е.В., представителя ответчика Яблокова В.В. при секретаре Белкиной К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1844/2011 по иску Д. к Администрации муниципального образования <адрес> о предоставлении жилого помещения УСТАНОВИЛ Истец после уточнения исковых требований просит обязать ответчика предоставить ему на состав семьи благоустроенное жилое помещение, состоящее из <данные изъяты> комнат, отвечающее требованиям, установленным ст. 15 ЖК РФ на основании договора социального найма, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара в доме <адрес> была уничтожена часть квартир, в том числе квартира №, принадлежавшая ему на праве собственности, в которой он проживала с членами своей семьи. Полагает, что поскольку восстановлению и реконструкции квартира не подлежит, ранее указанный дом был признан непригодным для проживания в связи с ветхостью и превышением предельно допустимой концентрации фенола и формальдегида, вина какого-либо лица в возникновении пожара до настоящего времени не установлена, купить новое жилье он не в состоянии, то ответчик обязан предоставить ему жилое помещение. В судебное заседание истец, третьи лица Д.и К. не явились, заявлениями в адреса просили рассмотреть дело без их участия, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и третьих лиц. Представитель ответчика Яблоков В.В. в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на то, что оснований для предоставления жилого помещения истцу нет, поскольку ни он, ни члены его семьи в установленном законом порядке малоимущими не признаны, истцом не представлено доказательств нуждаемости в жилом помещении и не соблюден порядок, предусмотренный ЖК РФ для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий. Полагает, что поскольку истец в установленном законом порядке с заявлением о предоставлении жилья с предоставлением всех предусмотренных законом документов к ответчику не обращался, то ответчик не имел возможности решить вопрос о нуждаемости истца и предоставить ему жилое помещение по договору социального найма. Просил учесть, что истец являлся собственником, а не нанимателем по договору социального найма сгоревшего жилого помещения и согласно ст. 211 ГК РФ как собственник несет риск случайной гибели имущества. Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании истец являлась собственником квартиры <адрес>. Вместе с ним в квартире проживали жена Д., дочери К. ДД.ММ.ГГГГ и Д. ДД.ММ.ГГГГ. Согласно постановлениям о возбуждении уголовного дела и о приостановлении производства по данному делу № ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара в доме <адрес> от воздействия огня и высокой температуры уничтожена часть квартир, в том числе и квартира №, по факту пожара было возбуждено уголовное дело, производство по которому было приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Как видно из протокола заседания М. от ДД.ММ.ГГГГ за №, заключениями М. за № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения<адрес> были признаны непригодными для проживания в связи с физическим износом здания в целом и вследствие изменения параметров микроклимата - превышения предельно-допустимой концентрации фенола и формальдегида. Как видно из указанных заключений межведомственной комиссии решения о признании указанного дома подлежащим сносу в результате его аварийности не выносилась, дом не подлежащим ремонту и реконструкции признан не был. В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленным законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма установлены ст.51 ЖК РФ. Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту и реконструкции. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно п.7 данного Положения признание жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов находящимися в аварийном состоянии осуществляется межведомственной комиссией. В соответствии с указанным Положением Комиссия по заявлению собственника помещения или по заявлению гражданина (нанимателя) либо по заключению органов государственного контроля и надзора оценивает соответствие помещения установленным в Положении требованиям. После изучения представленных документов комиссия принимает решение: - о пригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания; - о необходимости и возможности проведения капитального ремонта; реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью привести утраченные в процессе эксплуатации характеристики жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; - о непригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания с указанием дефектов, которые не могут быть устранены технически или устранение которых экономически нецелесообразно, и критериев непригодности; - о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В силу п. 49 указанного Положения к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Следовательно, одного факта признания жилья непригодным для проживания недостаточно для предоставления вне очереди другого жилого помещения по договору социального найма. Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать жилыми помещениями граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, но только в том случае, если такие жилые помещения не подлежат ремонту и реконструкции и в отношении которых принято решение о сносе дома. Истцом суду не представлено доказательств невозможности и нецелесообразности проведения капитального ремонта дома, также как и доказательств признания его аварийным и подлежащим сносу. Заключения межведомственной комиссии не содержат сведений о невозможности и нецелесообразности проведения капитального ремонта дома, равно как и признание его аварийным и подлежащим сносу. Согласно ст. 86 ЖК РФ благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма предоставляются выселяемым из жилого помещения гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома. Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления. Ответчиком решения о сносе жилого дома не принималось. Признание жилых помещений в доме <адрес> непригодными для проживания само по себе права истца на внеочередное предоставление другого жилого помещения на условиях социального найма не порождает, поскольку заключения о признании жилых помещений непригодными для проживания не содержат указаний о возможности (невозможности) проведения ремонта или реконструкции, как это указано в п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ. Также уполномоченными органами не принималось решения о сносе жилого дома, о признании его аварийным и ремонту и реконструкции не подлежащим, что исключает применение ст.89 ЖК РФ. То обстоятельство, что подъезд полностью уничтожен огнем, не исключает принятия собственниками жилых помещений решения об их восстановлении, не свидетельствует о прекращении права собственности собственника на земельный участок. Кроме того, при вынесении решения суд учитывает, что в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Аналогичная позиция содержится в п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 14 Закона ХМАО - Югры от 06.07.2005 № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», в соответствии с которыми жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Анализ данных норм позволяет суду сделать вывод, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, одновременно соответствующим двум критериям: - они должны быть признаны малоимущими; - они должны быть признаны по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Однако ни истец, ни члены его семьи в установленном законом порядке малоимущими ни признаны. Кроме того, в силу ст.211 ГК РФ риск случайной гибели имущества несет его собственник. Таким образом, суд приходит к выводу, что истец, требуя от ответчика через суд предоставления жилого помещения по договору социального найма, не выполнил требования жилищного законодательства в части признания его малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, не представил ответчику доказательств, что он является малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях. С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ Д. в иске отказать. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югра через Няганский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. ... Судья А.И. Клюсова